search
main
0

О прошлом, настоящем и будущем: «Учительская газета» и «Учитель года» продолжают объединять педагогов

Каждый год Всероссийский конкурс «Учитель года России» выявляет наиболее ярких и талантливых педагогов. В 2024 году состязание учителей прошло в 35-й раз. Их инициатором 35 лет назад стала «Учительская газета», которая в этом году отмечает свой вековой юбилей. Жизнь не стоит на месте, вместе с ней меняется и конкурс. Напоминаем о его истории и особенностях состязаний текущего года.

Ирина Димова и Никита Чудин держат в руках музейный экспонат – первый номер «Учительской газеты» от 3 октября 1924 года.

Торжественная церемония открытия 35-го конкурса «Учитель года России» прошла в Саратове, с 33 из них прочно связана деятельность Ирины Димовой, кандидата педагогических наук, заслуженного работника культуры РФ, редактора-журналиста сетевого издания «Учительская газета», президента Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», профессора Академии гуманной педагогики Ш. Амонашвили. С момента прихода в «Учительскую газету» Ирине Георгиевне доводилось быть и в числе организаторов педагогических состязаний, и членом жюри, и писать о конкурсе статьи и книги. В год векового юбилея газеты и 35-летия конкурса ей особенно приятно было адресовать теплое напутствие участникам.

«В год 100-летия газеты и 35-летия конкурса особенно приятно было на сцене Саратовской филармонии имени Альфреда Шнитке сказать конкурсантам от души и сердца приветственные слова, познакомиться с ними, встретиться с давними друзьями-членами жюри», – отметила Ирина Димова.

О популярности «Учительской газеты» и конкурса «Учитель года»

Сегодня трудно переоценить роль Ирины Георгиевны в развитии конкурса «Учитель года» и послеконкурсного движения, его популяризации – в том числе и на страницах «Учительской газеты». Так бывает, когда человек с душой делает свое дело. Это легко заметить, например, слушая ее рассказ об «Учительской газете» и конкурсе на телеканале «Культура», где она показала первый выпуск издания от 3 октября 1924 года. На первой его полосе размещены две публикации – Надежды Крупской и Анатолия Луначарского. Надежда Константиновна отмечала, что газета нужна, чтобы был слышен голос учителя. А Луначарский призывал учителей учиться. И это, по мнению Ирины Димовой, созвучно сегодняшнему дню: совершенствование учителей остается актуальным. Конкурс «Учитель года» помогает профессиональному развитию и творческому росту педагогов.

Зрители также узнали, что в настоящее время газета существует в качестве сетевого издания, которое публикует спецвыпуски в формате ПДФ. Каждая школа может распечатать эту версию, чтобы иметь у себя в образовательной организации. Журналисты издания продолжают фиксировать все, что сегодня происходит в отечественном образовании, в конкурсном движении «Учитель года», ведут диалог с читателями, стараются следовать лучшим традициям «Учительской газеты». Из последнего на настоящий момент спецвыпуска читатели могут узнать об истории «Учительской газеты», о наиболее важных вехах ее развития за столетний период.

Об истории конкурса «Учитель года»

На страницах сетевого издания «Учительская газета» Ирина Димова в цикле своих статей подробно рассказывает читателям об истории конкурса «Учитель года» и послеконкурсном движении. Она обращает внимание, что у газеты и конкурса – «одна судьба, они зеркало прошлого и настоящего (хочется верить, и будущего) нашей школы. Именно это профессиональное состязание, получившее широкое признание в обществе и государстве, рождалось на страницах нашего издания. Мы были его создателями и все эти годы учредителями и соорганизаторами. Мы стали летописью конкурса, зафиксировав все происходившие на нем события – от века XX до наших дней». Рассказ о том, как рождался, становился, развивался конкурс «Учитель года», интересен широкому кругу читателей, а особенно его участникам. Как говорил Козьма Прутков, «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».

Финалисты конкурса «Учитель года СССР»-1990 на Красной площади в Москве. Четвертый слева – Александр СУТОРМИН

Публикация «Выбираем учителя года» в «Учительской газете» от 6 июня 1989 года стала знаковой в истории конкурса. Ее можно назвать документом номер один, определившим его цели и сверхзадачи, векторы развития состязания, его философию и модель. В публикации были сформулированы основные идеи и подходы, с которыми инициаторы обращались к учительству страны, а также поставлены вопросы, ответы на которые могли бы помочь выработать правильные стратегию и тактику проведения конкурса. На суд читателей была вынесена идея конкурса «Учитель года».

Многочисленные отклики, серьезный анализ предложений, поступивших от читателей, позволили журналистам создать важный документ – Положение, давшее старт и жизнь конкурсу. Накануне нового, 1990 года на первой и второй полосах появилась публикация с заголовком «Итак, начинаем». Номер «Учительской газеты» от 30 декабря 1989 года можно считать отправной точкой, началом большого пути в конкурсном движении. Положение, подготовленное коллективом «Учительской газеты», было согласовано и одобрено Госкомитетом СССР по народному образованию, ЦК КПСС. Было принято решение о создании республиканских оргкомитетов по подготовке и проведению конкурса «Учитель года». Ирина Димова также рассказала читателям о первых трех конкурсах, которые проходили в начале 90‑х уже в другой стране – в России, об учителях, оказавшихся на педагогическом олимпе, когда в истории страны, а значит, и образования, произошли коренные перемены, изменившие будущее.

О конкурсе «Учитель года – 2024»

В 2024 году в рамках всероссийских педагогических состязаний «Учительская газета» провела совместный вечер с Общероссийской общественной организацией лидеров образования «Учитель года». Гостями стали учителя-конкурсанты, эксперты и члены жюри, а также представители педагогической общественности Саратова и разных российских регионов. Это была теплая встреча близких по духу людей, профессионалов своего дела, объединенных любовью к педагогике и детям. Приняла участников Областная универсальная научная библиотека. Ведущим вечера выступил Олег Янковский, учитель русского языка и литературы в школа МИД РФ Тегерана, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2023». Именно он «привез» финал состязаний на свою Родину, в Саратовскую область, – «Учитель года» прошел здесь впервые за всю 35-летнюю историю конкурса.

Заметным событием конкурса в этом году также стало вручение финалисту спецприза «Учительской газеты». В ходе торжественной церемонии объявления 20 лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России – 2024» главный редактор сетевого издания «Учительская газета», основатель проекта «Учительская Россия» Никита Чудин при поддержке Благотворительного фонда «Эмпатия» вручил специальный приз имени Геннадия Селезнева «За настойчивость в достижении цели» и сертификат на 100 тысяч рублей.

«Именно Геннадий Селезнев, будучи главным редактором «Учительской газеты», оказался в числе тех, кто дал старт конкурсу «Учитель года» 35 лет назад. В 1989 году в стенах нашего издания была разработана концепция профессионального соревнования, а газета стала его летописцем. 2024 год – особенно символичный для нашего издания. В этом году «Учительская газета» празднует 100-летие, а конкурсу исполняется 35 лет. Два юбилея, две истории оказались прочно сплетены между собой», – рассказал Никита Чудин во время вручения награды.

Обладателем специального приза «За настойчивость в достижении цели» стал Леонид Дедюха, учитель физики ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М.Б. Пильдес» города Санкт-Петербурга.

Никита Чудин и Леонид Дедюха

Вечер «Учительской газеты» в рамках всероссийского конкурса прошел при поддержке Благотворительного фонда «Эмпатия». Фонд «Эмпатия» также оказывает содействие в организации празднования векового юбилея ведущего педагогического издания страны.

Сетевое издание «Учительская газета» знакомила читателей со всеми этапами и конкурсными испытаниями, которые проходили педагоги. На своих страницах оно также освещало те эмоции, впечатления и переживания, которые испытывали конкурсанты. Например, учитель технологии с правом преподавания химии средней школы № 4 поселка Ключи Камчатского края Анастасия Бобрякова об атмосфере конкурса рассказала так: «Казалось бы, конкурс – это мероприятия, которое подразумевает соперничество. Возможно, оно и существует глубоко внутри у каждого, а в целом – это мероприятие, где ты чувствуешь себя рядом с единомышленниками. Неоднократно говорили, что «слетелась пеликанья стая». И это действительно так. Ты чувствуешь поддержку, что твои коллеги готовы прийти на помощь. Я нашла много друзей из разных регионов, и мы делимся опытом, эмоциями, которые надолго останутся с нами».

Фото: «Учительская газета»

Сетевое издание «Учительская газета» первым сообщило волнующейся за коллег аудитории о том, кто стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года – 2024». Его имя объявили в ходе торжественной церемонии в Кремлевском дворце. Им стал Леонид Анатольевич Дедюха, учитель физики, Академическая гимназия №56 им. М.Б. Пильдес города Санкт-Петербурга. В финальных испытаниях текущего года участвовали 90 учителей – победителей региональных конкурсов, а также победитель конкурса «Учитель года заграншкол МИД России».

С освещением основных событий Всероссийского конкурса «Учитель года – 2024» сетевым изданием «Учительская газета» можно ознакомиться по ссылке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте