Структура такого урока включает в себя несколько последовательных этапов. Первый этап – разминка. Она состоит в основном из репродуктивных заданий и вопросов. Постепенно доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения заданий со скрытым «обманом», с так называемой интригой. Это позволяет сконцентрировать внимание, развить умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения впоследствии будут необходимы для выполнения заданий творческого характера.
Достаточно сложные для реализации методы активизации мышления, например «мозговой штурм». Требуется не только внимательно ознакомиться с условием задания, но и отобрать из порой абсурдных гипотез его решения наиболее вероятные. Творческое начало на уроке должна задавать сама формулировка темы урока.
Самый простой вид разминки, но очень любимый учениками. Он требует не формулировки правильного ответа на вопросы, а умения отреагировать на вопрос учителя. Если учащийся считает высказывание учителя правильным, он в тетради (мы работаем на полях, так как признаем право и учителя, и ученика пользоваться полями для внесения в них знаков, сигналов внимания, оценок и других пометок) ставит «1», если нет – «0». Ответы группируются в трехзначные числа, так как это удобнее для проверки. Такой прием позволяет одновременно решить проблему отсроченного повторения. Прием заимствован из программирования – по сути, это цифровой диктант.
Я утверждаю, что:
1. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.
2. Рубило, скребок и палка-копалка были первыми орудиями труда человека.
3. Древнейшие люди не могли жить поодиночке.
4. Следы жизни древнейших людей обнаружены в Африке, Азии, Европе.
5. Около 100 тыс. лет назад древнейший человек стал таким же, как и человек нашего времени.
6. История изучает жизнь людей с древнейших времен до настоящего времени.
7. Камень с заостренным краем называется рубилом.
8. Научившись пользоваться огнем, люди стали еще больше отличаться от животных.
9. Охота давала людям не только пищу, но и одежду.
Общий ответ: 101 101 111.
В ходе разминки можно поработать и над развитием внимания и зрительной памяти. Учащимся предлагается в течение одной минуты посмотреть на запись терминов, выполненную на доске или листе ватмана, а затем воспроизвести их по памяти. Работа идет и устно, и письменно. Большое количество продуктивно не запоминается. Секрет заключается в том, что понятия записаны разными шрифтами, в различном пространственном расположении, сочетаются печатные и прописные буквы. (См. рисунок).
Более сложный пример разминки. Ответы на вопросы записываются в тетрадь:
1. К сумме цифр в дате года начала русско-японской войны прибавьте количество букв в имени наследника престола последнего русского царя.
2. Полученное умножьте на количество членов трио.
3. От того, что получите, вычтите количество цветов на Государственном флаге Российской Федерации.
4. Итог разделите на количество букв в фамилии художника, известного наиболее запоминающимися портретами А.С. Пушкина.
5. Проверьте: получившееся число должно соответствовать количеству букв в партийной кличке одного из самых «железных» революционеров, ставшей его официальной фамилией.
ОТВЕТ: 14, 21, 63, 60, 6 – Сталин.
Разминка развивает речь учащихся. Можно использовать следующие виды работы:
– Найти лишнее и объяснить, почему оно лишнее.
Задание в 5-м кл.: крестьяне, ремесленники, аристократы, матросы (лишнее слово «аристократы», так как они не входят в понятие «демос»).
– Почему эти слова названы вместе?
Тиберий Гракх, плебей, народный трибун (Т. Гракх – представитель известного плебейского рода, стал народным трибуном).
– Напиши, кто…
убил собственного сына, отличался грозным нравом, был царем, объявил жителям своей столицы, что отказывается ими управлять, ввел опричнину (Иван Грозный. Узнавание идет для каждого в своем режиме. Кто-то узнает быстро, кому-то необходимо прочитать весь текст задания).
– Составь предложение со следующим набором слов:
Чупров, Баженов, искусство, недворяне, Аргунов, литература, Казаков, Шубин (Сложились условия для появления среди деятелей искусства и литературы представителей недворянского сословия).
Необходимо отметить, что выполнение таких заданий подготавливает к решению оригинальных творческих задач. А межпредметные связи наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных дисциплин.
Интересно усложнять, где это возможно, данный вид работы на основе принципа «вариации несущественных признаков учебного материала».
Например:
Назовите сумму двух последних цифр года битвы на Чудском озере.
Вместо:
В каком году произошла битва на Чудском озере?
Следующий этап урока посвящается выработке психических механизмов как основы развития творческих способностей – памяти, внимания, воображения, наблюдательности. На этом этапе урока мы работаем над их формированием и усовершенствованием на основе применения рациональных приемов, алгоритмов, призванных выработать умение управлять своей деятельностью. Но тренировка памяти ни в коем случае не заменяет обучения, а способствует его эффективности, продуктивности.
Например, мы выстраиваем соответствие:
Санкт-Петербург столица
Морозов предприниматель
монополия синдикат
Россия капитализм
Царь Николай II
промышленность инвестиции
реформы Витте С.Ю.
предлагаем запомнить, затем:
1. Закрываем одну сторону и предлагаем расставить карточки по соответствию.
2. Ответить письменно на вопросы:
– какие слова использованы во множественном числе;
– какие понятия обозначают людей;
– была ли в словах использована буква «ж»;
– сколько слов и какие женского рода и т. д.
Следующий пример – задание на развитие слуховой памяти: Откройте атласы на странице…, найдите на реке… город…, просчитайте наиболее выгодное расположение торговых путей.
Затем учащимся предлагается поставить «плюс» или «минус» около утверждений в зависимости от их правильности:
– вам было нужно открыть атлас на странице…;
– предлагалось найти город….;
– он расположен на реке…;
– в названии города… букв и т.д.
Для развития внимания используем задания со сменой установки на выполнение. Мы как бы «обманываем» ученика, пытаясь изменить привычные условия и приемы выполнения репродуктивных заданий.
Можно просто предложить рассказать об основных сражениях в ходе Крымской войны, а можно заинтриговать:
«Сегодня мы выполним задание, которое могут предложить будущим дипломатам для проверки быстроты реакции и умения ориентироваться по карте. Перед вами перечень: Варна, Шумла, Силистрия, Крит, Синоп, Измаил, Ставрополь, Баязет, Севастополь, Балаклава, Ахалцихе, Сухуми, Керчь, Перекоп, Карс, Батуми. Подчеркните те, которые определяют места крупных военных сражений в ходе Крымской войны».
Подобные задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний, но и стимулировать познавательную активность.
Психологи выявили отличительные черты креативной личности. Это и стойкость духа, и уверенность в себе, в своих силах и способностях. На формирование лучших свойств личности оказывают влияние задания с так называемым отсроченным вопросом. Их суть в том, что условия задания изначально ориентируют ученика на уже привычные ему способы решения, которые в итоге оказываются ошибочными. Такая ситуация создается тогда, когда вопрос оказывается для ученика неожиданным.
Прослушайте ряд имен и запишите их в том же порядке: Чайковский, Бородин, Глинка, Мусоргский.
После выполнения.
А теперь прослушайте следующий ряд(с большим количеством):
Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Брюллов.
Назовите не композитора в этом ряду.
Назовите имя композитора, творившего не только во второй, но и в первой половине XIX века.
Композитора, положившего в основу своей оперы один их известнейших сюжетов А.С. Пушкина.
Обычно при первой попытке работы с таким заданием в классе наблюдается замешательство. Многие испытывают затруднения, дискомфорт. Но затем, в процессе тренировки, привыкают к таким заданиям, приучаются всегда быть начеку, сосредоточив внимание и память. Это повышает устойчивость к различным помехам в обучении.
Таким образом, специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, становятся неотъемлемой частью творческого урока, направленного на развитие личности учащегося.
Третий этап урока отводится решению частично-поисковых задач разного уровня.
По мнению П.Я. Гальперина, «озарение», присущее открытиям, – это свернутый алгоритм. А интеллектуальное творчество проявляется в умении человека, знакомого с различными подходами к решению научных проблем, в нужный момент извлечь из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. С этим можно спорить. Но определенную роль в развитии и становлении самого мотива творчества данный подход играет.
Частично-поисковая задача должна решаться самостоятельно или при незначительном участии учителя. Ребенок открывает для себя новые знания и способы их добывания.
Один из видов такого задания – найти принцип группировки:
Дефо, Веласкес, Марат, Свифт, Бомарше, Робеспьер, Кромвель, герцог Альба, Рафаэль, Гете.
Принципов группировки может быть несколько. Например, по странам, по роли в истории, по алфавиту и т.д.
Задание на продолжение аналогического ряда:
В. Растрелли, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков…
Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов, А. Невский…
И.П. Аргунов, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий…
Смерд, закуп…
На усовершенствование ответа:
1682-1689, ………., 1730-1740, 1741-1761, 1762-1796.
Разбор выполнения сопровождается объяснением способа решения.
Большую роль играют задачи, имеющие не одно решение. Учащиеся выявляют наиболее рациональные.
Последний этап урока отводится на решение собственно творческих задач. Эти задачи можно условно разделить на два типа. Первый тип включает в себя задания, которые связаны непосредственно с историей. Вторую группу составляют задания повышенной трудности интегративного характера. Причем это может быть и сочетание информации из нескольких школьных курсов, и интеграция способов и приемов работы.
Нестандартные задания нередко представляют собой ситуацию затруднения, для преодоления которой необходимо применить творческий подход.
Например.
Все республики СНГ, Монголия, Китай, Вьетнам, Бирма, Тибет + Иран + Сирия + Болгария + Румыния + Венгрия + Польша = ? (держава преемников Чингисхана).
Когда начались крестовые походы, их участниками стали достаточно широкие слои населения средневековой Европы. Жители одной страны почти не участвовали в первых двух походах. Хотя, участвуя в третьем походе, они были переполнены гордостью за свою нацию. Почему?
Можно предложить организовать историческую лабораторию.
Дано: эпидемии, казнокрадство, беззаконие, экономический хаос
Катализатор: национальное унижение
Результат: социальные потрясения
Решать творческие задачи можно методом аналогий. Аналогии могут быть и исторические, и природные, и символические, и фантастические.
После принятия христианства на Руси стало распространяться двоеверие – диалог ценностей христианства и язычества. Почему византийские церковные власти не боролись с этой тенденцией в своей 60-й епархии?
Творческое начало на уроке должна задавать сама формулировка темы урока. Например.
От коллективного руководства к единоличному правлению.
Была ли неизбежна феодальная раздробленность в Европе?
ЦЕНТР + АЛИЗА + ЦИЯ!
Петр III ? Екатерина II !
Академик, который не умел писать.
НЕКТО 17-й год.
Жанна Суходильская, учитель истории и обществознания СШ №1 г. Кашин, учитель года Тверской области-2003
Комментарии