search
main
0

О чем стоит или не стоит учителю говорить с родителем на первой встрече: 6 шагов к пониманию

Первая беседа с родителем – важнейший этап установления взаимодействия, от него зависят все последующие этапы. Педагоги привыкли обучать и воспитывать. Класс, коллег, родителей учеников. Но иногда вместо того, чтобы правильно воспринять информацию от педагога, родитель действует как раз наоборот, вплоть до обвинения учителя или директора школы. О своих же ошибках в воспитании он и слышать не желает. Давайте проанализируем, как этого избежать и можно ли повлиять на процесс взаимодействия в контакте учитель-родитель.

Фото: pressfoto, Freepik

Подавайте информацию порционно

Для того, чтобы осмыслить часть новых сведений, мозгу нужно время. Если хотите, чтобы родитель хорошо и точно усвоил то, что вы ему рассказываете, преподносите информацию порционно.

Да, в школу вызывают родителей из благих побуждений. Нужно объяснить папе и маме, что именно их ребенок сделал неправильно и как данную ситуацию исправить.

Однако непрерывный поток информации из уст учителя может усугубить ситуацию взаимодействия. Вас могут не понять и, защищаясь, вместо конструктивного взаимодействия вы можете получить противоположное. Почему? Очень просто – человек, прижатый к стене фактами, обычно движется только вперед. Потому что отступать дальше некуда – позади стена. То есть родитель, «прижатый к стене» потоком слов учителя, не пойдет на попятную, не поймет, как неправ он или его ребенок, а сделает как раз наоборот. Это означает, что родитель с большой вероятностью начнет нападать на вас вместо того, чтобы принять ваш поток (важнейшей!) информации.

Вывод. Пожалуйста, не рассказывайте папе или маме всего много и сразу. Не стоит перегружать их психику непрерывным потоком слов. Пропускная способность мозга невелика. Сказали фразу – помолчите несколько секунд, дайте собеседнику усвоить и обдумать эту часть информации. После чего можно выдать небольшую часть следующего сообщения. Подавайте информацию порционно – это как «ешьте слона по частям» – удачная фраза, так ведь? Психологи рекомендуют к ней прислушаться.

Родитель – кто он? Ваш противник в решении проблемы или партнер? Как изменить ситуацию, с которой он к вам пришел?

Возникшая или обозначенная вами ситуация привлекла внимание родителя, раз уж он к вам пришел. У него есть боль – проблема с ребенком и есть желание изменить все в лучшую сторону. Допустим, он не знает, как и какими методами это сделать, а вы знаете, понимаете, ведь вы педагог. По сути, вы с ним собрались решить одну и ту же проблему.

Не становитесь оппонентами в таком решении. Родитель – не противник ваших методов в работе с ребенком, не оппозиционер. Просто он решал задачу одними способами, иногда своими, доморощенными, то есть как понимал. Вы же сделаете это профессионально. Конфликт возникает, когда оба доказывают, кто больше прав.

Вывод. Ваша цель, как управляющего конфликтом, направить энергию вас обоих на решение единой для всех проблемы.

Фото: pexels.com

Доверие и взаимодействие вместо неприязни сторон

У родителя явно есть интерес к вашей персоне и он, возможно, мотивирован на решение своей проблемы. Задумывались ли вы, в свою очередь, что вами движет к взаимодействию с ним? Вы нейтрально относитесь к пришедшему родителю или предвзято?

Несмотря на то, что педагогов и учителей обучают нейтральному отношению ко всем, с кем они имеют дело, и они максимально расположены к людям, бывает, что родитель чем-то отталкивает. Например, у вас с ним разные ценности. Вы ожидаете, что он будет внимательно смотреть на вас, присев на место, которое вы ему предложили. Он же садится «верхом» на стул и этим вас эмоционально отталкивает или вызывает отторжение, неприязнь.

Обратите внимание, позицию «верхом на стуле» психологи описывают как невербальную коммуникацию защищающегося от вас человека. Она возникает в сознании человека в случае ощущения угрозы и нападений с вашей стороны.

Чтобы ослабить такую позицию, достаточно начать разговаривать с родителем доверительным тоном. Вы родителю не начальник. Ваша цель общая – воспитать ребенка в правильном направлении, развернуть его траекторию развития. Поэтому между вами должно быть доверие и взаимодействие, а не агрессия и обвинения – это главнее неприязни сторон.

Вывод. Пространство взаимодействия учитель-родитель выстраиваете вы сами как более грамотный человек. Родитель пришел к вам со своей болью, поэтому навряд ли в такой момент будет сильно думать об этикете. Призывать его к соблюдению этикета или решать проблему – ваш выбор, что сейчас для вас важнее. Небольшие отступления от правил этикета позволительны, если проблема в итоге решается.

Проявляйте профессионально важные качества при беседе с родителем

Бывает, очень трудно заставить себя быть терпеливым и понимающим, когда родитель настроен обвинять руководителя, школу, всех, кроме себя. Однако именно такие нестандартные ситуации могут помочь учителю закрепить умение проявлять одно из профессионально важных качеств в общении с родителем. Противоположными качествами были бы нетерпение, неприятие, нежелание понять вторую сторону в угоду личным амбициям («Кто из нас главный в моем кабинете?»).

Свое личное мнение вы можете высказывать потом, когда родитель доверился и тоже готов слушать и слушаться вас. Пока же на первой встрече постарайтесь, как истинный педагог, охватить внутренним взором ситуацию в целом. По поведению родителя вы быстрее поймете, какой у него характер, для того, чтобы правильно решить проблему, используя его же ресурсы.

Вывод. Итак, как себя ведет родитель? Он расположен слушать вас или замкнулся? Посмотрите на такое открытое проявление эмоций. Они многое скажут о нем и помогут выстроить правильную стратегию взаимоотношений. Например, ваше понимание, терпение, принятие, как бы ни было сложно их проявить, быстрее помогут в решении проблемы, чем противоположные качества личности.

Фото: freepik

Не забывайте о посещениях школы родителем как об их мотивации

Объясните родителю, зачем (если нужно) приходить в школу. Есть много текущих вопросов, которые можно решить на расстоянии.

Но, бывает, что сама фигура учителя заставляет взрослых уже людей, родителей, становиться организованнее и покладистее.

Влияние вашей стати, умения преподносить информацию, компетентная речь, навыки управления процессом беседы стократно усилятся при одном взгляде на вас родителя. А ситуация нахождения в едином школьном пространстве организует даже мало организованных пап и мам.

Время посещения тоже влияет на организацию общения.

Важно рассказать родителю, как структурируется время работы учителя, потому что часто у родителей смутные представления об этом. Некоторым кажется, что нет ничего проще, чем провести урок с «какими-то подростками», а «учитель еще чего-то требует от родителей, приходить, видишь ли, надо при нашей-то загруженности», а он при этом «еще вечно недоволен детьми».

Расскажите, что он получит частичную информацию и неэффективную работу в случае отказа от посещения школы, опоздания и т.д. В итоге родитель должен решить, стоит ли ему обучать и воспитывать своего ребенка в содружестве с вами или нет.

Вывод. Организационные моменты нужно обсуждать. У родителя должно сложиться ясное представление, что его ждет, каким примерно будет процесс обучения или воспитания и предполагаемый результат. Также нужно понять, какую роль он сам будет занимать в этом процессе.

Завершение беседы должно быть положительным.

Важно завершить беседу в позитивном ключе, ведь вы понимаете, что решение редко можно принять за одну-единственную встречу – нужно несколько бесед.

Если в результате вашей беседы родитель воспримет ситуацию посещения как негатив, больше к вам он не вернется. Нежелательно, чтобы между вами после такой беседы возникла неприязнь. Поэтому все мастерство учителя должно быть направлено на легкость в общении, выяснение общих точек соприкосновения, интересов (в воспитании и обучении).

Вывод. Если установлены коммуникации и родитель мотивирован – дальше легко станет вам обоим в межличностном общении и в вопросах воспитания.

Ранее Ирина Колиниченко, кандидат психологических наук, психолог, ведущий психологических тренингов на Всероссийской школе профсоюза (ВПШ), рассказала Сетевому изданию «Учительская газета» об обучении по принципу peer-to-peer. Этот принцип довольно популярен среди студентов, ведь, согласно этой модели образовательного процесса, обучение происходит «по горизонтали», то есть от обучающегося к обучающемуся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте