Биология для девятиклассников – это предмет по выбору. Зачастую к этому выбору дети приходят очень поздно, и для подготовки к ОГЭ остается очень мало времени. Сеть Интернет и книжные магазины предлагают различные пособия для подготовки к итоговой аттестации по биологи, как для учащихся, так и для учителей.
Среди педагогов существуют негласные требования к сборникам вариантов для подготовки к ОГЭ.
Во-первых, пособие должно быть создано специалистами, непосредственно принимающими участие в разработке реальных вариантов ОГЭ.
Во-вторых, оно должно полностью соответствовать демоверсии текущего учебного года от ФИПИ.
В-третьих, в пособии должно быть достаточно большое количество вариантов для прорешивания и разбора с учениками.
В-четвертых, должны быть представлены разные варианты заданий в каждой линии, чтобы ученики могли ознакомиться с возможными формулировками вопросов и иллюстрациями и составить общую картину экзаменационного варианта.
Этим требованиям в полной мере отвечают пособия Татьяны Вячеславовны Мазяркиной и Светланы Викторовны Первак. Поэтому, занимаясь подготовкой учащихся к ОГЭ, многие годы с удовольствием используем пособия этих авторов.
В этом учебном году в структуре ОГЭ по биологии есть изменения, которые связаны со структурой и содержанием первой части КИМов (во второй части их нет). Вот главные из них:
- общее количество заданий сократилось: 26 вместо 29;
- количество заданий первой части сократилось с 24 до 21;
- линии 1, 3‑5, 7‑13, 15, 17, 18 сохранились, но изменили свои позиции;
- включены новые линии 2, 6, 14, 16, 19‑20, которые были представлены в 2020 году в перспективной модели КИМов и апробированы;
- в линии 21 представлены задания по формату задания 2 ЕГЭ;
- максимальный первичный балл увеличился с 45 в 2022 году до 48.
Приведем примеры некоторых новых заданий из сборника на проверку функциональной грамотности учащихся.
Задания в линиях 5, 6 направлены на проверку умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Пятое представлено в виде последовательности действий в ходе какого-либо исследования, которые нужно расположить в правильном порядке. За верное выполнение задания дается два балла. Пример из варианта 1.
Шестое задание соответствует элементу спецификации «Уметь распознавать лабораторные инструменты, посуду, медицинские приборы». Оно содержит изображение какого-либо инструмента или прибора, который нужно узнать по рисунку и выбрать, с какой целью он используется. Задание предполагает выбор одного правильного ответа из четырех, оценивается в один балл.
Линия 14 относится к блоку знаний «Человек и его здоровье», соответствует элементу спецификации «Уметь распознавать органы и системы органов человека». Это задание с обязательной иллюстрацией, на которой приведены изображения четырех органов или их частей. Требуется выбрать один объект из четырех, соответствующий вопросу. Задание оценивается в один балл. Пример из варианта 6 (см. рис.).
Линия 16 также относится к блоку знаний «Человек и его здоровье». Это задание с иллюстрацией, требуется определить правильные и неправильные подписи к рисунку и записать в ответ номера трех верно сделанных подписей. Это задание в формате ЕГЭ, за него можно заработать два балла.
В новом формате КИМов уменьшилось количество заданий по блоку «Человек», раньше их было восемь (линии 6‑13), теперь стало пять (линии 14‑18), но общее количество баллов по этому блоку не изменилось.
Интересен новый блок заданий по экологии 19‑21. Ко всем трем из них приводится схема взаимоотношений организмов в экосистеме:
19 – требуется выбрать подходящие характеристики для указанного объекта, список характеристик прилагается. Задание на два балла;
20 – составление пищевой цепи на основе предложенной схемы, 1 балл. Нужно обратить внимание учеников, что в ответ нужно писать буквы, соответствующие нужным животным на схеме, а не цифры из задания 19;
21 – задание на определение трофических связей организмов в экосистеме. Формат этого задания приближен к формату подобных заданий в ЕГЭ.
Этот блок позволяет проанализировать не только знание фактического материала, но и возможности логического мышления ученика и умение работать со схемой.
Итак, можно сделать выводы по изменениям в КИМах:
1) количество заданий в ОГЭ уменьшилось, но они стали более структурированными и более привязаны к конкретным темам;
2) многие из них не изменили своего привычного формата, но встречаются в других позициях. Это не создает трудностей для учеников, но упорядочивает КИМы;
3) исключены задания по эволюции – это несомненный плюс, так как по некоторым учебным программам эволюция как раздел биологии в девятом классе не изучается;
4) задания по своему формату приближены к формату ЕГЭ, что является хорошей предпосылкой для преемственности этих экзаменов.
Татьяна ШПАРБЕР, учитель биологии лицея «Бауманский», Йошкар-Ола
Комментарии