Первое впечатление, когда раскрываешь эту книгу – предубеждение. Мы желаем детям добра и счастливой жизни – зачем им знать это? Кто из нас, взрослых, родителей и педагогов, предполагает, что их ребенок или ученик столкнется с насилием, станет правонарушителем или, не дай Бог, совершит преступление? Зачем ставить ученика на место подследственного? Книга так и начинается – с обращения автора: «Дорогой друг! Я очень надеюсь, что книга, которую ты держишь в руках, тебе никогда не пригодится». Так стоит ли ее читать, нужен ли вообще такой учебник? Ведь учебных пособий по правоведению достаточно.
Но… Внимательно почитав книгу, забываешь о первом впечатлении, и оценка ее меняется на прямо противоположную, то есть убеждаешься в ее нужности и необходимости. Жизнь молодого человека (а старшеклассники – уже взрослые люди) не протекает гладко, и никто не может уберечь его от случайностей, соблазнов, столкновений с интересами других, проявлений насилия, коллизий с законом, которые могут быть и случайными, и неизбежными. Как не стать жертвой преступления, как не стать случайно преступником? Это не праздные вопросы, и готовя молодежь к будущей самостоятельной жизни, надо ставить перед ними эти вопросы и научить их действовать в критических ситуациях в своих гражданских интересах, научить защищаться. Наша прежняя педагогика старательно обходила реальности жизни, живую практику права, исповедуя страусиную психологию и прививая ее своим воспитанникам. Гражданское общество такую психологию отвергает. Личность должна проявлять себя в полной мере, в том числе и в области права.
Такова сверхзадача учебного пособия «Живое право». Это второй том (первый вышел три года назад), но он представляет собой самостоятельный учебник. Учебные темы представлены в трех больших главах («Уголовное право», «Уголовный процесс», «Полицейское право»).Содержащие их «Беседы» (уроки) в доступной форме рассказывают об уголовном праве и уголовном процессе, об административных нарушениях, содержат практические советы, памятки, образцы документов, поучительные описания реальных жизненных ситуаций и историй, когда необходимо применить знание права.
Автор учебника Виктор Пронькин и его соавторы, консультанты, эксперты, учителя (книга подготовлена в рамках проекта «Живое право» при содействии Института «Открытое общество», СИВИТАС-Россия и ряда других международных организаций) одними из первых в стране дают педагогам возможность реально подготовить ученика к освоению живого права, к ситуациям, в основе которых лежит столкновение личности и закона. Тем самым они сделали дело большого общественного значения – дали в руки учителям эффективный инструмент для правового образования и даже для профилактики правонарушений и преступности среди молодежи.
Нужно отметить, что во многих странах такая практика уже существует. Уроки «живого права» практикуются в общеобразовательных школах, а с несовершеннолетними правонарушителями такое обучение проводится в обязательном порядке. Другими словами, общество в этих странах обеспокоено тем, что молодежь до своего совершеннолетия не знает, как себя вести в случаях, предусмотренных законом. Для того, чтобы исправить ситуацию, в этих странах развивают правовое воспитание и образование. Нет никакого сомнения в том, что и наша страна «созрела» для подъема гражданского и правового образования, начиная в первую очередь со школы.
«Где нет закона, нет и преступления», – говорил апостол Павел. (Авторы широко пользуются образными выражениями, заимствуя их из различных источников, в том числе Библии. Такой метод изложения учебного материала следует признать удачным, поскольку он лучше воспринимается, запоминается и усваивается учениками.) В современном обществе правит закон. Значит, надо знать, что предусмотрено законом, что он запрещает и квалифицирует как правонарушение. Знать все нельзя, значит, надо уметь пользоваться юридической литературой, если нужно – заглянуть в кодекс: административный, уголовный, процессуальный.
Об этом повествуют уроки уголовного права (Глава 1, Беседы 1- 3). Материал трудный для доступного изложения, почти академический, но автором найдена форма, понятная детям. Кстати, первый урок начинается с «детективной истории» – похищения велосипедов у двух друзей, которые при помощи своего учителя ведут расследование и попутно изучают право. Беседы ведутся от первого лица – преподавателя. Учащиеся получают необходимые представления о видах правонарушений, о преступлении, уголовном кодексе, юридических словарях, учебниках. Молодые люди получают базовые знания в этой области, которые помогут им избежать столкновений с законом. Если же произошла непоправимая случайность или роковая ошибка, человек должен уметь найти свою линию поведения и защиты от удара судьбы. «Живое право» учит, что нужно предпринять, куда и к кому обращаться за помощью. Закон суров, но он гарантирует также и помощь в критических ситуациях и защиту от произвола в случаях, когда должна наступить ответственность личности. В состав Бесед включены «Памятки» с выдержками из юридических текстов, «Практические советы» – по общей безопасности, как случайно не стать преступником, как уберечь имущество от кражи, как оформить заявление в милицию и т.д. «Творческие задания» помогают учащимся научиться работать с юридической литературой, ознакомиться с законодательной практикой в ходе решения практических заданий. «Социальные проекты» – особый вид домашнего задания, в котором учащиеся, пожалуй впервые, осмысленно анализируют обстановку в окружающей их среде с точки зрения криминогенности и безопасности. «Дополнительные материалы» содержат исторический, познавательный, вспомогательный материал для пополнения и закрепления знаний. Разнообразные учебные и дидактические материалы, составляющие каждую главу, дают возможность усвоить необходимые правовые знания во всей полноте предмета.
Наибольший объем имеет глава 2 «Уголовный процесс»- 11 Бесед. Эту главу можно читать просто как детектив – ведь по ходу учебного материала продолжается расследование дела о похищении велосипедов – преступления не уникального и знакомого для наших подростков. Но даже в таком «мелком» деле для его участников – как потерпевших, так и подозреваемых – возникает множество вопросов, от которых зависит многое, в том числе, возможно, и дальнейшая судьба. Что делать, если ты стал потерпевшим или очевидцем преступления? Как сообщить о преступлении? Как будет вестись разбирательство и весь уголовный процесс? Какое участие в нем должны принять родители? Как поступать в тех случаях, когда дело обретает для вас неблагоприятный поворот? Как возместить ущерб от преступления? Какие права и обязанности есть у потерпевшего, гражданского истца? Как вести себя на допросе потерпевшего, свидетеля, обвиняемого? Как составить, наконец, исковое заявление и добиться, чтобы оно было принято и рассмотрено?
Как видим, вопросам нет конца. Знание своих прав и обязанностей и есть первый показатель гражданской зрелости молодого человека. В дальнейших беседах учащиеся будут ознакомлены с еще более сложными ситуациями и практическими советами, что делать в случае, если вас задержали, если вам предъявлено обвинение, если вас преследовали ошибочно или незаконно и т.д.
Отдельная глава посвящена так называемому «полицейскому праву» – т.е. взаимоотношениям с милицией и административным правонарушениям. Глава завершает основной учебный материал, но, возможно, именно с нее следовало бы начинать. Административное право, мелкие правонарушения, хулиганство, приводы в милицию – это как раз то, с чего начинают, прощаясь с детством, многие подростки, в том числе школьники, свою «школу жизни». По этой причине многие старшеклассники проштудируют ее с особым вниманием и большой пользой для себя.
Учебник завершают «Приложения», дополняющие учебный материал. Здесь помещены извлечения из реального уголовного дела, учебный суд (похожий на ролевую игру), извлечения из действующих кодексов, образцы юридических документов, словарь-справочник, литература и источники информации, а также полезные контакты – адреса, телефоны, сайты государственных служб, министерств и органов, а также международных, правозащитных, общественных организаций, ассоциаций, комитетов и центров, занимающихся правами человека.
По прочтении учебника «Живое право» становится ясна не только полезность и необходимость такого предмета для учеников-старшеклассников и студентов вузов. Рекомендую его и их родителям – особенно тем, кто уже столкнулся с необходимостью разрешить коллизию с законом, в которой может оказаться или уже оказался их великовозрастный ребенок.
Чтение учебника облегчает не только обилие дополнительного познавательного материала, но также и прекрасное качество книги, художественно оформленной и полиграфически исполненной на самом современном уровне.
Учебная энциклопедия «Живое право» издана Санкт-Петербургским институтом права им. Принца П.Г.Ольденбургского, основателя и попечителя первого и единственного в России того времени училища правоведения.
Книга может быть использована не только как учебное пособие на уроках граждановедения и правоведения, но и для домашнего чтения, для самостоятельного изучения права, как настольный справочник, где содержатся правовые сведения, которые необходимо знать каждому.
Комментарии