search
main

Волна перемен, направленных к демократии и экономике открытого типа, прокатившаяся по миру в начале 90-х годов, замедлилась и в ряде отношений обратилась вспять. Религиозная и этническая нетерпимость, нарушения прав человека, циничное отношение к политике и правительствам, коррупция, преступность и насилие, а также невежество, апатия и безответственность – все это представляет растущую угрозу свободе, рыночной экономике, демократическому правлению и законности и подчеркивает необходимость основных знаний, навыков и демократических ценностей в деле строительства и сохранения демократических обществ, уважающих права человека и культурное разнообразие.

Настало время вновь признать ключевую роль, которую гражданское образование играет во многих важных для международного сообщества областях. Задача гражданского образования...

Kогда академик Колмогоров в 60-х годах взялся сам вести уроки в одной из подмосковных школ, ему, вероятно, пришлось как-то специально обучать и остальных учителей, работавших рядом. Как приходилось адаптировать язык фундаментальной науки, чтобы он стал понятным для педагогов начальной школы, мы, к сожалению, не знаем. Во всяком случае наш первый опыт прямого обращения представителей фундаментального направления нейрофизиологии, изучающего функции мозга ребенка в его развитии, непосредственно к учителям, а тем более воспитателям детских садов казался весьма рискованным. Сумеют ли уважаемые ученые – например, доктор биологических наук Тамара Хризман, кандидат биологических наук Валентина Еремеева – достаточно просто, доходчиво об’яснить, чем полезны практикам многолетние наблюдения нейрофизиологов за тончайшими реакциями левого и правого полушарий с их многочисленными полями, взаимодействиями, зонами перекрытия и прочими особенностями, которые доступны пониманию лишь немногих специалистов? И сумеют ли педагоги детских садов и начальных классов, работающие сейчас в тесном контакте с лабораторией Хризман, убедительно показать первые свои результаты? Формирование функций мозга – дело настолько длительное, тонкое, что на одном-двух показательных занятиях многого не продемонстрируешь. А практикам, кроме того, всегда важно не только знать, ЧТО происходит с ребенком, но обязательно КАК с ним следует работать, чтобы избежать ошибок, не подавить, а вовремя определить природные особенности. В педагогике путь от научных исследований до технологий обучения и воспитания всегда был особенно долгим. И это понятно, если постоянно помнить главный завет врача и воспитателя “не навреди”. А мы, еще не успев раз’яснить как следует, что же такое нейропедагогика, зовем людей на семинар, минуя многолетний этап создания и отработки методик, составленных на основе достижений разных нейронаук. Не рано ли?

Опаздываем! Оказывается, как всегда, опаздываем мы с этим разговором. Давно пора! Уже первые годы реформы образования, когда альтернативные формы обучения...
Реклама на сайте