search
main
0

Новые стандарты для начальной и основной школы прошли официальную регистрацию

Минюст зарегистрировал приказы Минпросвещения России об утверждении новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. В документах сформулированы максимально конкретные требования к предметам школьной программы, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит? Также стандарты содержат детализированные личностные результаты, на формирование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. Закрепляется инклюзивный характер образовательной среды.

Как отмечают в Минпросвещения, прием в первые и пятые классы на обучение по новым стандартам начнется с 1 сентября 2022 года. О переходе на обновленную версию ФГОС размышляют наши эксперты и читатели. Хватит ли времени для разработки образовательных программ и подготовки учителей к их внедрению?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Написать соответствующие требуемой форме образовательные программы за один год возможно. Провести глубокую трансформацию сложившейся практики работы – нет. После принятия прошлой версии ФГОС прошло около шести лет, прежде чем доля педагогов, официально прошедших по ним подготовку, достигла 96%. При этом в 2018 году более половины учителей, участвовавших в опросах ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования», отметили, что владеют не всеми необходимыми для реализации стандарта технологиями, а лишь отдельными методами и приемами.

Для реализации требований стандарта требуется время на освоение понятийного аппарата, анализ используемых технологий, освоение при необходимости новых методик. Стандарт содержит несколько новых понятий, например учебные знаково-символитические средства. В новой редакции стандарта выделяются три направления их формирования. Образовательная программа должна включать способы их оценки и учет динамики. Для создания и тестирования таких диагностик нужны время и научно-методическая помощь. Примерные образовательные программы теперь необходимо разрабатывать в соответствии с потребностями социально-экономического развития региона. Но поскольку соответствие деятельности организации требованиям ФГОС будет определяться результатами государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ, школы по-прежнему будут ориентироваться в первую очередь на содержание экзаменационных заданий.

Есть еще один немаловажный аспект. Рабочая программа воспитания теперь среди прочего должна обеспечивать психолого-педагогическую поддержку учащихся. Сейчас в 44817 государственных школах работают 27966 педагогов-психологов. Темп роста числа специалистов, по оценкам аппарата Уполномоченного по правам ребенка, в прошлом году составил 4,8%. Были вопросы и к качеству работы: по итогам проверок школьных служб медиации и конфликтных комиссий отмечен формализм и неправдоподобные показатели – один-три конфликта в год. Кадровый и технологический – вот два вопроса, которые предстоит решить российской школе на пути к реализации стандарта. А их решение во многом упирается в финансирование образования и оплату труда.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Обычный учитель в своей работе пользуется учебником и школьной программой, сильный учитель – еще и примерной программой. Поэтому ФГОС как таковой учителю не нужен. А нужен он разработчикам этих самых программ и авторам учебников. Отдельная тема – ОГЭ и ЕГЭ, там тоже необходим стандарт, в соответствии с которым создаются экзаменационные задания. Поэтому пока не разработаны примерные программы, а в соответствии с ними – школьные, пока не написаны новые учебники и не проведено хотя бы небольшое повышение квалификации учителей под новые реалии, говорить о введении в школах ФГОС нового поколения бессмысленно.

Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Карелии:

– В течение 2021-2022 учебного года будет организовано обучение руководителей образовательных организаций, педагогических работников, методистов на базе Академии Минпросвещения России и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданного в Карельском институте развития образования, в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Минпросвещения России имеет опыт подготовки кадров центров «Точка роста». Программа повышения квалификации в основном проходила в дистанционном режиме, включала итоговую аттестацию для получения свидетельства прохождения курсовой подготовки.

Действительно, время для подготовки введения стандартов ограничено. В связи с этим повышение квалификации руководящих и педагогических работников по новым программам обучения будет организовано с 1 сентября 2021 года.

Приказами Министерства просвещения РФ установлено, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение несовершеннолетних обучающихся, зачисленных до вступления в силу настоящих приказов, с согласия их родителей (законных представителей); лиц, зачисленных до вступления в силу настоящих приказов, – с их согласия. Прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, утвержденными в 2009 и 2010 годах (с последующими изменениями), прекращается 1 сентября 2022 года.

Иван ХЕОРХЕ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, Ленинградская область:

– По моему мнению, времени достаточно при условии, что областные институты развития образования успеют в эти сроки подготовить соответствующие методические рекомендации и провести вебинары или краткосрочные курсы переподготовки учителей. Тогда и учителя смогут разработать и принять у себя в школах новые программы, скорректировать образовательный и воспитательный процесс.

Я всегда готов перестраиваться под новые тенденции в образовании. Меня как учителя это коснется в следующих сферах: переработка рабочих программ; корректировка поурочных планов; изучение соответствующих документов и методических рекомендаций.

Бумажная работа – это самое неприятное, что есть в работе учителя. Было бы здорово, если бы рабочие программы разрабатывались методистами, а не школьными учителями.

Елена ПОСТНИКОВА, директор Грибановского центра образования имени Г.Н.Троепольского, Грибановский район, Воронежская область:

– Мы уже давно готовились к введению этих стандартов, надеялись на то, что будут общие единые подходы, в том числе и к разработке учебных программ по новым ФГОС. Можно сказать, что последние годы школы и педагоги работали в экспериментальном режиме, а теперь есть надежда, что эксперимент закончится и с учетом его результатов найдется оптимальный вариант. Хотя, конечно, прогнозировать что-то в наше время трудно. Что касается подготовки учителей, здесь многое зависит от того, кто и как уже работал по действующим стандартам. Когда человек работает с пониманием в течение нескольких лет, то и переподготовку он освоит быстрее.

Если говорить о введении инклюзивного образования, то эта проблема нам тоже хорошо знакома. Школа у нас новая, недавно построенная, и общедоступность образования в инфраструктуре предусмотрена, все возможности материально-технической базы соответствуют требованиям. У нас есть дети с расстройством аутистического спектра, с умственной отсталостью и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы работаем со всеми и стараемся их адаптировать в социальную среду. На каждого ребенка составлены программы перспективного развития, это дает возможность двигаться к намеченному результату. Есть у нас соответствующее оборудование, есть сенсорная комната и комната релаксации. Конечно, трудностей немало, особенно с учетом того, что наши педагоги изначально имеют классическое педагогическое образование. А теперь надо изучать медицинские аспекты и многие другие, но задача поставлена, ее надо решать.

Ирина Т., учитель математики, Великий Новгород:

– К новым стандартам, конечно, подготовимся. Но выскажу крамольное мнение об одном из принципов ФГОС. Многие об этом думают, но боятся обнародовать свою позицию. Речь идет об инклюзии. Как педагог с большим стажем могу утверждать: объединение в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья и учеников без таких особенностей отрицательно влияет на учебу и тех и других. Быстро успевающие ребята теряют время. Отстающие чувствуют себя не такими, как все. Плюсов в этом объединении нет. Какова его цель? Научить наших ребят быть добрыми? Но почему за счет учебных знаний? Я за то, чтобы дети с ОВЗ учились в профильных школах или хотя бы классах. Ничего позорного, стыдного в этом нет. Их учили бы по специальным программам профессионалы, которые получили профильное высшее образование для работы с такими учениками. А сейчас бедный учитель обычной школы пытается объединить на одном уроке необъединимое. Особенно страдают педагоги сельских школ, где число детей с ОВЗ в классе может доходить до 30 процентов. Там учитель, готовясь к одному уроку, должен разработать сценарии двух совершенно разных занятий. Время на опрос сокращается вдвое. Таким образом, страдает обратная связь. Учить детей быть добрыми можно и по-другому. Например, ученики классного руководителя одной из новгородских школ в течение десяти лет дружат с новгородским интернатом, где учатся ребята с ОВЗ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте