Предпрофессиональное образование осуществляется во многих московских школах. Вот и у нас, в Лицее города Троицка, есть научно-технологический класс. Создание предпрофессиональных классов означает прежде всего расширение практического содержания образовательных программ: это и работа с вузами, и выполнение практико-ориентированных проектов, и многое другое. В этом смысле наш город, 10 лет назад вошедший в состав Москвы, имеет уникальные опыт и условия: Троицк – наукоград.
Еще 20 лет назад половина родителей наших учеников работали в НИИ города. Для школьников институты проводили экскурсии, часто посещали они и Музей занимательной науки, Музей «Физическая кунсткамера» при троицком Доме ученых. А еще у нас есть физический марафон. Он старше, чем проект «Академический класс в московской школе», первые его участники уже работают в науке.
Физический марафон «Шаг в науку» – это проектная деятельность в особой форме и технология предпрофессионального образования. Он проводится ежегодно. Его организаторы – администрация Троицка и Музей «Физическая кунсткамера». В этом, юбилейном для лицея, году он пройдет уже в 12‑й раз.
Марафон продолжается около полугода. За это время школьная команда, возглавляемая учителем физики и сотрудником НИИ, должна создать интересный экспонат или подготовить демонстрацию физического явления. Конечный продукт должен быть такого формата, чтобы его можно было передать в «Физическую кунсткамеру» и использовать в дальнейшем во время экскурсий или для занятий в кружках.
За время работы команда проходит путь от идеи до действующей модели, снимает видеоролик для первого, заочного, этапа конкурса, готовит сценарий выступления для финала, который проводится в апреле. Здесь задача команды не только объяснить доступным языком явления, которые демонстрирует экспонат, но и показать сам экспонат в действии, а затем ответить на вопросы жюри. Судьи конкурса – сотрудники НИИ и городской администрации – оценивают экспонат, подготовленное детьми шоу, а главное – уровень понимания участниками описываемого явления.
Заключительный этап проходит в виде конкурса, на котором определяется абсолютный победитель, присуждаются 2‑е и 3‑е места, а остальные команды получают призы в различных номинациях.
Команда Лицея города Троицка – «Ньюштейны». Сменяются участники, но название остается неизменным. В 5 из 10 марафонов наша команда становилась абсолютным победителем физмарафона. Все эти годы нашим партнером по участию в научно-популярной акции был Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов (ТИСНУМ). Его сотрудники не только выступали как научные руководители наших проектов, они стали друзьями лицея.
Любая проектная деятельность – длительный процесс. Физический марафон не исключение. На каждом его этапе участники команды формируют разные компетенции.
Первый этап марафона – сбор команды. Для участия приглашаются ученики 8‑10‑х классов, 11‑классники становятся младшими научными руководителями команды. От участников требуются организованность, навыки тайм-менеджмента, умение работать в команде. Ребята сами решают, кто, когда и что делает. Каждый может определить свою роль в этом коллективе в соответствии со своими способностями, умениями, желаниями.
Следующий этап – выбор темы. Ребята изучают интересные физические явления и выбирают, каким станет будущий экспонат.
Затем идет разработка идей. Члены команды самостоятельно изучают литературу, определяют параметры будущих экспонатов. Научные руководители объясняют материал, который пока не изучен в школе, помогают подобрать нужную литературу.
В январе команда начинает практическую работу над созданием прототипа. Это сложная инженерная работа. На данном этапе бесценна помощь научных сотрудников, которые с готовностью предоставляют участникам марафона свои мастерские и рабочие места.
К моменту подготовки основного экспоната у команды уже есть достаточный опыт, ребята могут работать практически самостоятельно. Важно и то, что все это делается в непосредственном общении с людьми науки. В результате школьники получают представление о научной специальности, которую многие из них в будущем хотят получить. Обучение и работа проходят в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, без перегрузки и утомления – это главные отличительные особенности марафона как технологии образования.
Таким образом, физический марафон как форма проектной деятельности учащихся обладает всеми признаками технологии предпрофессионального обучения. В отличие от проектной деятельности в стенах НИИ или школьных проектов участие в физическом марафоне дает ребятам:
– опыт работы в большой команде в ходе творческой, исследовательской деятельности;
– знакомство с профессиональной деятельностью ученых и инженеров;
– большую мотивацию на дальнейшее обучение выбранной специальности;
– опыт исследования, изготовления различных устройств, обобщения и представления своих результатов как в письменной, так и в устной, научно-популярной форме.
Диана ИВАШКИНА, учитель физики Лицея города Троицка, кандидат физико-математических наук
Комментарии