«Молодым везде у нас дорога» – это не только строка из песни Лебедева-Кумача о Родине, но и принцип жизни и деятельности Кирилла ЩИТОВА. Депутат Московской городской Думы 5, 6 и 7‑го созывов, помимо основной нагрузки, успевает заниматься общественными проектами в сфере муниципальной и федеральной молодежной политики и легкой атлетикой, получать государственные награды и спортивные медали, воспитывать трех дочерей и путешествовать с семьей, блестяще владеет иностранными языками и навыками продаж. Как объять необъятное и совмещать несовместимое, парламентарий рассказал в интервью «Учительской газете-Москва».
– Кирилл Владимирович, в студенческие годы вы совмещали учебу с работой в частной компании, где за три года прошли путь от стажера до старшего менеджера. Чем в этом вам помог университет? Учат ли профессора в современных вузах строить успешную карьеру? Если не они и не там, то кто и где может этому научить?
– Не знаю, корректно ли сравнивать настоящее время с периодом, когда учился я. Сейчас преподаю сам и стараюсь дать студентам как можно больше практических навыков, обыгрывать ситуации, которые сейчас модно называть кейсами, чтобы на конкретных примерах показать решение проблемы.
Что касается первого места моей работы в период учебы, то это была компания, которая занималась приобретением авторских прав на зарубежное кино, в основном французские и итальянские фильмы. В МГИМО я учился на факультете политологии, у меня было два иностранных языка на хорошем уровне – французский и английский. Сначала меня взяли на роль стажера: переводить аннотации, синопсисы, договоры с зарубежными компаниями. Здесь помог университет – пригодилось знание языков. Уже в дальнейшем я сумел развить навыки продаж. Покинула свой пост менеджер по продажам авторских прав телеканалам, директор компании предложила мне попробовать продавать фильмы и поработать с телеканалами стран СНГ и Балтии. У меня получилось, это было интересно и с профессиональной, и с финансовой точки зрения, потому что я получал процент от продаж и так начал зарабатывать первые деньги.
Научиться продавать, убеждать других людей совершать какие-то действия – навык, который пригодится в любой профессии, начиная от защиты диплома и заканчивая бизнесом, политикой, сферой общественных отношений. В политике, на выборах, голосуют бюллетенями, а в бизнесе – рублем. Поработать в продажах полезно для специалиста из любой области. Научиться навыкам убеждения на лекциях и семинарах в вузе невозможно. Только практика! Сейчас образовательные модели сочетают теоретические знания и возможность стажироваться по разным программам. Поэтому мне кажется, студент, желающий построить успешную карьеру, должен быть активным. Есть проекты, как городские, так и федеральные, где можно почерпнуть много практических знаний, например, реализуемых президентской платформой «Россия – страна возможностей», Федеральным агентством по делам молодежи, в Москве – Комитетом общественных связей и молодежной политики города. Если говорить о трудоустройстве, то Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы предлагает молодым специалистам окна возможностей – от обучения составлению резюме и прохождению собеседования до непосредственного трудоустройства. Нам в вузах внушали, что нужно все время посвящать учебе. А мне казалось и кажется до сих пор, что в вузе уже надо начинать работать. Я параллельно еще занимался общественной деятельностью и спортом, играл в студенческом театре. Может быть, одно было где-то в ущерб другому, зато дисциплинировало, совсем не оставляло свободного времени, учило максимально эффективному тайм-менеджменту. Мешало ли это учебе? В итоге в дипломе у меня 6 четверок, остальные пятерки. В то же время я старался в период учебы развиваться в общественном отношении. Это очень важно для начинающего специалиста, пока есть время, возможность, нет собственных детей и семьи, получать как можно больше новых практико-прикладных навыков.
– За реализацию ряда социальных проектов в 2008 году вы стали лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Какие проекты в сфере молодежной политики сегодняшнего дня считаете наиболее успешными? На что бы обратили внимание педагогов и учеников в рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей»?
– Я действительно был удостоен столь высокой награды за проект «Московский молодежный парламентаризм», который представлял на конкурсе «Моя страна – моя Россия». Это система молодежных общественных палат в городе Москве, которые были созданы с 2007 по 2009 год. В этот период они появились и при Мосгордуме, и во всех районах столицы. Эти общественные структуры помогали активной молодежи делать первые шаги в общественно-политической деятельности. Многие из ребят впоследствии стали муниципальными депутатами. Кто-то повторно переизбирался. Кто-то, как я и мои коллеги, избирался в Мосгордуму. Другие работают в органах исполнительной власти. Это была хорошая школа для тех, кто хотел заниматься общественно-политической деятельностью в Москве.
Сегодня существует большое количество проектов, на которые я бы советовал обратить внимание. Ценностной платформой для воспитания современной молодежи является волонтерство. Оно было придумано не вчера, а существовало столетиями. В последние годы в России волонтерство получило мощную поддержку со стороны государства и социума. Такие проекты заслуживают внимания: они многому учат, воспитывают позитивные личностные качества, помогают сделать мир чуть лучше. Если говорить о карьерных общественно-политических проектах, рекомендую обратиться в Центр молодежного парламентаризма. Это структура при Правительстве Москвы, которая готовит кадровую смену, будущих политиков. Также интересен Городской центр профессионального и карьерного развития, он работает прежде всего с вузами, реализует программы стажировок для студентов в Правительстве Москвы, отдельно есть программы именных стипендиатов города Москвы – для активных участников проектов. Эти два учреждения я порекомендовал бы тем, кто хочет заниматься общественно-политической деятельностью или построить карьеру на госслужбе. Что касается платформы «Россия – страна возможностей», сложно выделить что-то одно самое важное. Это и конкурс «Лидеры России», финалистом которого я являюсь, и проекты в области развития туризма, конкурсы для IT-специалистов, программы для школьников, студентов и молодых специалистов. Во-первых, эти проекты позволяют участнику лучше разобраться в себе, во-вторых, завести полезные знакомства с будущими коллегами и партнерами, в-третьих, помогают обратить на себя внимание для приглашения в новые проекты или для трудоустройства.
– Сегодня активно развиваются интерактивные каналы общения, например социальные сети и блогосфера. Как вы, активный пользователь соцсетей и блогер, считаете, эта тенденция способствует повышению или снижению академических успехов школьников и студентов? Или прямой взаимосвязи не наблюдается?
– Сложно обвинять соцсети – это инструмент, да и школьников – они еще маленькие. Откровенно говоря, считаю, что соцсети съедают огромное количество времени современных школьников, которое можно потратить с большей пользой: почитать книгу, заняться спортом. Запретить использовать соцсети нельзя, не может же ребенок из-за этого стать изгоем! Надо уметь отвлекать школьников на иные виды деятельности – спорт, творческие студии. Кто-то скажет: «Снять креативный ролик – тоже элемент творчества». Безусловно, есть программы, в которых дети монтируют видео, что-то рисуют или моделируют, но это скорее исключение. В основном школьники залипают в TikTok или YouTube, без конца смотрят ролики каких-то блогеров и мечтают об их жизни вместо своей. Задача взрослых – создавать позитивные увлечения, переключать внимание. Важен родительский контроль не в смысле жестких проверок, а в смысле осведомленности о трендах. Нужно быть «в повестке», стать для ребенка другом, с которым можно вместе обсуждать просмотренное в соцсетях. Жесткий контроль унижает достоинство ребенка. Только через доверие можно вовремя предупредить школьника об угрозах в Интернете, обучить базовым нормам цифровой грамотности и гигиены.
– На круглом столе, организованном в штабе общественной поддержки «Единой России», вы выступали против сниффинга и кибербуллинга. С какими еще опасностями могут столкнуться в школе и в Сети современные дети? Как противостоять наиболее серьезным и актуальным угрозам?
– Это не единственные угрозы, о которых я говорил на круглом столе, но одни из самых важных. По данным, приведенным детским омбудсменом Анной Кузнецовой, каждый третий российский ребенок сталкивался с буллингом, но только каждый десятый родитель об этом узнал. В подростковом периоде дети достаточно жестоки и могут обижать друг друга, еще не понимая, насколько больно может ранить слово. Если ребенок становится жертвой кибербуллинга или травли в реале, ему должен помочь взрослый: самостоятельно или при помощи специалистов-психологов. Главное – быть в курсе, что со школьником происходит.
Сниффинг – другая важная проблема – газовая токсикомания. Вдыхание газа позволяет достичь определенной эйфории. Грань в употреблении газа между необходимым объемом для получения кайфа и достаточным для летального исхода ничтожно тонка. Ребенок может не почувствовать и не понять, когда надо остановиться. За последние годы зафиксировано более 300 случаев смерти от газовой токсикомании. Самые ранние касаются детей 6 лет. Еще недавно в Интернете распространялись ролики о том, как дышать газом, какие ощущения это дает. Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды вовремя отследил проблему. Были поданы заявки в Роскомнадзор, чтобы заблокировать этот контент. Мосгордума выступила с пакетом законодательных инициатив по введению административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс вдыхания газа (административная ответственность за пропаганду) и ограничению продажи опасных товаров по возрасту. Законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Что касается других угроз: это деструктивный контент в соцсетях, особенно суицидальные группы. Многие государственные органы занимаются мониторингом и блокировкой такого контента, но угроза продолжает существовать. Родителю и в этом случае важно знать, чем интересуется ребенок, и выстраивать доверительные отношения с ним, так можно будет распознать и предотвратить угрозу вовремя. Разобраться в проблеме самим родителям помогает наш проект «Безопасная столица», направление «Кибербезопасность». Команда психологов, айтишников и безопасников создает образовательные ролики о том, какие угрозы существуют в Сети, как им противостоять. Параллельно с этими специалистами проводятся тренинги и мастер-классы для учителей и родителей.
– Какие вопросы образования решает Мосгордума и насколько, с вашей точки зрения, успешно?
– Образовательными стандартами и программами занимается Департамент образования и науки Москвы. Мосгордума как законодательный орган принимает основные городские законы, в том числе в сфере образования, по которым затем могут действовать органы исполнительной власти. Главный закон, который мы принимаем, – «О бюджете города Москвы». В нем каждый год определяются объемы финансирования столичного образования. От этого зависит, будут ли строиться новые школы, модернизироваться существующие классы, какие будут у города возможности для оплаты труда педагогов. Наша задача – создание финансовых и законодательных возможностей для дальнейшей реализации городских программ. Отдельные средства выделяются из бюджета на грантовую поддержку образовательных организаций.
– Согласно недавнему опросу, проведенному по заказу Департамента спорта Москвы, 86% учеников 5‑9‑х классов ответили, что им нравятся уроки физкультуры, среди ребят из 10‑11‑х классов любителей физкультуры оказалось меньше – 75%. С возрастом у детей наблюдается снижение интереса к занятиям спортом. Также заметен серьезный разрыв между школьным спортом и студенческим. Многие школьники, перейдя на ступень вуза, завязывают со спортом по разным причинам. Как этот разрыв преодолеть и создать преемственность? Как сохранить мотивацию заниматься спортом дальше?
– С возрастом у школьников действительно падает мотивация заниматься спортом. Это связано со многими аспектами по мере взросления: от новых интересов до отсутствия душевых. В старых школах они отсутствовали, и это создавало проблемы: маленькие дети не обращают внимания на внешность, а подростков она начинает сильно волновать. Им не хочется плохо пахнуть или выглядеть, особенно в глазах противоположного пола. Если вопрос гигиены не решается, подросток предпочитает прогулять физкультуру под тем или иным предлогом, нежели после урока испытать психологический дискомфорт.
Поэтому для повышения интереса к физкультуре важны все факторы, в том числе возможность принять душ после спорта.
Чтобы интерес к спорту сохранялся, нужно мотивировать детей соревнованиями, стартами, турнирами. Перед значимым испытанием школьник начинает тренироваться с утроенными силами, потому что видит в спорте смысл. В детстве я занимался водным поло, сейчас – легкой атлетикой, бегом, для меня важно, чтобы на горизонте маячил некий старт. После майского марафона я начал готовиться к следующему этапу, мне постоянно нужно себя подстегивать новыми вызовами, включая спортивные. Если создать систему постоянных соревнований – внутришкольных, межрайонных, городских – не по олимпийской системе (как только команда вылетает из группы, она больше не участвует), – школьник не будет прогуливать тренировки. Надо создавать систему школьных спортивных клубов и лиг, это создаст привычку у детей заниматься спортом систематически. Преемственность между школой и вузом тоже должны обеспечить спортивные лиги. Подросток занимается в школьной лиге по футболу, поступает в институт и продолжает играть за вуз уже в студенческой лиге. Зимой мы хотим провести форум-выставку спортивных возможностей московских вузов, чтобы на одной площадке представители университетов могли рассказать школьникам, какие секции могут предложить, какие достижения есть у вуза. Это не главный фактор, влияющий на выбор учебного заведения, но возможность развиваться в области спорта помимо основной специальности может сыграть дополнительную роль при прочих равных условиях.
142 тысячи детей занимаются в системе Департамента спорта Москвы (СШОР, СДЮШОР). Такие дети должны иметь возможность продолжать занятия спортом в вузах на достаточно высоком уровне. Это позволит получить профессиональный контракт, будучи студентом. На прошедшей Олимпиаде в Токио российская сборная по баскетболу 3×3 завоевала «серебро». Баскетболист Станислав Шаров – выходец из Ассоциации студенческого баскетбола. Он был замечен в ходе игры в студенческой сборной, а затем поступательно пошел к медали на Олимпийских играх.
– В марте текущего года фракция «Единая Россия» внесла в Московскую городскую Думу предложение по увеличению возраста родителей, получающих поддержку для молодых семей, до 35 лет. Как вы считаете, данная мера способствует снижению нагрузки на родителей в плане образовательных расходов?
– Это скорее мера по поддержке молодой семьи с новорожденным, компенсация расходов на товары, необходимые в первые дни, недели, месяцы жизни нового человека. Если говорить о мерах поддержки семей со школьниками, то можно упомянуть приказ президента о единовременной выплате семьям с детьми школьного возраста. В преддверии учебного года эти семьи получили по 10000 рублей.
– С 1 января 2021 года вступил в силу новый Санитарный регламент для учреждений общего среднего образования, утвержденный приказом Министерства здравоохранения №2205. Новые нормы питания предусматривают уменьшение потребления сахара и соли и начнут действовать с 1 сентября. Как вы оцениваете данную меру и возможности ее реализации?
– Я приветствую любые программы и правила, связанные с улучшением качества питания. Чтобы сохранить здоровье, нужно не только отказаться от вредных привычек и заняться спортом, но и употреблять здоровую еду. Правильное питание школьника – залог его здоровья во взрослом возрасте. Добавлю, что запретил бы еще продавать в школе снеки, чипсы, шоколадные батончики. Дети привыкли к нездоровым перекусам, но нам стоит задуматься о вреде пищевых добавок, подсластителей, усилителей вкуса. Все, что полезно, детям кажется невкусным. Но если убрать из продажи шоколадные батончики и чипсы, заменить их на йогурты, сухофрукты, орехи, дети будут поставлены перед выбором между полезным и более полезным. Здоровые перекусы прекрасно помогают утолить голод. И дети будут реже болеть.
– Вы довольно часто путешествуете со своими детьми, посещаете интересные города, музеи, экскурсии. Каким вы представляете себе идеальный отдых для школьника?
– Отдых должен быть осмысленным и насыщенным. Мы стараемся уделять детям больше времени и, чем больше путешествуем, тем чаще делимся интересными фактами из истории, географии, литературы, а заодно отвлекаем от гаджетов.
Пассивный отдых, например пляжный, где ребенок получает витамин D от солнышка, должен сочетаться с активным – рыбалкой, катанием на коньках, велосипедах по парку. Для здоровья полезна перезагрузка! Важны и путешествия по городам, музеям – образовательный отдых. Любой вид деятельности должен давать детям новую информацию, новые знания.
– Чем в своей работе вы сами можете гордиться и почему? Какие планы ставите перед собой на ближайшее будущее?
– «Горжусь» – громкое слово. Считаю важным, что предвыборную программу 2019 года по развитию районов Братеево, Зябликово и Орехово-Борисово Южное удается воплотить. По мере реализации каждого пункта программы испытываешь удовлетворение. Например, построен пешеходный мост, чтобы сократить людям путь до ближайшего торгового центра. Сейчас завершается ремонт досугово-спортивного центра для детей и молодежи. С нетерпением ждем начала занятий и появления секций. Мы долго боролись за это помещение, общались с Департаментом имущества Москвы. Многие дети смогут в этом комплексе гармонично развиваться и находить новых друзей. Когда видишь результаты своей работы, что она приносит реальную пользу людям, это становится предметом для гордости и морального удовлетворения.
До 2024 года мои планы напрямую связаны с работой Мосгордумы. Сейчас завершаю работу над текстом нового законопроекта о молодежной политике Москвы, планируется поддержка молодежи в разных направлениях: трудоустройстве, студенческом и школьном спорте, развитии волонтерских и общественных инициатив, помощь молодым людям, попавшим в трудную ситуацию. Мы аккумулировали инициативы 9 органов исполнительной власти. Надеюсь, что после принятия нового закона следующим этапом станут новые проекты и программы для молодежи Москвы.
Илья ИВАНОВ
Комментарии