Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Новый подход к решению старой проблемы

Учительская газета, №48 от 27 ноября 2012. Читать номер
Автор:

Тот, кто смотрел фильм «Чучело», помнит, как одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот, как презирали, издевались и даже били. Так вот именно это и называется сейчас буллингом (от англ. bully – задирать, запугивать).

Буллинг – это агрессия, направленная против одного человека и часто имеющая определенную цель, будь то унижение, вымогательство или нечто иное столь же малоприятное. Иногда выделяют термин «моббинг» – групповая агрессия, или (уж оставим эвфемизмы) травля толпы, но первое понятие более общее. Направленная агрессия может встречаться в совершенно разных коллективах – от школьных классов и вузовских учебных групп до фирм с большим числом сотрудников. Существует даже отдельное понятие «офисный буллинг». Но в первую очередь пугает враждебность в коллективах учащихся, с которых, собственно, и начинается формирование образа жизни. Раньше это именовалось хулиганством и внимания особо не привлекало – так, детские шалости. Но проблема намного острее, чем кажется, – те, кто в школе прошел через нападки сверстников, в той или иной мере становятся социофобами и в будущем очень теряют в социальной жизни. (Социофобия – боязнь повышенного внимания, трепет перед публичными выступлениями и общественными действиями вообще, паника перед встречами с новыми людьми и другие подобные фобии, которые явно делают жизнь весьма и весьма нервной.)По исследованиям последних лет, 49% учеников школ не сталкивались с агрессией и задиранием со стороны одноклассников. Но, во-первых, врожденное общечеловеческое желание не казаться неудачником наверняка заставило многих умолчать об обидах, а во-вторых, в любом случае 51% униженных и оскорбленных – это очень серьезная цифра. Не случайно таким вопросам, как психологическая среда в учебных заведениях, ксенофобия, этические конфликты, Департамент образования Москвы уделяет все больше внимания. Безопасность образовательной среды – одна из главных проблем, на решение которых направлена государственная программа города Москвы «Столичное образование» на среднесрочный период (2012-2016 гг.). «Современное образование призвано не только удовлетворять потребностям производства, отвечать его требованиям, быть фактором его развития и развития кадрового потенциала, но и становиться ресурсом личностного, общественного, государственного развития, обеспечивать реализацию важнейших для граждан России ценностей свободы, блага, безопасности и других», – утверждает руководитель Департамента образования Исаак Калина. Конечно, вопрос безопасности касается не только взаимоотношений учащихся между собой и с педагогами, но и многих других аспектов. Однако этот фактор, пожалуй, самый важный. Комплексная безопасность образовательной среды – один из проектов Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), на базе которого исследуются очень важные для Департамента образования г. Москвы вопросы, проводятся мониторинги в среде педагогов, родителей и самих учащихся, на их основе вырабатываются необходимые рекомендации. Проректор по научной работе МГППУ кандидат психологических наук Е.Задорина считает, что информация, полученная в ходе мониторинга, имеет особую ценность в работе с детьми. Проблемами безопасности озаботилась и Российская ассоциация аккредитованных учебных заведений (РААУЗ), объявившая конкурс «Безопасная школа». Кстати, информация об этом конкурсе размещена и на сайте Департамента образования города Москвы. Так что любой желающий – как родитель, так и ученик – может оценить свою школу. Чтобы вылечить болезнь, необходимо не загонять ее внутрь, а правильно диагностировать. Диагноз поставлен. Осталось назначить лечение.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту