Любая, самая лучшая на первый взгляд технология нуждается в отработке на практике, в эксперименте. Это аксиома. Опровергать ее не стали и разработчики технологии деятельностного метода, несмотря на то что преимущества деятельностного обучения, опирающегося на разветвленную теорию деятельности, достижения российской методологической школы (Георгий Щедровицкий, Олег Анисимов, Юрий Громыко), признаны во всем мире.
Отличный результат
Вопросов по организации новой системы обучения, которая должна прийти на смену традиционной, возникает немало. На многие из них удалось дать ответы благодаря широкомасштабному эксперименту на базе московских школ «Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе». Инновационный сетевой проект вынесли на своих плечах Департамент образования Москвы, окружные управления образования, центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». Эксперимент был начат в 2003 году и охватил 586 педагогов. Из них 249 учителей начальной школы, 38 учителей математики средней школы, 102 воспитателя ДОУ, 96 управленцев, завучей, директоров, заведующих детскими садами, директоров колледжей, более 70 преподавателей колледжей и 29 психологов.
Директор центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, лауреат Премии Президента в области образования за 2002 год Людмила ПЕТЕРСОН выделяет несколько направлений научных исследований:
– развитие теоретических основ;
– апробация курсов математики для дошкольников, начальной, средней школы;
– построение ресурсных центров методической работы;
– управление работой школы;
– создание системы измерений, мониторинга, которые позволят отслеживать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Результатами эксперимента довольны все его организаторы. Людмила Георгиевна Петерсон: «Задачи, поставленные в ходе эксперимента, полностью решены. Полученные результаты могут использоваться для решения современных задач образования воспитателями, учителями, психологами, завучами, директорами школ, методистами, управленцами». Главный специалист по экспериментальной деятельности отдела общего и среднего образования Департамента образования Москвы Елена ЗАЙЦЕВА: «Деятельность городской экспериментальной площадки ассоциации «Школа 2000…» внесла свежую струю, новые аспекты в реализацию общей программы развития «Столичное образование-4».
Среди конкретных продуктов экспериментальной деятельности – апробация типологии уроков деятельностной направленности и учебно-методического комплекса (учебники, методические рекомендации, учебно-методические пособия, средства обучения и т.д.), электронных средств комплексного мониторинга результатов обучения, создание управленческой модели перехода образовательного учреждения к реализации деятельностной парадигмы обучения и модели психолого-педагогического сопровождения освоения учителями деятельностного метода обучения.
От человека к человеку
О результатах эксперимента его организаторы, участники говорили на XI Всероссийской конференции ассоциации «Школа 2000…» «Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…».
Людмила Петерсон подробно описала первый и главный результат эксперимента – создание системы подготовки учителя к реализации деятельностного метода обучения: «Когда учителю рассказывают о новой дидактической системе, у него формируется о ней лишь первичное представление. Однако уже после ознакомительных курсов учитель начинает работать в соответствии со структурой: организационный момент – актуализация знаний – проблемное объяснение – первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – включение в систему знаний, повторение – итог урока.
Один педагог говорит: «Это мне знакомо, это мое!» Другой: «А меня всегда проблемные методы интересовали». И в итоге учитель эту ступеньку берет легко.
Следующая ступенька – технологический уровень. Здесь уже необходимо поучиться на курсах углубленной подготовки. Учителя приезжают к нам с толстой тетрадью, готовятся слушать лекции. И вдруг оказываются в группах по 30 человек. Им говорят: разработай, придумай, сделай! Погружение учителя в эту деятельность – очень болезненный процесс. Учителю предлагается перейти с позиции учителя в позицию ученика.
Третий методический уровень, который погружает учителя в теорию, – это подготовка трансляторов, обучающей команды. Технология деятельностного метода может осваиваться только через непосредственную стажировку, патронат. Она передается от человека к человеку».
Этапы технологии деятельностного метода «Школа 2000…», о которых говорила Людмила Георгиевна, в чистом виде выглядят так:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение к систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Это инвариантная структура, неизменная на каждом этапе обучения. А что меняется? Об этом рассказывает заместитель директора по научно-методической работе центра «Школа 2000…» Марина КУБЫШЕВА: «На дошкольной ступени структура связана с организацией игровой деятельности. Структура проведения урока в 1-6-х классах связана с формированием умения учиться и с освоением необходимых знаний, умений и навыков. В основной школе процесс обучения связан с организацией учебной деятельности. Создаются условия для формирования таких важных способностей, как адекватная самооценка, рефлексивный самоанализ, адекватное самоопределение, потому что именно в этом возрасте дети делают выбор дальнейшего пути. На этапе профессиональной подготовки приобретаются профессиональные знания и умения. Создаются условия для формирования способностей студентов, позволяющих им успешно самореализоваться в современном образовательном пространстве.
Кроме того, технология деятельностного метода модифицируется в зависимости от типа урока. Существует четыре группы уроков деятельностной направленности:
1) уроки открытия нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки обучающего контроля.
Я думаю, вы поняли, насколько сложно организовать такой процесс. Подготовка урока по технологии деятельностного метода – это очень трудоемкий процесс, который отнимает у преподавателя гораздо больше времени, чем подготовка занятия в традиционной системе, когда можно прийти и рассказать какой-то материал».
Технология радости
Результаты любого эксперимента можно представить в цифрах и сухих фактах, документах. А можно в отзывах педагогов, родителей, детей.
Молодой специалист, учитель московской СШ №1724 Лариса БАШЕВА (Восточный округ): «В год моего поступления на работу школа начала апробацию уроков, разработанных в деятельностной парадигме. Но, несмотря на это, освоение новой технологии не далось мне легко. Пройдя ознакомительные курсы, я поняла, что добиться положительных результатов в развитии деятельностных способностей учеников можно, лишь работая по технологии постоянно».
Мама ученика СШ №26 (Юго-Восточный округ): «Огромное спасибо нашему учителю, работающему по учебнику Л.Г.Петерсон и технологии деятельностного метода. На мой взгляд, он научил моего сына самому важному – учиться, не бояться неудач, думать над ошибками и получать радость, открывая новые знания».
Ученик школы №257 (Западный округ): «Обожаю решать задачи и длинные примеры, блиц-турниры и уравнения. Чем сложнее, тем лучше!»
Еще более отсроченный результат столичного проекта – бесценный опыт экспериментальной деятельности, доступный регионам. Во многих городах и весях страны «Школа 2000…» с трудом пробивает себе дорогу, потому что учителям трудно найти общий язык с управленцами, доказать, что работа над этой системой пусть и трудна, но эффективна, что необходимо покупать учебники именно по этому направлению. Теперь центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» готов проводить региональные конференции, разъяснять свою позицию на уровне управлений образования, заключать с ними договора.
Да и заделы в регионах есть, в первую очередь в образовательных учреждениях, а также в методических службах, институтах повышения квалификации. Например, Институт непрерывного педагогического образования города Набережные Челны Республики Татарстан претендует на статус экспериментальной площадки, регионального центра системно-деятельностной педагогики. Одно из условий успешной работы, считает первый проректор по НМР Татьяна СИБГАТУЛЛИНА, – наличие заказчика экспериментального продукта, управления образования.
О том, как дидактическая система деятельностного метода внедряется в регионах, мы обязательно расскажем на страницах «УГ».
Комментарии