Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Обновленная система развития педагогических кадров должна вдохновлять учителя

Мой профсоюз, №44 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

Сегодня Министерство просвещения России предложило новое видение системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации национального проекта «Образование». Как нам кажется, направление развития избрано правильно.

Что важно в предложенном варианте развертывания системы непрерывного развития педагогов?

Еще на старте проекта мы говорили о необходимости целенаправленной ранней профориентационной работы со школьниками. Мы призывали обратить внимание на системную работу Министерства здравоохранения по широкому развертыванию сети медицинских классов в школах, на то, как легко и быстро у нас появились инженерные классы, IT-классы, школы Росатома, Роснано. И как мало делается для поддержки воспроизводства педагогических кадров.

Мы рады, что сейчас, в условиях сложной кадровой обстановки, намечаются конкретные шаги по развертыванию этой работы со школьниками и в нашей отрасли. Можно обратить внимание на ресурс летних профильных смен в лагерях «Артек», «Орленок», «Смена».

Что касается профессиональной подготовки педагогических кадров в регионах, то она, как известно, опирается на деятельность организаций высшего образования (чаще – педагогического) и среднего профессионального образования. Они формируют базовые профессиональные педагогические компетенции.

Далее педагогическими кадрами занимаются региональная система дополнительного профессионального образования, муниципальные методические службы и профессиональные объединения образовательных организаций, которые вместе призваны не только развивать базовые компетенции, но и формировать новые.

Региональные системы в большей степени представлены институтами повышения квалификации. Однако в некоторых регионах ИПК преобразованы в региональные институты развития. А это значит, что они получили дополнительный объем управленческой, аналитической и организационной работы. Но такое преобразование в отдельных регионах, к сожалению, сопровождалось сокращением профильных кафедр и соответствующих научно-педагогических кадров, непосредственно работающих с проблемами и запросами педагогов школ. Ресурсный потенциал муниципальных методических служб в условиях разделения полномочий и отсутствия целенаправленного финансирования тоже сокращен. Обучение непосредственно в организациях еще только формируется.

Надо признать, что федеральный проект «Учитель будущего» предусматривал модернизацию региональной инфраструктуры работы с педагогическими кадрами. Однако это формирование происходило спешно и зачастую непродуманно.

Еще на старте проекта мы ставили под сомнение необходимость создания двух параллельных региональных систем дополнительного профессионального развития педагогических кадров: действующих ИРО/ИПК и новых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Формирование двух систем, имеющих одинаковые цели, на наш взгляд, вряд ли целесообразно.

И здесь мы солидарны с Министерством просвещения, которое ставит задачу по синхронизации их работы. Идея сделать новые центры структурными подразделениями действующих ИРО/ИПК, на наш взгляд, позволит и структурно, и кадрово поддержать и обновить региональную систему работы с педагогами. Однако содержание деятельности этих центров надо переосмысливать.

Понятно, что система образования может развиваться только на основе непрерывного обновления содержания деятельности педагогических кадров. С учетом все более возрастающих требований к современной школе уже сегодня нужны учителя-аналитики, учителя-проектировщики, учителя-исследователи, тьюторы и многие другие. И этому надо учить.

Могут ли новые центры непрерывного повышения профессионального мастерства решить эту задачу самостоятельно? Думаю, что нет.

Нужна целенаправленная научная и методическая разработка новых ключевых компетенций учителя. И вот этим, на наш взгляд, могли бы заняться федеральные научно-методические центры сопровождения деятельности педагогов. В документах коллегии представлены предложения об их деятельности в рамках создаваемой Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров.

Выскажу предложение, что, во-первых, вряд ли надо создавать научно-методические центры только на базе педагогических вузов. Напомню, что на заседаниях рабочих групп национального проекта «Образование» высказывались предложения о формировании этих центров на базе партнерского объединения различных организаций, в том числе национальных исследовательских университетов, классических университетов, сильных региональных организаций дополнительного профессионального образования.

Во-вторых, функции этих научно-методических центров могут состоять не только в концептуальной проработке структуры новых ключевых компетенций учителя, но и в проектировании дидактического, методического обеспечения для его освоения, а также в разработке системы диагностики профессионального роста педагогов в части приращения этих компетенций.

Кроме того, эти центры могли бы взять на себя задачу по обучению региональных тьюторских команд, которые смогут более целенаправленно и успешно развернуть реализацию инновационных дополнительных профессиональных программ у себя в регионах. Это позволило бы оперативно обновить и содержание программ ДППО, и кадровый педагогический состав.

В эту работу могут быть вовлечены Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию и Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования. И вряд ли оправданно не подключить Российскую академию образования. Такое согласованное взаимодействие с общественно-профессиональными объединениями обеспечило бы большее доверие у профессионального сообщества к формируемым научно-методическим материалам и новым программам обучения.

Нормативная основа для разработки новых ключевых компетенций учителя может регламентироваться соответствующими приказами (распоряжениями) Министерства просвещения, как это было при определении Топ-50 профессий будущего в рамках мероприятий по развитию системы среднего профессионального образования.

Завершая, еще раз отмечу, что современной школе нужны учителя с новым самосознанием и новыми компетенциями. И это касается не только молодых педагогов. Обновленная система развития педагогических кадров должна не просто помогать учителю, а вдохновлять его. Так давайте сообща этим и займемся.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского Профсоюза образования


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt