В России состоялся третий по счету Географический диктант, который проводится Русским географическим обществом по инициативе Президента РФ. За 45 минут очным участникам диктанта, собравшимся на 2300 площадках, нужно было ответить на 30 вопросов о географии России. Вопросы высвечивались на большом экране и сопровождались иллюстрациями. На площадках для онлайн-тестирования модераторы вели работу через виртуальные кабинеты.
Тройка – это стабильно?
Задания Географического диктанта составляются иначе, чем для ЕГЭ по географии. Они адресованы жителям Центральной России, Сибири и Дальнего Востока и проверяют общие знания по географии этих регионов и России в целом. В них обязательно присутствует литературный блок: участникам надо узнать места России, описанные в том или ином литературном произведении.
В этом году Географический диктант впервые прошел еще в 20 странах: в Китае, в Австралии, Аргентине, Великобритании, Дании, Норвегии и даже в Сирии… Турция открыла у себя целых четыре площадки: проверить свои знания России можно было четырех городах – в Алании, Анкаре, Анталии и Стамбуле.
В Российском университете дружбы народов (РУДН) Географический диктант написали 500 человек, в том числе – представители 11 стран.
Сан Лю из Китая, студент экономического факультета РУДН, сказал, что ему очень нравится география и потому он решил участвовать в диктанте.
А Гуиссе Калиду из Сенегала, который хорошо говорит по-русски, уверяет, что задания, несмотря на это, были для него сложными.
Действительно, вопросы Географического диктанта каждый год ставят в тупик даже жителей России.
Только 413 из 85 тысяч участников Диктанта получили в прошлом году высшие 100 баллов. Средняя оценка 2016 года, как и в 2015 году, составляла тройку с большим минусом (от 52 до 55 баллов из 100).
Новые результаты Географического диктанта будут опубликованы на сайте Русского географического общества 25 декабря.
«Туризму» важнее история
Многие уверенно отвечают, что «знают географию»… потому что пользуется навигаторами и картами Google. Но это, как выясняется, не одно и то же!
По данным ВЦИОМ, из школьного курса географии россияне лучше всего усвоили, что город Самара стоит на берегу Волги. И это, кажется, все.
44 % опрошенных ВЦИОМ не знали, что столица Карелии – Петрозаводск, а 18 % даже не догадывались, что Казань – столица Республики Татарстан.
Почти половина тех, кто приходят на Географический диктант представляют Россию смутно, как плохую копию красивого фильма. Но они все равно приходят: им интересно, что происходит в этом фильме.
В Русском географическом обществе ежегодно проводят анализ результатов. И уже после первого диктанта в РГО убедились: молодые люди знают географию хуже, чем люди старше сорока лет.
До последнего года география была самым непопулярным предметом ЕГЭ. По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, ЕГЭ по географии выбирают около 18 тысяч человек. Именно поэтому президент РФ и председатель попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин выступил на XV съезде РГО в ноябре 2014 года с инициативой проведения Географического диктанта.
Как только министр образования и науки Ольга Васильева поддержала введение обязательного ЕГЭ по географии в 9-х и 11-х классах, этот предмет тут же стали выбирать больше старшеклассников.
Главная причина невостребованности предмета в том, что ЕГЭ по географии нужен для поступления лишь в немногие вузы.
«Сегодня ЕГЭ по географии сдают – к большому сожалению – только те, кто хочет стать географом, – говорит Вероника Холина, заведующая кафедрой региональной экономики и географии Российского университета дружбы народов (РУДН), где находилась одна из столичных площадок Географического диктанта. – Он требуется на географических факультетах и на специальностях, связанных с экологией. Даже на направлении «Туризм» ЕГЭ по географии сегодня не нужен: туда сдают ЕГЭ по истории!»
Виртуальное vs. реальное
Современная география – это комплексная наука, с широкими метапредметными связями, охватывающими историю, геологию, климатологию, экономику, статистику. Именно по географии в 2008 году получил Нобелевскую премию американский ученый Пол Кругман, создавший новое представление о развитии международной торговли. А доклад Всемирного банка 2009 года так и назывался: «Новый взгляд на экономическую географию».
Знание географии позволяет ответить на многие ключевые вопросы. Например, почему в одних странах богатство природных ресурсов позволяет наращивать экономику, а в других – препятствует ее росту.
Исследования российских географов пользуются большим уважением на международных конференциях.
«Несколько лет назад РУДН при помощи Россотрудничества реализовывал большую программу по продвижению русского языка и русскоязычного образования в зарубежных странах. Нам выпала честь повысить квалификацию русскоязычных преподавателей географии из Казахстана, Армении, Грузии и Молдовы, – рассказывает Вероника Холина. – Педагоги, которые учились еще во времена СССР, – а их достаточно много – представляют мир так же, как, как во времена своей учебы в вузе. В каждой из этих стран созданы национальные учебники географии. Трудность в том, что в них не всегда выверены цифры и факты. Поэтому российские учебники географии по-прежнему востребованы у русскоязычных учителей за границей! Например, в Казахстане, где учеников стремятся готовить на уровне мировых стандартов».
Сегодня в преподавании школьной географии скопилось много проблем. Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) обнаружило, что российские 15-летние школьники не могут найти заданный пункт на карте.
Участники Географического диктанта, как выяснилось, с картой тоже не дружат.
К тому же оказывается, что для многих школьников виртуальная география важнее, чем реальная. Они изучают миры Дж. Р.Р. Толкина или миры «Игры престолов»… В поисковых системах сегодня намного больше запросов по географии «Игры престолов», чем запросов по географии реальных мест. Виртуальная география – это зло или благо?
«Если мы говорим о художественной культуре, это прекрасно. Но каждый ребенок должен определить свою индивидуальную траекторию в жизни, – говорит Вероника Холина. – Чья-то судьба – путешествовать по городам Золотого кольца, кому-то выпадет странствовать по дебрям Амазонки, а кто-то всю жизнь будет сидеть в виртуальном мире. Надо объяснить ученикам, что ни один из этих виртуальных миров не поможет им сделать что-то практически полезное: например, оптимизировать свой бизнес. География – это предмет, который учит нас, что в жизни больше закономерностей, чем кажется на первый взгляд. Если их понять, можно выбрать правильную дорогу в жизни».
И вот что интересно. Даже в самых маленьких российских школах умеют преподавать географию. Школьники из забытых уголков России получают высокие награды на всероссийских и международных географических олимпиадах.
Тренеры команд говорят: подготовка к олимпиадам по географии помогает нам познакомиться с жителями российских деревень, о существовании которых мы даже не догадывались…
Тот, кто ищет правильную дорогу в жизни, всегда может сделать это. В том числе, с помощью географии.
Фото Марии Голубевой
Комментарии