search
main
0

Образование, наука и производство: сохранение энергетических ресурсов – задача общая

Уже в третий раз форум по вопросам управления энергосбережением и энергоэффективностью «Стандарты энергоэффективности: организации образования и науки» предоставил возможность представителям различных образовательных и научных учреждений со всей России встретиться в неформальной обстановке, чтобы подвести итоги года прошедшего, поделиться планами на будущее, обсудить наиболее злободневные вопросы дня сегодняшнего. Своего рода лейтмотивом всего мероприятия стало осознание необходимости формирования единого информационного поля, которое объединило бы передовые наработки, научный, практический и педагогический опыт ведущих образовательных учреждений России. И это действительно самая насущная задача на сегодня: ведь во многих вузах в разных регионах России работают замечательные специалисты, решаются сложнейшие научно-технические проблемы, внедряются новые технологии. Поэтому необходимо создавать единое пространство, позволяющее распространять инновационные разработки среди всех учреждений образования и науки.

Третий энергетический форум по вопросам управления энергосбережением и энергоэффективностью «Стандарты энергоэффективности: организации образования и науки» проходил в одном из престижнейших вузов Санкт-Петербурга – ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет». И это не случайно. Политех является одним из безусловных лидеров среди технических вузов Санкт-Петербурга в области повышения энергоэффективности. Здесь проводится целый ряд работ, направленных на энергосбережение: создана лаборатория энергомониторинга, разрабатываются энергетические, энергоэффективные карты по энергопотерям и электропотерям для всего города. На основе проводимых исследований целый ряд организаций, начиная от Русского музея и заканчивая промышленными предприятиями, могут рационализировать и значительно сократить свои потери с точки зрения энергопотребления.Союз оправдан Станислав КУДЖ, экс-директор Департамента государственной службы кадров и мобилизационной подготовки Министерства образования и науки России:- Благодаря форуму на одной площадке удалось собрать и объединить образование, науку и производственную сферу. Результаты, которых удалось добиться за то время, когда мы так активно стали уделять внимание вопросу энергоэффективности, на самом деле потрясающие. И тот опыт, который есть в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, планируем использовать и в других вузах. Участники мероприятия обсудили наиболее актуальные вопросы реализации 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», которые стоят сейчас перед образовательными учреждениями:    Какие энергосберегающие мероприятия являются максимально эффективными с точки зрения необходимых затрат и сроков их окупаемости?    Как внедрять высокозатратные энергосберегающие мероприятия: силами самого образовательного учреждения или с помощью энергосервисных компаний?    Как при этом заинтересовать энергосервисные компании в сотрудничестве с вузами и школами?    По каким стандартам оценивать результаты внедрения энергоэффективных мероприятий?    Как создать эффективную систему энергоменеджмента?    Как привлечь к деятельности вузов производителей энергоэффективной продукции?    И наконец, как организовать образовательную и просветительскую деятельность в области энергосбережения? Как формировать бережливое отношение к энергоресурсам среди молодежи?Каждый из участников мог выбрать и обсудить наиболее интересную для себя тему. Таким образом, в рамках форума участники подвели наиболее важные итоги 2012 года, обменялись передовым опытом в области повышения энергоэффективности и обсудили проблемы повышения энергетической эффективности.Время действоватьДмитрий КАЛАЧЕВ, начальник отдела Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки России:- На конец 2012 года  более чем в 90% подведомственных организаций проведено энергетическое обследование. Теперь мы должны переходить от планирования к внедрению мероприятий. Важно по результатам форума сформировать понимание того, как максимально эффективно реализовывать энергосберегающие мероприятия, какие правовые и экономические вопросы нам необходимо решить для успешной реализации поставленных задач.При этом по результатам 2012 года у нас появился ряд важных новшеств, которые позволят более эффективно внедрять энергосберегающие технологии в образовательных учреждениях:     сформирована концепция осуществления полномочий собственника Минобрнауки России в области энергоэффективности в отношении своих подведомственных организаций;    разработан ведомственный стандарт энергоменеджмента в сети учреждений образования и науки;    созданы 8 комплексных центров энергоэффективности, расположенных в различных частях страны, но действующих по единому стандарту.Создание таких центров энергоэффективности стало одним из важных достижений. Первоочередными задачами комплексных центров является обучение работников бюджетной сферы в области энергоэффективности, проведение энергетических обследований, в том числе обследование зданий, сооружений подведомственных Минобрнауки России образовательных учреждений, разработка и внедрение энергосберегающих технологий, внедрение отраслевого стандарта управления энергосбережением, который был разработан в 2012 году, а также проведение консультаций ответственных за энергосбережение. Кроме того, планируется проведение на базе центров занятий для школьников, студентов, аспирантов и преподавателей. При этом комплексные центры могут иметь несколько видов внутреннего наполнения. Первое – это демонстрационные аудитории, которые позволяют посетителям ознакомиться с самыми передовыми технологиями и оборудованием в области энергосбережения. Второе – это учебные спецклассы или лаборатории, оборудованные обучающими стендами ведущих производителей энергоэффективного оборудования. Они оснащены ультрасовременным оборудованием и имеют интерактивные устройства и экспонаты, которые позволяют проводить эксперименты в режиме 3D. Кроме того, все они связаны между собой средствами видео-конференц-связи таким образом, чтобы преподаватели из одного вуза могли преподавать студентам другого вуза из другого города.И третье – это инжиниринговое оборудование, которое позволит проводить энергетические обследования и реализовывать другие работы, связанные с энергоэффективностью. Очень важным аспектом деятельности комплексных центров является сотрудничество с ведущими производителями энергоэффективной продукции. Одним из таких партнеров, с которым уже сейчас разрабатываются учебные программы, является дочерняя компания «Газпрома» ТГК-1. Сегодня создано 8 комплексных центров – по одному в каждом федеральном округе. В 2013 году планируется открыть еще 8. Сотрудничество перспективноВладимир ФРОЛОВ, руководитель комплексного Центра энергоэффективности и энергосбережения Института профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Минобрнауки России:- Мы ожидаем от наших партнеров, что они смогут предоставлять центрам демонстрационное оборудование, обучающие стенды, возможно, оказывать спонсорскую поддержку, передавать имеющиеся у них образовательные и обучающие программы, а также по возможности трудоустраивать лучших выпускников. Со своей стороны центры могут предоставить партнерам услуги для создания дилерских и сервисных центров на базе центров образования, обучения профильных специалистов по предоставленным программам, а также анонсировать преимущества продукции партнеров и спонсоров в рамках своей образовательной и информационной деятельности. В рамках работы форума состоялось очередное заседание Координационного совета инженеров в области энергосбережения.Координационный совет ставит своей целью объединение усилий специалистов по энергосбережению для решения территориальных задач по всей России, реализации наиболее интересных проектов, а также повышение качества выполняемых работ в области энергосбережения.Членами Координационного совета являются представители подведомственных организаций Минобрнауки России, ведущие эксперты в области энергоэффективности, а также организации-партнеры. В рамках Координационного совета создано 12 рабочих групп, охватывающих все основные области и направления, в которых реализуются энергосберегающие мероприятия. Прежде всего это образование и просвещение в области энергоэффективности, издательская деятельность, проведение энергетических обследований и выявление недобросовестных поставщиков в этой области, внедрение системы энергетического менеджмента, реализация энергосервисных контрактов, а также международное сотрудничество.В рамках работы Координационного совета будут создаваться центры коллективного пользования измерительными приборами и лабораторными стендами, что позволит специалистам пользоваться имеющейся высокотехнологичной материально-технической базой на взаимовыгодной основе.Таким образом, в ходе работы форума были затронуты наиболее актуальные вопросы реализации 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Участники еще раз подчеркнули важность инициатив Минобрнауки России в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и особую роль образовательных и научных учреждений не только в пропаганде бережного отношения к энергоресурсам, но и в развитии научно-технической базы для решения поставленных задач.Наука XXI векаАндрей РУДСКОЙ, ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета:- Казалось бы, образовательные учреждения не главные в России, кто мог бы рассматривать вопросы энергосбережения с точки зрения прямого потребления. Это скорее промышленные предприятия, энергоемкие структуры, Вооруженные силы, общественный транспорт. Но как раз наша-то задача – интеллектуализация этого вопроса. Рассмотреть теоретические и практические вопросы энергосбережения как науки, как системы, которая должна обеспечить значительный рост экономики за счет рачительного использования ресурсов нашей страны. Это наука XXI века – рационально, интеллектуально, разумно и цивилизованно использовать то, чем мы обладаем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте