search
main
0

Обмен, поиск и получение практического опыта

Современная стратегия развития учреждения дополнительного образования детей

Наставничество – технологический подход к организации образования детей и повышения квалификации кадров, при котором между обучающимся и педагогом устанавливаются связи сотрудничества, условия для представления наставником своего опыта и знаний, полученных им на основе практики.

 

Что мы понимаем под наставничеством?

Наставничество подразумевает интенсивный информационный обмен, поиск и получение знаний, наработку умений и навыков, получение практического опыта, того, что непосредственно связано с предметом познания.

Наставник и его воспитанник занимаются тем, что они оба считают важным для себя и принимают как ценное для других людей. Здесь проявляются и работают нравственные ориентации, интересы.

Под руководством наставника воспитанник учится формулировать цели, проблемы, задачи, результаты, к которым стремится, и способы оценки этих результатов. Обучающийся ставит задачи, распределяет их выполнение по времени, учится работать с ресурсами. Он формулирует условия, формы, способы достижения успехов.

Педагог-наставник – это успешный практик. Он глубоко погружен в смыслы образования, в технологии взаимоотношений, организации, согласования процессов. В любой момент общения с ребенком или коллегой наставник готов ответить на вопросы о том, зачем это делать, как это сделать лучше, почему не получается или получается недостаточно хорошо, легко и быстро. Наставник квалифицированно дает вызовы к развитию, задает вопросы, последовательно усложняет задачи, экспертирует процессы и результаты труда.

 

Почему мы в «Гайдаре» занимаемся наставничеством?

Есть содержательные и организационные причины, побуждающие нас к целенаправленному построению системы наставничества.

Мы хотим, чтобы наши дети освоили не только теорию, но и практики успешного действия. Мы хотим, чтобы они стали субъектами собственного образования, сами выбирали то, что и как они делают. Это почти всегда за пределами знаний и навыков. Здесь важны стремления, анализ чужого труда, собственный опыт, рефлексия. Это и дает наставничество.

Ребенок, выбравший программу дополнительного образования, не может быть неуспешным. Педагог должен найти подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей. Успех ребенка в учреждении дополнительного образования не в сдаче теста или контрольной. Он в том, что воспитанник научился делать под руководством своего наставника.

Мы видим, что образовательные результаты разных программ, которые осваивает воспитанник в нашем учреждении, могут быть связаны между собой. Многие дети во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара последовательно переходят от вводных программ к ознакомительным, потом к базовым, а затем к программам углубленного уровня. Кто обеспечивает эту преемственность? Как и почему краткосрочные интересы детей становятся устойчивыми, приводят их в профильные классы школ, а затем в профессию? Мы еще не ответили на все связанные с этим вопросы, но очевидно, что образовательные траектории детей обеспечивают педагоги, которые освоили компетенции и роли наставников.

В дополнительном образовании дети действуют вне рамок школьной программы. Здесь есть интересное противоречие. С одной стороны, каждый ребенок осваивает конкретную программу, которую он выбрал, а не целый комплекс учебных предметов, как в школе. А с другой – в дополнительном образовании нет той целевой сосредоточенности на освоении научной картины мира, которая характерна для школы. Дополнительное образование не отдает приоритет обыденному или научному восприятию мира, искусству или морали, религии или философии.

Ребенок и его родители выбирают программы дополнительного образования, а образовательное учреждение обеспечивает широкий выбор программ и успехи детей при их освоении. Педагог ведет детей маршрутами образовательных программ, но у каждого ребенка свои путь, опыт и достижения. Наставничество – норма дополнительного образования. Разумеется, оно осваивается, развивается.

У дополнительного образования есть и актуальные дефициты, которые должны быть преодолены, в том числе и на основе наставничества.

Один из таких дефицитов – сосредоточенность образовательных программ на их предметном содержании. Дети учатся играть в футбол, плавать, рисовать, программировать. В содержании программ указывалось именно это. На самом деле они не только усваивают знания и навыки, а также учатся управлять собственным временем, распоряжаться ресурсами, общаться с другими людьми. Что об этом можно прочитать в обычных программах дополнительного образования? Метапредметное и воспитательное содержание образования не обозначалось в дополнительных образовательных программах или сдвигалось на второй план. Это инициативно и целенаправленно изменяется в ДТДиМ имени А.П.Гайдара. Обновление образовательных программ соответствует положениям Концепции развития дополнительного образования на период до 2030 года об усилении воспитательной составляющей в программах дополнительного образования и о создании условий для взаимозачетов дополнительных и школьных образовательных программ.

Тезисы о необходимости усиления внимания к воспитанию детей содержатся в Указах Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»  и  от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также в распоряженииПравительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996‑р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Изменения в содержании более чем тысячи образовательных программ и в практике работы 170 педагогов такой большой организации, как ДТДиМ имени А.П.Гайдара, требуют специальной организации и не происходят одновременно. Как и в любом масштабном движении, появляются лидеры, которые активно участвуют в диалогах о нововведениях, создают культурные образцы решений, предлагают их коллегам, принимают роли экспертов, дают консультации.

Мы не удивляемся тому, что лидерами, наставниками в отношении своих коллег становятся те педагоги нашей организации, которые раньше других и наиболее активно включились в реализацию проекта развития нашей организации, разработанного три года назад.

Внедрение в образование детей проектных практик, ежегодные конкурсы проектов, портфели достижений, целевое управление ресурсами и организация взаимодействий с организациями-партнерами – все это невозможно без тьюторов, наставников, без инициатив педагогов-лидеров.

Полезным для «Гайдара» является опыт наставничества, который есть у педагогов и Городского совета старших вожатых образовательных организаций Департамента образования и науки города Москвы и Российского движения детей и молодежи «Движение первых», чье Московское отделение является частью организационной структуры «Гайдара».

 

Как мы в «Гайдаре» этим занимаемся? Тактика или стратегия?

Организация наставничества на уровне «педагог – воспитанник» – это стратегия их взаимодействия. Минимальный срок реализации наставничества – период осуществления образовательной программы.

Как показывает практика, большинство детей, освоивших дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Гайдара», после завершения одной программы выбирают для себя другие образовательные программы последующих уровней. Освоив вводную программу, они приступают к программе ознакомительного уровня, затем переходят к базовой, а от нее к углубленной. Так на основе краткосрочных проб у ребенка формируются долгосрочные интересы, на основе которых складываются в том числе и профессиональные ориентации.

Сознательное управление процессами формирования условий образовательных траекторий имеет стратегический характер. Целевые установки здесь значительны. Их реализация осуществляется на основе потенциала и в масштабах всего учреждения. Задачи построения и реализации образовательных траекторий (путей, треков) осуществляются во временных параметрах нескольких лет в ходе среднесрочных и долгосрочных проектов.

В один такт действия нельзя построить между образовательными программами связи, которые задают общие или смежные образовательные траектории детей, обеспечивают преемственность результатов образования.

Масштабы ДТДиМ имени А.П.Гайдара таковы, что общие подходы к целям и технологиям дополнительного образования осваивают педагоги, работающие в 12 зданиях, расположенных в разных районах Москвы. Организация наставничества в этих условиях получает такие формы, как взаимодействие в виде серий вебинаров, создание и работа проектных команд. Здесь происходит не доведение административных решений до сведения подчиненных, а обсуждение задач, подходов к их решению, их коррекция, доработка, первые пробы, получение и представление культурных образцов программ, проектов, сценариев, а затем внедрение новшеств в массовую практику, экспертиза качества.

 

Наставничество результативно?

В настоящее время мы можем утверждать, что наставничество как технологический подход к организации образования детей и повышения квалификации кадров дает значительные результаты.

Более 60 педагогов «Гайдара» получили опыт тьюторов проектных работ, стали наставниками – авторами творческих работ детей. Более 40 коллег стали экспертами проектных работ.

В период с 2019 года при поддержке педагогов-лидеров обновлено более 300 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

За три года, с 2019 по 2022‑й, число призеров конкурсов WorldSkills и KidSkills увеличилось с 1 призового места до 12 мест победителей и призеров. На соревнования в 2019 году было заявлено 14 человек, а в 2022‑м – 39 человек.

 

Какие перспективы в организации наставничества есть у «Гайдара»?

В 2023 году нам предстоит оформить складывающийся опыт, построить организационный механизм наставничества, обеспечивающий взаимодействие «Гайдара» со школами и учреждениями профессионального образования на основе единства подходов к предметному, метапредметному и личностному содержанию образования.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования в Российской Федерации на период до 2030 года мы обеспечили усиление воспитательной составляющей в наших программах дополнительного образования. Теперь нам предстоит создать модели взаимодействия наставников и воспитуемых, выпускников образовательных программ.

Забота о развитии и поддержке наставничества становится одним из стратегических векторов развития технологии дополнительного образования, условием развития организации как среды профессионального взаимодействия, фактором внешних контактов образовательного учреждения.

 

Надежда КУРАНИНА, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте