search
main
0

О музыке и музах

Бах близкий и понятный

Музыка в школе занимает особенное положение. Проверено не раз: услышав, что преподаю этот предмет, собеседник интересуется: «Песни по­ете?» Из давнего детства у многих сохранилось прочное представление о том, что на уроках музыки дети дружно распевают песни. Оттого и сам предмет то и дело величают пением.

На самом деле в ряду образовательных дисциплин музыке отведена удивительная роль. Прежде всего потому, что, как и всякое искусство, она является зеркалом своей эпохи. А это означает, что великие музыкальные произведения немыслимы вне историко-культурного, художественного, естественно-научного и даже геополитического контекста. Вот почему на моих уроках музыки органичным является метод междисциплинарных взаимодействий. Погружаясь в творческий мир композиторов, дети попадают в пространственно-временные слои, о которых говорят и на уроках истории, географии, литературы, изобразительного искусства… Рождается та самая взаимосвязь, которая сплела в едином мифологичес­ком союзе девять прекрасных муз – дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины. Связь поэзии, музыки, танца, театрального искусства и наук. А такая взаимо­связь рождает целостное понимание культуры.

Создай проблему

На уроках музыки и во внеурочной деятельности как с младшими школьниками, так и с учениками среднего звена есть мно­жест­во видов, форм и методов работы. Один из актуальных – метод создания проблемной ситуации. И здесь преподавателю важно уметь задавать вопросы и моделировать рабочую ситуацию. Мне нравится проверять интуицию и логику своих подопечных. Например, при первом знакомстве с композитором. Показываю им слайд с портретом без подписи и предлагаю ответить на вопросы:
– Что ты можешь сказать об этом человеке? Какой у него характер, каким был в детстве? Чем интересуется? В какую эпоху жил?
Вопросов может быть множество, дети сами, оживляясь, начинают их задавать:
– Он молчаливый или болтун? Любит ли шумные компании или предпочитает одиночество? Кем бы он стал, если бы не выбрал путь композитора?
Казалось бы, зачем все эти воп­росы? Можно просто рассказать о каждом из великих или показать фрагмент хорошего фильма о нем. Есть замечательные электронные ресурсы. Да, это будет. Но потом. А сейчас, когда каждый из ребят высказал свои предположения и выслушал, а порой и поспорил с товарищем о его точке зрения, это уже не какой-то там «древний», «скучный» Бах или Моцарт. Он теперь «свой», близкий и понятный. Удивительно, но факт: каждый раз дети безошибочно определяют характер очередного героя. И нередко за строгой маской сдержанности и даже нелюдимости, например, Бетховена читают историю глубокой душевной драмы. А после того как очередное знакомство с личностью и творчеством сос­тоялось, можно задавать другие вопросы. Показать все те же портреты композиторов, а рядом – высказывания о них или их собст­венные цитаты. И дать детям задание: соотнести с каждым из композиторов эти высказывания, аргументировав свое решение. Таким образом, чтобы выполнить поставленную задачу, ученик должен проделать ряд операций: прочитать текст, вспомнить необходимые биографические данные о каждом композиторе, связать с ним нужное высказывание, объяснить свой выбор, используя аргументы.

Мы режиссеры

Точно так же мы иногда экспериментируем, слушая музыку. Никаких пояснений от учителя. Даю установку: ученик – режиссер, он сам моделирует образы и картины, которые вызывает у него музыка, создает «киноленту видения». Ограничение только одно: никаких заимствований из когда-либо увиденного. Это может быть как индивидуальная, так и групповая работа. С обсуждением, отбором наиболее яркого образа и сюжета, его презентацией в виде рассказа либо даже небольшой сценки. В такой форме можно решить многие педагогические задачи. Но основная цель – научиться слушать и слышать незнакомое произведение, погружаться в мир собственных впечатлений. «Проживая» вы­бран­ный музыкальный образец через цепочку определенных заданий и действий, ребенок присваивает его, а это залог неравнодушного личностного отношения и, безусловно, достижения соответствующих педагогических результатов.

На языке оригинала

Обозревая обширную музыкальную литературу, с которой детям предстоит знакомиться на уроке музыки, может возникнуть вопрос: а что же пение? Пение – неотъемлемая часть нашей школьной жизни. Песни звучат на  праздничных концертах, конкурсах, в музыкально-литературных композициях. А еще на городском фестивале иностранных языков «Мир и я», инициатором которого почти десять лет назад выступила наша школа. Музыкальная заставка фестиваля в исполнении ребят звучит на пяти языках мира. Изучение английского языка доступно ученикам уже с первого класса, так что песни на школьном «Евровидении» поем на языке оригинала. В этих творческих проектах не обойтись без коммуникации учителей музыки и иностранного языка. В прошлом году на межрайонном фестивале «Мы этой памяти верны» пятиклас­сник Влад Гуляев исполнил песню из кинофильма «Четыре танкиста и собака» на польском языке. Расширяем границы.

Профессиональное самоопределение
и не только

Мы говорим с Анжеликой Родиной, нашей выпускницей, про целостное понимание культуры. Сейчас она студентка Высшей школы экономики (образовательная программа «Медиакоммуникации»). Яркая творческая личность, Анжелика – призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников-2019 по литературе. Нам приходилось работать вместе в разных творческих проектах. В 2018 году Анжелика стала лауреатом городского конкурса «Музыка слова», выступив в качестве автора и чтеца с очерком «Сирень как музыкально-поэтический образ России». Вспоминая нашу работу, она поделилась, что это было важным для нее в выборе профессии – осознание того, что ты заявляешь о себе, получаешь ценный опыт выступления перед публикой, расширяешь ассоциативные связи, приобретаешь полноту восприятия культурных событий:
– Ты видишь произведения уже не отдельно от историко-ху­до­жест­вен­ного процесса, а всю мозаику в целом.
По словам Анжелики, это помогло и на олимпиаде по литературе, и востребовано в будущей профессии:
– Медийщикам очень нужно вот это целостное понимание. Иначе работа твоя будет слишком плос­кой. А нужно вплетать культурные коды. И чем больше ты видишь взаимосвязей, тем больше кодов ты можешь воспроизвести и опознать. А значит, чуть лучше понять искусство.
Параллельно с учебой Анжелика преподает литературу в Ассоциации победителей олимпиад. На мой вопрос, каким видит выпускника будущего, она ответила:
– Хотелось бы видеть людей смелых, не боящихся заявить о себе и отстоять свою позицию. Хочу, чтобы они были более свободными и свободно мыслящими. Пусть будут счастливыми вне зависимости от внешних факторов. И пусть найдут опору в самих себе.

Стать профессиональным музыкантом – удел немногих. Но быть любителем и знатоком музыки может каждый. Пропуская музыку сквозь сердце, постигая умом ее закономерности и неразрывную связь со всей мировой культурой, мы накапливаем ту внутреннюю силу, которая поз­во­ля­ет нам развивать свой творческий потенциал и быть духовно свободными.
Мария ЛАРИНА,
учитель музыки школы №2036

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте