search
main
0

Нравственность не приносит прибыли. Стало быть, она неконкурентоспособна?

Атеизм – это тонкий лед, по которому один человек и пройдет, а целый народ провалится в бездну. В ситуации экономического, экологического, нравственного кризисов все значимее становится голос православной общественности. Это наглядно показали прошедшие недавно в столице XVII Международные Рождественские образовательные чтения «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития».

СтатфактПо данным Комиссии по толерантности и свободе совести Общественной палаты РФ: Число российских школьников, изучающих курс православной культуры, составляет около 500-600 тысяч, исламской – 150-200 тысяч, курсы по иудаизму – 10 тысяч, буддизму – 10 тысяч, традиционным религиям малочисленных народов – 9 тысяч. Этноконфессиональные группы распределены примерно так: 85 процентов – номинально православные, 10 процентов – мусульмане, 5 процентов – остальные (в том числе иудаисты – 1 процент, буддисты – менее 1 процента). С учетом примерного распределения этноконфессиональных групп пропорционально лидирует практика изучения исламской культуры и иудаизма.

Тематика и проблематика конференций, секций, семинаров, «круглых столов» охватывала все стороны общественной жизни. Обсуждались вопросы воспитания и образования в школе ХХI века, проблемы семьи, особенности работы с молодежью в современных условиях, задачи взаимодействия церкви и государства. Как выразился один из участников форума, декан гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета Леонид Григорьевич Панин, несколько дней насыщенной работы дают всем пищу для ума и сердца на целый год.

Образование у нас всегда было в определенном смысле элементом культуры. В период воинствующего атеизма о Христе народу свидетельствовали шедевры искусства, музыки, зодчества. И хотя голос церкви не был слышен, но церковная мудрость сохранялась в сознании народа. Культура оставалась носителем благочестия, законов морали. Сегодня же настоящая культура влачит жалкое существование на фоне вакханалии так называемой массовой культуры. Культура теперь не воспитывает, а развлекает. Поэтому важно, чтобы выпускники школ в реальной жизни не только умели отличать добро от зла, но и противостояли последнему. А как на практике сформировать у детей понятие о грехе и ценности собственной жизни? Как случается, что подросток из нормальной, благополучной семьи решается на самоубийство?

Именно о таком случае в Петровском районе Саратовской области рассказала Светлана Александровна Батяйкина, начальник районного управления образования. Этот случай всколыхнул весь район и послужил началом активного диалога школы и церкви. На классных часах, родительских собраниях священники стали рассказывать детям и взрослым о христианских заповедях, семейных ценностях, православной культуре. Родители учеников попросили ввести в школьное расписание курс «Основы православной культуры». Сейчас этот курс изучают в школах района. Конечно, потребовалась специальная подготовка педагогов. Для этого в Петровском районе организовали курсы повышения квалификации для учителей совместно с Саратовским университетом по теме «История мировых религий и основы православной культуры».

Интересно, что в районе есть и школы, где изучаются история и культура ислама – в селах с преобладающим мусульманским населением.

– На мой взгляд, важно сохранить дух взаимного уважения, братства конфессий, – подвела итог Светлана Батяйкина. – Надо понять, что бояться следует не разных религий, а людей без веры и правды.

– Занятия по Основам православной культуры у детей в числе самых любимых, – рассказывает учитель начальных классов Татьяна Майер из города Новоалтайска. – Пока в начале девяностых взрослые разбирались в том, «кто виноват?» и «что делать?» – дети росли, их надо было воспитывать. Но как? Для Татьяны Иосифовны ответом на вопрос стало обращение к народной мудрости. Она создала авторскую программу по воспитанию детей на основе национальных традиций. Появились в школе №10 и русская горница, и музей старинных вещей. И все бы хорошо, но однажды в музей кто-то из детей принес старинную икону. А учительница, к своему великому стыду, ничего не смогла рассказать о ней своим ученикам. «Так пытливые детки привели меня в церковь, – говорит она. – Это устойчивый фундамент, на котором можно и нужно строить свою работу. Сегодня я и мои коллеги можем ответственно и уверенно сказать, что теперь в воспитательном процессе белых пятен нет. Беседуем с детьми практически на любую тему, начиная с политических и кончая сугубо личными. На педсоветах мы перестали говорить о проблемах поведения, чему сами удивились».

Подобные высказывания можно было слышать и на многолюдных пленарных заседаниях, и в узком кругу единомышленников.

«Религия спасает нас от нас, – спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу» – как не вспомнить здесь слова известного философа Павла Флоренского.

Чем чревата «макдонализация» образования? Такой интересный вопрос прозвучал на форуме. Рынок сегодня задает свои параметры образовательной системе. Нравственность не приносит прибыли, она неконкурентоспособна. Учитель становится участником рыночного процесса, переходит в разряд обслуживающего персонала. Взамен знаний ученикам предлагается информация, которую можно передавать с помощью различных технологий. Кардинально меняется связка «учитель – ученик». Условие передачи знаний – это доверие и уважение ученика к учителю. А в связке «продавец – покупатель» этого не требуется. Общество потребления, к которому мы так стремимся, превращает образование не в способ обретения мировоззрения как системы взглядов на мир, а лишь в способ получения аттестата. Внедрение тестирования постепенно вытесняет из школы учителя как личность, формирующую мировоззрение. А мировоззрение, как известно, нейтральным не бывает. Вот почему православное сообщество очень активно обсуждает стандарты образования нового поколения. В рамках Рождественских чтений состоялся «круглый стол» на эту тему. Выступающих было так много, что обсуждение пришлось продлить на два часа. Учителя, преподаватели вузов, представители органов управления образования, институтов повышения квалификации, родительской общественности, священники оказались единодушны в одном: проект Федерального государственного образовательного стандарта (концепция проекта и материалы по начальной школе) в настоящее время не учитывает интересы православного сообщества в сфере обучения и воспитания детей в российской школе. Подводя итоги обсуждения, председатель Рождественских чтений митрополит Калужский и Боровский Климент заметил, что православные дети (их родители уже сделали выбор при крещении) имеют право расти в своей православной культуре, а попытки подменить преподавание предмета «Православная культура» на добровольной основе обязательным курсом по истории религий под разными названиями неприемлемы для последователей церкви. Энциклопедия о российских религиях не может воспитывать. Беспокойство вызывает и сокращение учебных часов на преподавание литературы, а также отказ от перечня обязательных для изучения школьниками литературных произведений.

После всего услышанного естественно возникает вопрос: соответствует ли «приоритетная установка на личностную успешность», которая декларируется разработчиками стандартов нового поколения, менталитету православных россиян, их духовно-нравственным ценностям?..

Открывая XVII Рождественские чтения, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что практика преподавания основ православной культуры не должна быть разрушена. Накопленный опыт не может быть выброшен за борт. Церковь настаивает на добровольном изучении какой-либо из религий и на праве учеников не изучать ее, заменив соответствующий предмет уроками светской этики. Такая модель успешно действует в Европе.

– Трудности, которые возникли при обсуждении этого вопроса, – заметил патриарх, – я отношу за счет недоумения, нечеткой информации, неудачной критики и неудачной защиты. Надо освобождать этот процесс от конфликтности и от того, чтобы он использовался для разжигания внутренних противоречий в обществе.

Мы можем и должны через диалог с Министерством образования и науки России прийти к решениям, которые бы способствовали консолидации общества.

Немало сделано уже шагов в этом направлении. Результат совместной успешной работы мы видели на протяжении последних лет. Так, в школьном образовании благодаря сотрудничеству церкви и Минобрнауки появилось такое важное направление, как «Духовно-нравственная культура». В регионах разработаны программы различных спецкурсов и факультативов. Олимпиада школьников «Основы православной культуры» получила официальный статус. Ее победители имеют льготы при поступлении в вузы на соответствующие специальности. Еще одно достижение последних лет – интеграция духовных образовательных учреждений в единое образовательное пространство. Федеральный закон от 28 февраля 2008 года дал право им получать государственную аккредитацию и выдавать выпускникам дипломы государственного образца. А совсем недавно службой по надзору в сфере образования и науки издан приказ об утверждении минимальных нормативов кадрового обеспечения. Теперь при лицензировании в состав педагогических работников, имеющих ученые степени, включаются преподаватели с богословскими учеными степенями. Об этих и других достижениях на пути сотрудничества рассказал в своем выступлении на пленарном заседании министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

На форуме были подведены итоги ежегодного Всероссийского конкурса, проводимого Минобрнауки России и РПЦ. Дипломы и премии «За нравственный подвиг учителя» получили авторы воспитательных программ и спецкурсов. Директор Прудковской школы-интерната из Смоленской области Игорь Чепурышкин вместе с педагогическим коллективом сумел создать для детей-сирот условия для развития их способностей. «Наши выпускники не потеряются в жизни», – убежден Игорь Петрович. А из лагеря «Изборский Посад», что в Псковской области, дети не хотят уезжать. «Что же вы так в школе не учитесь?» – удивляется автор тематических смен Наталья Николаевна Соколова.

– А у вас все необычно и интересно, – отвечают ей. Названия программ талантливого педагога говорят сами за себя – «Маленький принц», «Семья – малая Церковь», «Старый Изборск».

Учитель истории Андрей Владимирович Елисов из села Саваслейка Нижегородской области сочиняет для своих учеников стихи. Он весь курс истории, пожалуй, может изложить в балладах. Педагог так строит уроки, что история и учит, и воспитывает его подопечных.

Глубокие знания о своем родном крае демонстрируют ученики Аллы Аркадьевой, учителя начальных классов школы №1 города Дмитрова Московской области. Алла Валерьевна – автор гуманитарных программ, учебников краеведения и книг по методике литературного чтения.

Все победители конкурса – наш золотой фонд, хранители традиций российского образования.

Сегодня Русская православная церковь – мощный институт, влияющий на происходящие в обществе процессы. Церковь отделена от государства, но не от общества. И это надо понять и принять всем нам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте