search
main
0

О преподавании “Основ безопасности жизнедеятельности” в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений

В целях реализации требований Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) Минобразованием России рекомендовано изучение основ военной службы (письмо Минобразования России от 14.07.98 # 1133/14-12). В связи с этим Минобразование России совместно с Минобороны России разработало примерную учебную программу “Основы безопасности жизнедеятельности” для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования и рекомендует начать ее введение с 1999/2000 учебного года.

В соответствии с программой подготовлены учебники “Основы безопасности жизнедеятельности” (авт. Смирнов А.Т. и др.), включающие раздел “Основы военной службы”, которые планируется выпустить в издательстве “Просвещение”.

Вместе с тем Минобразование России считает, что в настоящий момент еще не созданы необходимые условия для проведения учебных сборов с обучающимися 10-х классов общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования и поэтому их проведение в текущем учебном году нецелесообразно.

В целях подготовки и создания необходимых условий для проведения учебных сборов в 1999/2000 учебном году Минобразование России рекомендует в июне-августе сего года организовать совместные совещания органов управления образованием, военных комиссариатов и других ведомств.

В настоящее время в Минобороны России с участием Минобразования России готовятся методические рекомендации о порядке проведения учебных сборов, которые после их утверждения будут направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Первый заместитель министра А.Ф.Киселев

Примерная учебная программа курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для общеобразовательных учреждений. 10-11-е классы

Пояснительная записка

Примерная программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса “Окружающий мир” для учащихся 1-4-х классов и курса ОБЖ для учащихся 5-9-х классов.

В курсе ОБЖ для 10-11-х классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

В соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14 июля 1998 г. # 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11-х классов введен раздел “Основы военной службы”.

Раздел “Основы военной службы” органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.

В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени).

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы военной службы.

В программе реализованы требования Федеральных законов “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О гражданской обороне”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года # 43 – “О федеральной целевой программе “Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, от 24 июля 1995 года # 738 – “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций”.

Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 176 учебных часов (из них 40 часов – на учебные сборы) и реализуется в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений.

В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 года # 322) учебная дисциплина “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) включена в образовательную область “Физическая культура” и на ее изучение в 10-11-х классах обязательно отводится по одному часу в неделю за счет времени инвариантной части плана. Дополнительное время, необходимое на изучение вопросов, предусмотренных данной программой, рекомендуется выделять за счет вариативной части Базисного учебного плана.

Предлагаемая учебная программа курса ОБЖ предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем тема “Учебные сборы” (10-й класс) и тема “Особенности военной службы” (11-й класс) являются не обязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной программе “Основы медицинских знаний и здорового образа жизни”, направленной на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин; изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Преподавание курса ОБЖ в 10-11-х классах проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. Занятия по отдельной программе с девушками рекомендуется проводить учителям биологии или специалистам, имеющим медицинское образование.

Освоение программы курса ОБЖ в 11-м классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.

В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”.

Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.

Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин.

Тематический план учебной программы для девушек 11-го класса “Основы медицинских знаний и здорового образа жизни”

1. Роль женщины в современном обществе

1.1. Социально-демографические процессы в России.

1.2. Социальная роль женщины в современном обществе и здоровье нации.

2. Семья в современном обществе. Функции семьи.

2.1. Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви.

2.2. Брак и семья, гигиена и культура взаимоотношений.

2.3. Законодательство о семье, права и обязанности родителей.

3. Репродуктивное здоровье женщины.

3.1. Репродуктивная система женщины.

3.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье женщины.

3.3. Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения и укрепления репродуктивного здоровья женщины.

4. Беременность и уход за младенцем.

4.1. Беременность, гигиена беременности.

4.2. Уход за новорожденным.

Содержание учебной дисциплины

1. Роль женщины в современном обществе.

1.1. Социально-демографические процессы в России.

Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

1.2. Социальная роль женщины в современном обществе и здоровье нации.

Духовная и физическая привлекательность, высокая нравственность, интеллектуальность, участие в общественной жизни, создание прочной семьи.

2. Семья в современном обществе, функции семьи.

2.1. Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви.

Уважение личности и личного мнения собеседника, умение ценить решение другого. Дружеские отношения, симпатия, любовь, близость. Умение выражать свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви, умение выражать друг другу искреннюю признательность, быть предупредительным, оказывать друг другу знаки внимания.

2.2. Брак и семья, культура брачных взаимоотношений.

Знакомство. Брак. Юридические аспекты брака. Супружеская верность. Гигиена и культура брачных взаимоотношений, планирование семьи, основные понятия о контрацепции.

2.3. Законодательство о семье, права и обязанности родителей.

Семья в современном обществе, основные функции семьи. Семейный кодекс Российской Федерации, осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Условия и порядок заключения брака, брачный возраст. Права и обязанности супругов. Права несовершеннолетних детей. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Права и обязанности родителей.

Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

3. Репродуктивное здоровье женщины.

3.1. Репродуктивная система женщины.

Женские половые органы. Менструация. Физиологические процессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью. Консультативные службы: “Женская консультация”, “Брак и семья”, “Медико-генетическая консультация” и др.

3.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье женщины.

Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.

Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного ребенка. Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИДом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беременности. Аборт и его последствия. Сексуальное домогательство и изнасилование. Психологические и юридические аспекты защиты от сексуального домогательства. Приемы самообороны при попытке изнасилования. Юридическая и психологическая помощь изнасилованным. Телефон доверия.

3.3. Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения и укрепления репродуктивного здоровья женщины.

Здоровье физическое и духовное. Основные составляющие здоровья: наследственность, среда обитания и образ жизни. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы, рациональное питание, двигательная активность, закаливание организма, режим труда и отдыха, профилактика переутомления, личная гигиена, гигиена одежды.

4. Беременность и уход за младенцем.

4.1. Беременность, гигиена беременности.

“Желанный ребенок”. Подготовка к беременности. Зачатие. Периоды беременности и состояние матери. Развитие плода. Дородовой уход, гигиена питания, физические упражнения. Влияние курения, алкоголя и приема лекарственных препаратов на развитие плода. Проблемы, связанные с беременностью (токсикоз, врожденные уродства, преждевременные роды, выкидыш). Роды.

4.2. Уход за новорожденным.

Характеристика возрастных периодов детей: новорожденность, грудной, дошкольный, школьный возраст. Обеспечение правильного временного режима младенцев (бодрствование, сон, ритм кормления, купание). Ответственное родительство.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте