search
main
0

Образование в “сетях” В начале 2002 года только два процента российских школ имели доступ в интернет

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) во всем мире признаны ключевыми технологиями ХХI века. На ближайшие десятилетия они станут основными двигателями научно-технического прогресса. Это залог развития экономики страны, условия обеспечения ее технологической независимости и безопасности, полноправного участия в жизни мирового сообщества. Роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека и общества быстро возрастает, в силу чего модернизация сферы образования напрямую связана с ИКТ.

Неравенство возможностей
Традиционное образование, опирающееся только на классические формы обучения, не в состоянии справиться с растущими требованиями к качеству подготовки специалистов в информационном обществе. Оно диктует необходимость перехода от образования “на всю жизнь” к образованию “через всю жизнь”, то есть непрерывному, открытому, соответствующему запросам общества.
По ряду оценок, на протяжении 1999-2002 годов в России ежегодно насчитывалось в среднем 32,8 млн. человек, нуждающихся в основном, параллельном и дополнительном профобразовании. А средняя ежегодная численность реально обучаемых за этот же период составляла около 8 млн. человек. Одно сравнение этих цифр показывает, как далека система профессионального образования от потребностей сегодняшнего дня. Справиться с задачами такого масштаба она может, только перейдя к образовательным системам, основанным на широком применении информационных и коммуникационных технологий, дистанционных методов обучения.
Россия, как и большинство стран бывшего Союза, отстает от развитых стран мира в освоении новейших технологий по ряду параметров. Особенно заметно это отставание в сфере общего образования. Наглядную картину может дать сравнительный анализ количества образовательных учреждений, имеющих доступ в глобальные телекоммуникационные сети, а также скоростных характеристик, используемых для этого каналов связи. Так, на начало 2002 года лишь 2 процента школ России имели доступ в интернет, причем наиболее остро оторванность от основных источников информации чувствуется в сельских школах. А в США, например, этот показатель 98 процентов. При этом если в США повсеместно используется интернет с высокой скоростью передачи информации, позволяющий легко находить и получать всю нужную информацию, в России каналы не всегда обеспечивают даже надежную работу электронной почты. Небольшая мощность каналов резко ограничивает число пользователей интернета, снижает эффективность использования телекоммуникационных возможностей в учебном процессе и научных исследованиях, а то и просто делает невозможным использование информационных образовательных ресурсов в отдаленных (сельских) школах. Имеется существенная разница в уровне оснащенности наших школ и школ большинства промышленно развитых стран средствами информационных и коммуникационных технологий, в том числе – компьютерами.
Ситуация с ИКТ в учебном процессе стала меняться с принятием и началом реализации федеральной целевой программы (ФЦП) “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)” (РЕОИС), в рамках которой поставлены современные компьютеры и компьютерные классы, а вместе с ними необходимое программное и техническое обеспечение практически во все школы страны – сельские, городские, поселковые. С РЕОИС начато создание образовательных порталов, электронных библиотек, ресурсных центров, широкомасштабное подключение образовательных учреждений к сети “Интернет”, разработана программа подготовки и переподготовки кадров в системе образования.
Но самое, пожалуй, главное, что было сделано программой РЕОИС, – была выработана государственная политика в отношении информатизации современной школы и в целом системы образования. Чтобы она была действенной, предстоит многое изменить и в нормативно-правовой базе, и в укладе школы, и в психологии человека, не говоря уже о самом содержании образования и педагогических технологиях. А это не так-то легко сделать.

Ключевой момент модернизации
Трудности начинаются уже на первом этапе информатизации. Когда только идет планирование расходов на эту программу, нужно объяснить представителям власти, начальству, спонсорам и инвесторам, на что требуются деньги, какие статьи расходов обязательно следует ввести. Губернаторы, градоначальники и бизнесмены зачастую говорят: “Дайте школам компьютеры. Мы профинансируем. На этом наша миссия исчерпана”, – забывая при этом простую вещь: если в картридже школьного принтера заканчивается порошок, а в бюджете региона или муниципалитета не заложить денег на его покупку, то информатизация остановится. А потому встает вопрос формирования видения проблемы “что такое информатизация в стране и в конкретной школе” от учителя до президента, понимания того, что ИКТ являются ключевым моментом во всем процессе модернизации образования, и заниматься данной проблемой надо комплексно. Техническую и финансовую поддержку школам должны оказывать ресурсные центры, создающиеся в рамках программы РЕОИС, и в будущем – проекта образовательного займа Мирового банка реконструкции и развития.
Да, поставка техники – вещь принципиальная, но, как показывает мировой опыт, наибольшие средства идут на то, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии, на инновационные проекты в содержании образования и педагогических технологиях, на методическую поддержку, повышение квалификации, переподготовку и подготовку кадров. Говорить об эффективном использовании компьютера (как в образовании, так и на производстве) не приходится, если к нему не поставлен ряд периферийного оборудования – принтер, сканер, модем, копировальные аппараты, проектор с экраном, видеокамера, цифровой микроскоп, инструментарий для компьютерной графики, подсоединяемое к компьютеру лабораторное оборудование и так далее. Все эти устройства могут и должны подсоединяться к компьютеру, чтобы его максимально использовать в учебной и научной деятельности.
Важнейшим разделом программного обеспечения являются информационные ресурсы образования, информационные источники. Сегодня нет технических ограничений по объему вводимых в память компьютера текстов и цифровых копий произведений искусства, музыкальных произведений, архивных документов и фотографий, записей научных экспериментов. Возьмем для примера курс истории. Традиционный (в ряде школ уже давно изветшавший) набор учебных пособий и наглядного материала, таких как карты, учебник и хрестоматия, не соответствует той среде, в который городской ребенок живет вне школы. Хорошо еще, если в арсенале учителя один-два исторических фильма – и это при богатстве мирового и российского исторического кино, при огромном объеме кинодокументалистики. Компьютер же дает несоизмеримо большие возможности для изучения курса истории, и не только изучения, но и прогнозирования, анализа ситуации школьником, для развития его логического мышления, творческих задатков. Сейчас многие педагоги в разных странах мира предлагают принимать во внимание разные взгляды на одно и то же историческое событие. Минобразование закладывает эту идею в новую концепцию преподавания истории в школе, и уже при проведении конкурса на программное обеспечение по этому школьному предмету будут учитываться наличие большого числа первоисточников, “многооценочность”, незаангажированность подачи материала. Но есть и другой подход, когда изучение истории базируется на микроистории – от истории своей семьи к истории своего народа. Записанные на магнитофон, прочтенные, обработанные, введенные в компьютер воспоминания своих родных можно ввести в базу данных истории страны, сопроводить ссылками на энциклопедии. И вписывающийся в исторический контекст рассказ из жизни одной семьи поможет ребенку лучше понять суть исторических событий, роль человека в истории. Все это работает на воспитание, духовное обогащение ребенка и уже сегодня приветствуется российскими учителями. Это только один пример.

Торги: результаты и последствия
Уже никому не нужно объяснять, что программное обеспечение должно входить в комплект услуг, хотя еще лет пять назад учителю, осваивающему новые технологии, приходилось слышать от своего директора или завгороно: “Зачем вам программа? Найдите, купите, “спишите”, в конце концов”. Реализуя президентскую программу компьютеризации сельских школ, а затем, после принятия ФЦП, городских и поселковых, исполнители программы позаботились о том, чтобы к компьютерной технике был приложен весь инструментарий для полноценной работы. Но в 2001 году этого надо было еще добиться и провести беспрецедентные конкурсы по закупке оборудования и программ.
– Было очень тяжело, потому что для России таких конкурсов (на два миллиарда рублей, причем половина – из федерального бюджета, остальные, по договоренности, – субъектов Федерации) не было, – рассказывает начальник Управления информационных технологий Минобразования России Александр Поляков. – Встал вопрос о поставке компьютеров в сельские школы, а они представляли зачастую такое неприглядное зрелище, что поставлять туда компьютеры было нельзя. Надо было проводку заменить, решетки на окна поставить… Мы вынуждены были дать немалую сумму денег на подготовку помещений, а потом только проводить конкурсы по закупке оборудования. Первый был проведен в 2001 году на сумму 1млрд. 620 рублей. И тут выяснилось, как нелегко внедрять в жизнь новые идеи.
Поскольку система торгов и закупок очень жесткая (она подчиняется закону), развернулись дебаты: что должно поставляться в школы, компьютеры какой конфигурации, с каким программным обеспечением. Был создан научно-технический совет, куда привлекли ученых и специалистов из самых разных организаций.
Управление информационных технологий, представляя свое министерство, выдержало, как говорят здесь сегодня, “страшные бои”, потому что ставило вопрос так: даже если в школу поставляется один компьютер, он должен иметь технические параметры, которые бы позволяли подключать его к интернету. В этом очень трудно было убедить регионы, где интернет считался (а возможно, продолжает считаться) роскошью. Это первая принципиальная позиция. Вторая основывалась на том, что, даже если в школе три компьютера, они должны быть объединены в локальную сеть. Должно быть одно рабочее место преподавателя, другие – учеников. Требования к ним должны быть разные. Таким образом закладывалась система компьютерного класса, поставить который удавалось далеко не везде.
Торги выявили, что фирм, которые бы полностью отвечали высоким требованиям, не так уж и много, по крайней мере значительно меньше, чем ожидалось. Высокие требования позволили отсеять часть фирмы, что дало свой положительный результат (было приобретено наиболее качественное на тот момент оборудование, Минобр работал с надежными поставщиками) и… весьма неприятные последствия.
– Регионы “говорили”: “Зачем мы будем объединять свои деньги с федеральными? Мы у себя все купим – и дешевле”. Организаторы конкурса, зная этот рынок, отвечали, что купить-то они купят, но что дальше будут делать с этим оборудованием? Жесткая политика дорого далась. Были жалобы, в которых люди писали в антимонопольный комитет, что их права ущемляют… У меня есть сейф, который забит одними ответами, – говорит Поляков.
Конкурсы – отдельная страница в истории информатизации, которая, во-первых, позволила организовывать процесс, во-вторых, выявить картину с ситуацией на рынке компьютерной техники и информационных технологий. На следующий год к торгам подготовились как положено, выработали критерии отбора потенциальных поставщиков, по-другому начали разговаривать и с Минфином, и с Минэкономразвития.

В нарушение закона?
Одно из важнейших направлений работы – нормативная база. Если в школу вводятся новые технологии обучения, то фактически меняется и весь ее уклад, основы жизнедеятельности. Знаменитые школьные СанПиНы в силу закона о санитарном благополучии населения накладывают очень серьезные ограничения на продолжительность использования в школе компьютера одним учеником. В то же время в Минобразовании говорят, что ребенок должен использовать его постоянно, на каждом предмете и даже дома. Чиновники хотят весь класс посадить за компьютеры, а СанПиНы требуют наличия площади в шесть квадратных метров на один компьютер, что нигде не выдерживается. Так что получается: программа информатизации противоречит существующим нормам закона? Московский институт открытого образования (ректор Алексей Семенов) совместно с НИИ гигиены детей и подростков (директор Владислав Кучма) ведет экспериментальную работу по выработке научно обоснованных СанПиНов.
– Мы уже несколько лет занимаемся этой проблемой, пытаемся даже получить федеральное финансирование, но пока неудачно. Финансируем работу из собственных средств. Тем не менее надеемся довести ее до конца – выработать новые, правильные, прогрессивные СанПиНы. Отчасти они будут основаны на том, что сам компьютер будет следить за состоянием здоровья учащегося. Когда ЭВМ будет “видеть”, что ребенок устал, он “скажет” ему: “Сделай физкультурные упражнения” – так видит будущее ректор МИОО профессор Алексей Семенов.
В плоскости проблемы повышения квалификации и подготовки кадров надо определить, что нужно ввести в педвузы, чтобы выпускник (любой предметник) понимал место информационных технологий в образовательном процессе, как отладить систему массовой переподготовки кадров в образовании. В ФЦП “Развитие единой информационной среды (2001-2005 годы)” определены 11 направлений информатизации отрасли. Они охватывают весь спектр работ, которые необходимо поддерживать и контролировать для массовой информатизации и внедрения новейших телекоммуникационных технологий в российские школы – от педагогики информационных технологий, посвященной “встраиванию” ИКТ в существующий образовательный процесс, до интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования (ИАИС), призванной решать задачи управления образовательными учреждениями и отраслью.
Сейчас процесс построения единой образовательной информационной среды показал свою жизнеспособность и позволяет идти дальше. Стимулом для дальнейшего развития ИКТ в образовании стало принятие решения Правительством РФ о третьем образовательном займе из средств Мирового банка реконструкции и развития – “Информатизация образования”. В финансовом отношении программа РЕОИС и заем будут дополнять друг друга. В марте Минобразование должно сдать в Минэкономразвития полное финансово-экономическое обоснование проекта, и если все будет хорошо, освоение займа начнется со следующего, 2004 года.

Ирина Каминская

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте