С 2009 года Челябинская область, как и другие регионы страны, переходит на новую систему оплаты труда. Какой она будет? Какова степень ответственности областных и муниципальных органов власти за выполнение новых норм финансирования и распределение средств в бюджетных организациях? На что профсоюзам нужно обратить особое внимание? Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на традиционной встрече профактива Челябинской области с заместителем губернатора Романом Пановым и министром образования и науки Владимиром Садыриным, которая прошла 30 октября во Дворце профсоюзов области.
«В предыдущий раз мы говорили с вами о том, что переход с ЕТС на отраслевую систему оплаты труда – основная возможность повышения заработной платы в отрасли, – начал разговор заместитель губернатора Роман Панов. – Так случилось, неожиданно даже для региональных и муниципальных властей, что федеральный центр принял решение о достаточно быстром переводе всей бюджетной системы на НСОТ, причем этот переход будет практически одномоментным для разных уровней бюджета. Федеральные бюджетники переходят на новую систему с 1 декабря 2008 года. Для учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, переход должен произойти с 1 января 2009 года. По муниципалитетам четкой даты пока не стоит. Но общаясь с коллегами из Москвы и других регионов, обсуждая ситуацию в нашем правительстве, мы решили, что будем и муниципалитеты обязывать перейти на НСОТ с 1 января 2009 года.
Мы вместе – вы «снизу», а мы «сверху» – имеем полное моральное право требовать и на местном уровне, и на уровне руководства учреждений нормального перехода на новую систему оплаты труда, так как организационная работа уже проведена. Руководители министерств всей бюджетной сферы, несколько заместителей губернатора в последнее время серьезно и системно занимаются этими вопросами, подходя к ситуации с разных точек зрения, естественно, при соблюдении действующего законодательства.
Главный документ, который дал толчок ко всем изменениям, – постановление Правительства РФ №583 от 5 августа 2008 года, а приложением к нему идет Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Это основа для работы. Еще два важных документа – приказы Минздравсоцразвития №424 и №425 от 14 августа, которые детализировали задачи по переходу на отраслевую систему. Один приказ утвердил рекомендации по заключению трудовых договоров с работниками, другой – правила при разработке примерных положений по оплате труда.
Соответственно, были внесены изменения в законодательство Челябинской области, разрешающие использовать НСОТ на ее территории. Есть также постановление правительства области от 10 сентября 2008 года о введении НСОТ работников бюджетных учреждений и государственных органов власти. На этой неделе выходит постановление правительства об утверждении основных положений отраслевой оплаты труда для каждой бюджетной отрасли, в том числе и для образования. Знакомство с этими документами позволит каждому специалисту понять, что представляет собой НСОТ.
Во всех перечисленных нормативных документах есть одна важная деталь. Любое положение о переходе на отраслевую систему оплаты труда, включая надбавки стимулирующего характера, их размер, порядок начисления, принимается только при согласовании с коллективным органом трудящихся. Это нитью проходит через все нормативные документы – федеральные, областные и, надеемся, муниципальные.
В практической работе я рекомендовал бы сосредоточиться на двух вопросах. По новой системе заработная плата будет состоять из трех частей – базовой, компенсационной и стимулирующей. Не уделяйте много внимания второй части, поскольку в ней заложены выплаты, строго предусмотренные законодательством. Ни один работодатель никуда не денется – это те компенсации, которые фиксированно идут за работу в особых условиях, либо те выплаты, которые идут по национальному проекту. Примерно треть своих усилий нужно сосредоточить над работой по базовым окладам. Особенно это касается муниципальных учреждений образования, поскольку для федеральных базовые оклады устанавливаются федеральными властями, для областных – областными, и мы их уже установили. Львиную долю усилий нужно направить на работу по показателям, которые будут заложены в стимулирующей части.
Следующий момент. Буквально сегодня депутаты Законодательного собрания приняли бюджет области на 2009-2011 годы. И в бюджете на 2009 год предусмотрено 8 миллиардов 700 миллионов рублей на 30-процентное увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. Сюда заложено и повышение минимального размера оплаты труда до 4330 рублей. По нашим предварительным расчетам, из этих денег на увеличение МРОТ уйдет порядка 35-40%, а вторая часть – это именно повышенные расходы на зарплату, связанные с переходом на отраслевую систему оплаты труда.
Вспоминаю нашу предыдущую встречу, когда мы достаточно детально обсудили ситуацию с индексацией зарплаты на 14%. Тогда у профсоюзного актива было определенное непонимание, поскольку в нормативных документах указывалось, что на 14% увеличивается фонд оплаты труда, а это не значит, что у работника зарплата вырастет на 14%. Но в тот момент мы, имея активную позицию профсоюза, пересмотрели нормативные документы и, как помните, внесли соответствующие изменения, то есть обязали всех на 14% повышать именно заработную плату. Сегодня с 1 января на 30% увеличивается фонд оплаты труда, это жестко прописано во всех нормативных документах, начиная с федеральных и заканчивая нашими. Работников необходимо четко ориентировать: не будет такого, что получал ты, скажем, 5 тысяч, а с января станешь получать на 30% больше! В нормативных документах это не предусмотрено.
Сейчас, после утверждения областного бюджета, мы готовим роспись бюджетных средств, которые пойдут на увеличение ФОТ, по отраслям, по учреждениям, и до конца года каждое бюджетное учреждение, в том числе в системе образования, сможет просчитать, какой фонд оплаты труда с учетом увеличения на 30% оно получит с 1 января следующего года. Проблем много. Но они решаемы».
Более подробно о грядущих нововведениях профактивистам рассказал министр образования и науки Владимир Садырин: «Мы с вами стоим перед очень сложной задачей – как нам поработать с коллективами, как сделать так, чтобы новая система оплаты труда была понята и принята. Не успел Роман Юрьевич дать интервью СМИ, как тут же поступил вопрос: «Вчера директор школы объявил, что размер оклада у нас 2100 рублей, а уже к нему будут накручивать проценты, на основании чего?» Человек даже не посмотрел норматив, просто услышал часть информации, запаниковал и стал задавать вопросы. Я только что вернулся с совещания, которое проводил с нашими подведомственными учреждениями, и мы договорились, что с 10 ноября будем встречаться в ежедневном режиме, чтобы никакого недопонимания и слухов не возникало. Мы поставили им такие задачи:
1. До каждого работника, особенно руководителя, необходимо донести – надо забыть про единую тарифную сетку! Забыть, что 5 или 15 учителей начальных классов получали одинаково! То есть, по сути, мы должны уйти от уравниловки.
2. Мы должны забыть, что такое типовое штатное расписание. Приказом федерального министра Андрея Фурсенко оно отменено! И когда задают вопросы: а будут ли дополнительно вводиться ставки? – ответ один – нет! Ничего дополнительно вводиться не будет. Мы даем вам фонд оплаты труда, и вы со своим трудовым коллективом сами принимаете решение по ставкам. В том числе и по оптимизации. Например, один директор говорит: «А зачем я буду держать 11 ставок? Я набирал их для того, чтобы сделать людям 2 или 2,5 ставки. А сейчас, если вводятся стимулирующие надбавки, то я сокращу ставки, переведу все это в стимулирующую часть и сам буду решать, кому 10%, а кому 100% приплачивать». Это не решение вопроса! Нужно четко понимать, что штатное расписание утверждается учредителем. Начиная с 11 ноября, мы по каждому областному учреждению (а их 124) будем садиться и утверждать штатное расписание. И под него считать фонд оплаты труда.
Фонд увеличивается на 30%, но это не значит, что у всех зарплата повысится на 30%. По нашим подсчетам, у кого-то она вырастет на 5%, у кого-то на 90%. Так сложилось, что у некоторых работников до 90-100% из этой 30-процентной надбавки забирается на доведение зарплаты до МРОТ. Особенно сложно в муниципальных учреждениях – в детских садах и учреждениях дополнительного образования. Поэтому мы на совещаниях говорим руководителям – будьте внимательны! Это требуется и от профсоюза.
От своих подведомственных учреждений мы требуем, чтобы стимулирующая часть составляла не менее 10% от фонда оплаты труда. Вот тогда и штатное расписание утверждается. Если 10% не набирается, тогда будем решать: либо проводим оптимизацию численности работников, либо сокращаем вакансии.
То, что есть в профессиональных училищах и чего нет в школах, – внебюджетный фонд. Директора спрашивают: а будет ли из него доплата руководителям? Отвечаем: будет, если директор выполнит наши условия. Будет у него стимулирующая часть 10%, мы будем его поощрять. А если ты о коллективе не заботишься, поощряешь сам себя, тогда – нет, такого не будет!
Базовая часть фонда оплаты труда в муниципалитетах будет разная. На областном уровне мы установили базовый оклад в размере 2100 рублей. Но, например, город Челябинск берет его в размере 1700 рублей, а Снежинск – 2600. Чем меньше мы возьмем базовый оклад, тем больше нам из 30-процентного фонда нужно будет забрать для доведения зарплаты работников до МРОТ. И наоборот: чем больше оклад мы возьмем, тем меньше нам понадобится для доведения до МРОТ, и тем больше средств останется в стимулирующей части фонда оплаты труда.
В каждом муниципалитете приказом начальника органа управления образованием должен быть утвержден перечень должностей работников образовательных учреждений, которые относятся к основному персоналу по тем видам экономической классификации, которую утвердило министерство. У нас такой перечень есть, как пример. Он роздан муниципалитетам, и вы можете с ним ознакомиться. Он нужен для того, чтобы решить вопрос по окладам руководителей. Итак, базовый оклад – 2100 рублей и у технички, и у преподавателя, но дальше у нас по областным учреждениям вводится коэффициент 3,1. У вас он тоже может быть. Больше едва ли, меньше – может. Например, у преподавателя – коэффициент 2,7, у секретаря учебной части – 1,22 и так далее. Все это есть в проекте постановления губернатора.
Может быть, меня раскритикуют, но наша идеология – увеличение зарплаты молодому учителю, чтобы он стал получать как можно больше. Скажем, в наши профессиональные училища в этом году пришло всего 7 человек. Неужели мы не сможем для семи человек найти нормальный, достойный фонд оплаты труда? Стимулирующих надбавок у молодого специалиста может быть минимум. А мастер за такую же работу будет получать максимум надбавок. И у него может получиться и два, и три оклада молодого специалиста. Поэтому молодому мы не на 30% увеличиваем должностной оклад, а на 80%. Это наша идеология, направленная на привлечение в образование молодежи. Более того, молодому специалисту и в муниципалитетах, и в областных образовательных учреждениях мы сохраняем губернаторскую 40-процентную надбавку».
Заканчивая выступление, Владимир Витальевич добавил: «Конечно, мы с вами сегодня не все вопросы подняли и осознали, но нас ждут и другие встречи. И на сайте, и в режиме видеоконференций, и при личном общении. Так что готовьте вопросы, на которые мы постараемся ответить, чтобы совместно решить – как нам дальше действовать».
Однако участники встречи не стали дожидаться будущих совещаний и поспешили задать первые вопросы. Попеременно на них постарались ответить и Роман Панов, и Владимир Садырин.
– Сохраняются ли при введении НСОТ федеральные доплаты за классное руководство?
– Да, доплаты сохраняются. Доля федерального бюджета уменьшилась. Потому эти выплаты включены и в областной бюджет, и в фонд оплаты труда. Они заложены, будут переданы как субвенции и, конечно, дойдут до классных руководителей.
– Сохранятся ли областные компенсационные выплаты дошкольным работникам?
– Да. Дошкольным работникам депутаты также утвердили 1000 и 500 рублей выплат. 436 миллионов рублей заложено в бюджет области следующего года, и губернатор Петр Сумин на заседании правительства очень жестко сказал, что если мы что-то выделили один раз, то ничего отбирать не будем! Выплаты должны быть постоянными.
– А что со 100 рублями на книгоиздательскую продукцию?
– Сто рублей как были, так и останутся ста рублями. Но вы можете сами решить, как поступать – если стимулирующая часть будет нормальная, то можете решить и по-другому. Мы «схитрили» и написали не жесткие указания, касающиеся стимулирующей части. Например, за результаты деятельности учебного заведения доплаты ведутся из расчета – до 100%. То есть могут быть и пять процентов, а могут и сто. Но прежде чем принимать решения, необходимо сесть и «вручную» все просчитать, чтобы стимулирующий фонд позволял это сделать! Здесь резко возрастает и ответственность руководителя учебного заведения, и роль профсоюза.
– Как в условиях новой системы оплаты труда гарантировать выплаты сельским педагогам?
– Постановлением правительства области выплаты заложены – 25% «сельских». Естественно, мы заложили их в компенсационную часть, то есть гарантированную. Наша с вами задача – проследить, чтобы и в муниципальных постановлениях это было прописано, а впоследствии и выполнено.
– Базовый оклад в муниципалитете будет один или разный в каждой конкретной школе?
– Базовый оклад должен быть один на весь муниципалитет. Мы как пример привели города Челябинск и Снежинск. Для областных образовательных учреждений базовый оклад устанавливается в размере 2100 рублей, в Челябинске – 1700, в Снежинске – 2600. Везде по-разному, но одинаково в рамках одного муниципалитета. А вот стимулирующие части будут различные. По Трудовому кодексу мы гарантируем базовые и компенсационные выплаты, а стимулирующие везде могут быть разными.
– Что дает новая система оплаты труда и оптимизация области и селу?
– Как мы уже говорили, НСОТ позволяет оторваться от штатного расписания, оптимизировать его. Что дает оптимизация? Она дает возможность при постоянном фонде оплаты труда распределять его на меньшее количество персонала. Соответственно зарплата может возрасти больше, чем расчетная величина. А в том, что это должно быть, мы убеждены. В разных муниципалитетах, где мы брали конкретные школы и смотрели их штатное расписание, мы увидели непонятных для нас и для образования людей (истопников и прочих), которые в школе получают рабочие места и при этом не заинтересованы искать рабочее место с производительным трудом.
По всей бюджетной сфере мы наблюдаем серьезнейшую проблему – бюджетные учреждения из учреждений, которые должны учить или лечить, превратились в работодателя. Приезжаем в район – и что видим? На стройке работают приезжие из южных республик, а при больнице и школе пригрелись «лишние» люди. Например, в прачечной. Они не нужны – там стоит новое оборудование. Но их держат и им платят!
Оптимизация даст не только селу, а экономике в целом свободные рабочие руки. Что в этом хорошего? Это приведет к повышению зарплаты у активной части населения, у тех, кто дает производительность труда. Свободные руки тоже нужны. В хозяйство приходят инвесторы и привозят рабочих из Узбекистана. А так мы сможем решить целый комплекс задач.
– А что делать с людьми, которые попадают под сокращение?
– Общего подхода в работе с людьми нет и быть не может. С каждым нужно работать индивидуально. Наш разговор не случаен – вы должны вооружиться тем, что в нормативных документах должна быть прописана обязанность работодателя взвешивать каждый шаг и все согласовывать с трудовым коллективом. Мы не просто находимся в ситуации перехода на НСОТ, мы заложили 8 миллиардов 700 миллионов в бюджет, которые распределим между муниципалитетами и учреждениями до начала бюджетного года. И если где-то не будет правильно составлена система оплаты труда и возникнет ситуация, когда люди заработали стимулирующий коэффициент, а средств на его выплату нет, то мы не сможем взять откуда-то денег и добавить тому, кто не сумел хорошо поработать на стадии подготовки. Непростая ситуация. Потому заранее и серьезно следует поработать всем – властям, работодателям, трудовым коллективам.
А что касается людей – поверьте, мы не меньше профсоюзов думаем над этим. И, возможно, совместно найдем ответ и на этот очень важный вопрос.
– Должны ли работники при переходе на НСОТ получить уведомление, где будет прописано, что зарплата не снизится? И где гарантии стабильности?
– Мы сегодня всем директорам профессиональных училищ и техникумов такие квитки как учредители выдали, и там эта фраза о сохранении заработной платы не ниже существующей прописана. А можно было этого и не писать. Потому что в Трудовом кодексе этот момент зафиксирован, и он является гарантом того, что при переходе на любую другую систему оплаты труда учредители и работодатели обязаны не только предупредить работников за 2 месяца о надвигающихся изменениях, но и нести ответственность за то, что зарплата не снизится.
Мы настаиваем на том, что новое положение об оплате труда, включая стимулирующие коэффициенты, целиком должно быть просчитано! Мы по своим областным учреждениям все просчитали. С одной целью – чтобы новая система не привела к тому, что кто-то станет получать меньше, чем раньше. Зарплата не должна уменьшаться – это аксиома в любом нормативном документе. Надо в каждом муниципальном учреждении и во всех документах следить за этим.
– Почему в каждом районе НСОТ будет разная? И апробировалась ли предлагаемая система где-нибудь в области? Дело в том, что муниципалитеты находятся в некоторой прострации.
– Насчет прострации муниципалитетов: не бойтесь требовать с них принятия нормативных документов в срок. Мы с ними работу начали с июля, а по образованию и того раньше, даже когда не было принято решения на федеральном уровне. После этого лично каждому главе в присутствии губернатора доложили, что нужно делать. Последний раз собирались в режиме видеоконференции, так что информация у них вся есть, рекомендации розданы. Надо работать.
Что касается базовых окладов. В настоящее время не существует законодательства, нет того органа, который обязал бы все муниципалитеты Челябинской или любой другой области России установить единый базовый оклад. Муниципальная власть выбирается жителями муниципального округа, она обладает своим бюджетом с учетом местных и областных денег, таким образом, они считают возможности, исходя из своего бюджета. Мы всех заставляем показать, что они насчитали. И если кто-то насчитает базовый оклад в 900 рублей, то ему это не позволят! Все-таки размер оплаты труда должен быть достойным.
Что касается экспериментов, то у нас в области они не проводились. Но есть опыт 31 региона России, где отраслевые оплаты труда внедрены 2 года назад. Челябинск, например, приглашал тюменцев, которые перешли на НСОТ три года назад. Сегодня зарплата у педагогов Тюменской области (а они 14% потратили не на уравниловку, а на стимулирующую часть) – 25 тысяч рублей, а у директора – 32 тысячи. Три года назад с мэром Тюмени (сейчас губернатором) Якушевым мы обсуждали плюсы и минусы НСОТ, изучали их опыт работы. Тогда прозвучало предупреждение: «Смотрите осторожнее, нам пришлось в Тюмени сократить 25% персонала. Правда, сегодня у нас зарплата в 2 раза выше, чем была». Нам проще – есть чей опыт учитывать и на чьих ошибках учиться.
Нам надо сконцентрироваться и понять – есть существующий фонд оплаты труда, на него добавляются дополнительные деньги, 30 процентов, и надо грамотно их распределить. При правильном подходе у нас есть возможность не допустить снижения зарплаты для каждого конкретного человека.
– Каково соотношение вклада муниципальных и областных денег? В некоторых муниципалитетах утверждают, что у них нет денег, например, на сопровождающих или водителей. Как быть?
– Когда глава говорит: «У меня в местном бюджете нет денег», стоит поспорить с таким руководителем. Сейчас бюджетная система выстроена четко. Тем муниципалитетам, которым на свои полномочия не хватает денег, в виде финансовой помощи идут средства из областного бюджета. Конечно, правильнее такой диалог вести в присутствии того главы, который утверждает, что нет денег на водителей, поваров или сопровождающих. Но мы столкнулись и с тем, что на систему образования пытаются «повесить» много лишнего. Например, строятся неоправданно дорогие физкультурно-оздоровительные комплексы и «вешаются» на баланс образования. Таким образом, денег на обеспечение качественного образования, естественно, «не хватает». Необходима работа в каждом конкретном случае, учет всех средств, контроль за их распределением как со стороны властей, так и со стороны общественных организаций.
– Привлечет ли НСОТ в образовательные учреждения области молодых специалистов?
– Хотелось бы надеяться. Но стоит сказать, что мы с вами задание губернатора не выполняем уже третий год. Вместо тысячи молодых учителей, на которые нам даются ресурсы, мы 852 учителей в 2006 году привлекли в школы, 739 – в прошлом году и 714 – в этом. Это недопустимо. Конечно, в областной системе новой оплаты труда мы сделали все, чтобы привлечь молодежь. Но не всегда дело только в деньгах. Например, стоит нам жестко покритиковать муниципалитет за то, что он не работает с молодежью, как там начинают предпринимать меры. И молодежь начинает приходить в образование.
Сейчас мы по заданию губернатора делаем абсолютно новое положение о губернаторском наборе. На следующий год он будет сокращен и останется только для будущих учителей, врачей, агрономов. Мы закладываем деньги в областной бюджет и после каждой успешно сданной сессии будем оплачивать обучение. Но главное условие – будущий специалист обязан отработать 5 лет. Иначе всю сумму, потраченную на его обучение (с учетом инфляции), необходимо будет вернуть.
Завершая разговор, председатель областного комитета профсоюза Юрий Конников отметил, что такие встречи, которые проходят в области уже не первый год, важны и для властей, и для работодателей, и, конечно, для профсоюза и всех работников образования. Подобный диалог необходим. И надо стремиться к тому, чтобы и на уровне районов эта практика действовала.
«Наша сегодняшняя встреча подошла к концу, – подытожил Юрий Владимирович, – но открытых вопросов по введению НСОТ осталось много. Мы продолжим наше общение с тем, чтобы неразрешенных проблем оставалось все меньше и меньше. Позиция профсоюза – не допустить того, чтобы люди потеряли в заработной плате, и обеспечить соблюдение прав каждого работника».
Логичным завершением встречи и демонстрацией социального взаимодействия всех заинтересованных сторон стало награждение победителей смотра-конкурса «Лучший социальный партнер», который впервые проводился среди руководителей образовательных учреждений и профсоюзных организаций Челябинска.
Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии