– Московское образование за два года переходит на новый стандарт начального образования. При этом в его формулировках заложены серьезные изменения в педагогических подходах и технологиях. В чем основные принципы нового стандарта и насколько реальной вам представляется его реализация в столь короткий срок?
– На самом деле переход на новый стандарт будет происходить не за два года, а в течение четырех лет. Очень многие элементы стандарта начального образования мы отрабатывали в течение последних четырех лет, в том числе и в московских школах. Поэтому я не могу сказать, что в его формулировках заложены те изменения, которые незнакомы или неузнаваемы для массового учителя. Безусловно, есть очень серьезные отличия, связанные прежде всего с формированием информационно-образовательной среды и использованием новых образовательных технологий. Но я думаю, что в этом отношении именно у московского образования был накоплен достаточно серьезный опыт, поскольку многие вещи, которые отрабатывали в Москве, и легли в основу построения нового стандарта. Если говорить о системно-деятельностном подходе, то это тоже не новация для российской системы образования. Это развитие школ Занкова, Давыдова, Эльконина, Гальперина и других, которые, к сожалению, не получили повсеместного распространения в России, но тем не менее для нее не инновация, они показывают достаточно хорошие результаты во многих школах нашей страны. И поэтому, когда стоял вопрос о подготовке в том числе московских школ, к переходу на новый стандарт, у нас уже был накоплен большой опыт, на который можно было опереться и который можно распространять. Я думаю, что наиболее серьезным изменением будет то, что московским учителям придется переходить на в существенной степени переработанные учебники. Однако и здесь издатели поработали над тем, чтобы максимально облегчить учительству эту задачу. Во-первых, Министерство образования и науки Российской Федерации впервые ввело требования для разработки систем учебников. То есть в данном случае мы говорим не о линиях по математике, окружающему миру или другим предметам. Мы говорим о таких системах учебников, как «Школа России» и «Перспектива», которые обеспечивают реализацию стандарта. Это в значительной степени помогает реализовать межпредметный подход к обучению, более внимательно отследить, насколько соотносятся знания, которые дети получают в одних предметах, со знаниями, получаемыми ими в других предметах. Система учебников направлена на реализацию главной задачи стандарта – комплексного развития личности ребенка. Поэтому в системы учебников уже входят не четыре предмета, как раньше (русский язык, математика, окружающий мир и литературное чтение), а восемь-девять предметов, среди которых физкультура, ОБЖ, изобразительное искусство, иностранные языки. Конечно, к стандарту предъявляют определенные новые требования в связи с введением системно-деятельностного подхода и проектной деятельности обучающихся. В этом отношении московские школы обладают опытом использования этих педагогических технологий. Разработчики ФГОС подготовили полный комплект учебно-методических пособий для учителей по реализации стандарта начальной школы, особенно таких элементов, как система оценивания, проектная деятельность, внеурочная деятельность. Наше общение с учителями показывает отсутствие каких-либо серьезных препятствий для введения стандарта. – В новом стандарте говорится об электронных инструментах учебной деятельности, об открытом образовательном Интернете, об информационной образовательной среде, электронных приложениях к учебникам. Вы, как руководитель крупнейшего педагогического издательства, по учебникам которого учится сейчас огромное число детей, а до этого учились их родители, бабушки и дедушки, не боитесь конкуренции со стороны новых форм и источников образовательной информации? – Вы знаете, я абсолютно не боюсь конкуренции со стороны, как вы говорите, новых форм и источников образовательной информации. Дело в том, что мы перестраиваем деятельность издательства и формируем ту самую информационную образовательную среду, в которой будет комфортно ребенку, учителю и семье и которая обеспечит задачи реализации стандарта. В этом отношении российское образование имеет более чем десятилетний опыт разработки подобного рода ресурсов. Издательство постепенно будет превращаться из бумажного в мультимедийное. Я считаю вполне реальным, что к 2020 году до 50% оборота издательства будет поступать из продаж электронного контента. Здесь мы должны говорить о тех потрясающих возможностях, которые для нас открывает информационная образовательная среда, прежде всего с точки зрения реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся. – Как деятельностно-компетентностный подход, метапредметность воспринимают авторы существующих учебников, как идет их перестройка, получат ли школы новые учебники и понадобятся ли им учебники вообще? – Видите, у нас как обычно: деятельностно-компетентностный подход, метапредметность… На самом деле это системно-деятельностный подход, развитие теории и работ Выготского, Давыдова, Эльконина, Гальперина, Леонтьева и других наших выдающихся ученых. Я еще раз хочу сказать, что для учителей это не суперинновация. Другое дело, что под руководством академика Александра Асмолова была завершена разработка системно-деятельностного подхода как для начальной, так и для основной школы, а сейчас эта работа завершается и для старшей школы. Для авторов учебников и издателей это очень серьезный вызов, потому что реализация системно-деятельностного подхода – совершенно новый элемент в учебниках. Поэтому мы обращаем внимание учителей и руководителей образовательных учреждений на то, что это новое, в том числе и в деятельности учителей и директоров, в отборе той литературы, по которой будет работать школа. На сегодняшний день образовательные учреждения могут опираться только на те учебники, которые вошли в федеральные перечни, а туда вошли далеко не все из тех учебников, которые соответствуют стандарту 2004 года. Кроме всего прочего, авторы и издательства, издающие системы учебников, должны понимать, что очень серьезным элементом реализации системно-деятельностного подхода станет именно проектная деятельность школьников, которая помогает и развить, и зафиксировать те универсальные учебные действия, которые и составляют основу системно-деятельностного подхода. Говорить о том, понадобятся ли учебники вообще, я думаю, не приходится. Учебник был, есть и будет. Другое дело, что сегодня он приобретает новую форму. Например, учебники для начальной школы издательства «Просвещение» с этого года выпускают с приложенным диском. Это значительно расширяет возможности и, самое главное, облегчает труд учителя, который может использовать диски для ведения конкретных уроков. Такой диск не копирует учебник, а дополняет его. При этом соответствующие санитарно-гигиенические нормы, безусловно, соблюдены. Александр КОНДАКОВ, доктор педагогических наук, руководитель группы по разработке нового школьного стандарта образования, управляющий директор ОАО «Издательство «Просвещение»
Комментарии