search
main
0

О маленьком зернышке и прекрасном цветке. Урок музыки в 3-м классе, посвященный интонации

Цель: формирование музыкальной культуры учащихся как части духовной культуры.

Задачи:  1) обобщение знаний учащихся об интонации как основе музыкальных произведений, мелодии как интонационно осмысленном музыкальном построении;                                                                                                                           2)  развитие навыков слышания, осмысления, понимания разнохарактерных интонаций, умения выразительно передать характер интонаций в различных видах музыкальной деятельности;                                          3) воспитание музыкального вкуса, способности сопереживать, чувствовать красоту музыкальных произведений.Ход урокаОрганизация учащихся на урок Вход учащихся в класс. М.Глинка. Полонез из оперы «Иван Сусанин».                                                                   Учитель: Доброе утро, музыканты, гости, друзья! Какое необычное, волнующее начало!  Какими вы себя ощутили? Что это за музыка? Современная или старинная? Полузабытая картинка давно ушедших времен?  Дети: Это танец полонез – бальный танец-шествие, торжественный, гордый, в нем слышна церемонная поступь придворных дам и их кавалеров.                                                                                                                Учитель: Кто сочинял полонезы из знакомых вам композиторов?Дети: И.С.Бах, Ф.Шопен, М.Глинка.Учитель: Какие бальные танцы вы знаете? Почему они не старятся? Ответы детей.Учитель: Пора узнать тему урока: «О маленьком зернышке и прекрасном цветке». Правда, необычно? О чем сегодня пойдет речь на уроке? О главном свойстве музыки – интонации.                                                                Актуализация опорных знаний Учитель: Что мы знаем об интонации? Дети: Слово «интонация» происходит  от латинского слова, которое в переводе означает «громко, выразительно произношу». Учитель: Пусть все, что сегодня прозвучит, будет исполнено выразительно и доставит удовольствие вам и слушателям. Какой  песней  вы хотели бы начать  урок?  Исполнение песни М.Матвеева «Как лечили бегемота».                        Учитель: Вот уже несколько уроков мы гости в Городе музыкальных интонаций, гуляем по его причудливым улицам. Здесь много интересного. С чем можно сравнить рождение мелодии? Дети: С рождением человека, цветка, растения.Учитель: Действительно, музыкальное произведение похоже на прекрасный цветок или на могучее дерево. Из чего оно вырастает? Дети: Из маленького «зерна» – интонации.Учитель: Причем музыка не просто рождается, она растет, развивается, изменяется, и изменяется красиво. Так вырастает, например, большое дерево симфонии. Кто создатель интонации? Дети: Композитор. В интонации всегда «спрятан» человек.Учитель: Что самое главное мы слышим в «зерне» – интонации?  Дети: Характер музыки.                                                                                                                                                               Музыкальная «Угадайка».Учитель: А сколько новых интонаций и выросших из них произведений вы узнали? Дети: Э.Григ «Утро», М.Глинка «Ария Сусанина», «Арагонская хота», Р.Щедрин «Царь Горох», Н.Римский-Корсаков «Три чуда», С.Прокофьев «Болтунья», Ф.Шопен «Прелюдии» и другие.Исполнение песни Е.Зарицкой «Светлячок».Закрепление материала в форме разнообразных заданийУчитель: Давайте вернемся на улицы Города интонаций. Сколько всего нот? Семь! А интонаций множество, однако мы не найдем и двух совершенно одинаковых сочинений! Царство музыки бесконечно! Хотите убедиться в этом? Возьмем интонацию, состоящую всего из четырех звуков: до, фа, соль, ля. Сейчас произойдут чудесные превращения. Попытайтесь услышать, как из одной интонации вырастут неповторимые мелодии, определите характер каждой. Э.Григ «Песня Сольвейг» – интонация печали; «Танец Анитры» – легкость, грациозность; Л.Бетховен «Патетическая соната», 3-я часть – взволнованность; песня «Трус не играет в хоккей» (композитор А.Пахмутова) – бодрость, решительность. Учитель: Что мы называем логическим ударением? Дети: Выразительное выделение голосом слов, важных по смыслу.Задания 1. Меняем каждый раз логическое ударение во фразе «Монтер Егор чинил мотор». Видите, как интересно получается: во всех случаях фраза остается прежней, а смысл каждый раз уточняется. 2. Проговорите, затем пропойте эти же фразы с использованием логического ударения в вопросительном значении.  3. Произнесите слово «да» с интонацией вопроса, восклицания, удивления, растерянности, утверждения.Исполнение песни Я. Дубравина «Снеженика» с игрой логических ударений.  Учитель: Что объединяет музыкальную и разговорную речь? Каковы законы выразительной интонации? Дети: Повышение и понижение интонации, логические ударения, знаки препинания – паузы, устремление к кульминации, динамика (громче – тише), темп (быстрее – медленнее). Красивая, выразительная речь старается быть похожей на музыку. А музыка в свою очередь хочет быть понятной людям и без слов.  Учитель: Есть ли у нас песня, в которой мы стараемся передать разные оттенки интонаций –  вопрос, ответ, да еще и построена, как диалог? Исполнение песни Протасова «Еж».   Учитель: Чем отличается музыкальная интонация от речевой? Дети: Музыкальную интонацию записывают точно по высоте и длительности.Слушание музыки. Учитель: Сейчас мы будем слушать. Удивление и вопрос, угроза, насмешка, плач, хвастливость, растерянность, вздох, ликование, уверенность…  Задание: постарайтесь подобрать как можно более точные слова для определения характера главной интонации в следующих  произведениях. Л.Бетховен, 5-я симфония – решительная, героическая интонация; П.Чайковский «Болезнь куклы» – вздох, плач, грусть; Э.Григ «В пещере горного короля» – осторожность, тревога; М.Глинка «Рондо Фарлафа» – хвастливость; Ф.Мендельсон «Свадебный марш» – радость; П.Чайковский «Утренняя молитва» – покой, ласка. Учитель: Какие интонации мы называем выразительными, а какие изобразительными? Приведите примеры  песен. Исполнение песни Е. Зарицкой «Черно-белое одиночество», попевки «Эй, кузнец!». Пластическое интонирование.  Учитель: Можно музыкальную интонацию выразить пластикой, движением рук, танцем? Давайте попробуем. Пластическое интонирование произведений: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Камаринская», «Вальс цветов», В.А.Моцарт «Симфония № 40», воображаемая игра на скрипке, фортепиано,  балалайке и др.  Исполнение песни Г.Портнова «Веселый старичок» с танцевальным движением.   Слушание музыки. Учитель: А какими движениями вы смогли бы передать характер следующей музыки? (Звучит «Лебедь» К.Сен-Санса.)  Вслушайтесь, о чем говорит композитор. Как видите вы эту музыку? Слышали ли ее раньше? Это знаменитый «Лебедь» французского композитора К.Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Посмотрите, какая это птица! Красивая, царственная, величавая. Недаром о ней сложены легенды, сказки, древние поверья. Живут обычно лебеди дружными семьями. Это очень верные птицы. Вы слышали выражения: «лебединая песня», «лебединая верность»? Говорят, что поет лебедь один раз в жизни, перед смертью, а вся стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты. Когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает и лебедь. Можно представить музыку «Лебедя» на балетной сцене?  Давайте посмотрим, какой вдохновенный танец создала балерина Майя Плисецкая на музыку Сен-Санса. Называется ее танец «Умирающий лебедь».Дети смотрят видеофрагмент.Учитель: Понравилось вам?  Какое чувство музыки! Какая выразительная  пластика! Пластическая импровизация – инсценирование сюжета сказки. Учитель: А сейчас – сюрприз! Я думаю, вы достаточно чуткие, чтобы справиться с заданием, и достаточно талантливые, чтобы сделать следующее: сочинить самую настоящую сказку. За основу возьмем очень известную сказку «Репка». В ней не будет слов, только музыка. Через интонацию, пластику представьте главных героев сказки, передайте содержание. Фантазируйте. Пластический образ должен быть ярким и убедительным.Итог урока Учитель: Подходит к концу наша встреча. Всего семь нот, из которых возник сегодня целый океан новых мелодий и интонаций. Как вы думаете, могут ли иссякнуть мелодии? Пусть новые светлые мелодии произведений Баха и Моцарта, Чайковского и Глинки, Шопена, Свиридова продолжают рассказывать вам о жизни, открывать красоту и гармонию мира! Слушайте и исполняйте музыку!​Римма СТЕПАННИКОВА, учитель музыки поселка Тамара Пензенской области, учитель года Пензенской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте