В настоящее время опубликовано много материалов, включающих концепцию новых стандартов образования, фундаментальное ядро содержания, примерные программы по предметам, позволяющие сформировать некое представление об особенностях разрабатываемых стандартов и условиях их реализации в учебно-воспитательном процессе.
Средствами массовой информации сегодня освещаются различные точки зрения и мнения как ученых, так и работников образования, касающиеся особенностей содержания и структуры новых образовательных стандартов. Однако анализ публикаций показывает, что в отличие от содержания и структуры проблеме введения новых образовательных стандартов уделяется очень мало внимания, а именно этот вопрос, на наш взгляд, является сегодня ключевым.
Назовем несколько особенностей стандартов второго поколения (если стандарты 2004 года считать поколением первым), которые важно учитывать при их введении в практику работы образовательных учреждений Российской Федерации. Наиболее существенным, как нам представляется, является внимание к условиям, в которых протекает учебно-воспитательный процесс. Это финансово-экономические, материально-технические, кадровые, информационные условия, которые являются необходимой основой для перехода на новые образовательные стандарты.
Важно отметить и ориентацию новых стандартов на достижение планируемых результатов образовательного процесса. Очевидно, что требования к освоению учащимися основных образовательных программ должны быть тесно связаны с условиями организации учебно-воспитательного процесса, которые созданы в конкретном образовательном учреждении. Если необходимых условий нет, то и требования к учащимся по овладению ими теми или иными компетенциями будут неправомерны.
Следует приветствовать и тот факт, что наконец-то деятельностный подход в организации обучения назван приоритетным. На наш взгляд, самостоятельная деятельность учащихся по овладению знаниями должна быть поставлена на первое место при отборе содержания и выборе методов обучения.
Опять же нельзя не заметить прямую связь между организацией деятельности учащихся, усилением прикладного характера обучения и материально-техническими и кадровыми условиями, в которых проходит учебно-воспитательный процесс в конкретном образовательном учреждении. Меняются требования к УМК и современному предметному кабинету. Основным, хотя уже давно не единственным, источником знаний учащихся по-прежнему является учебник. Учебник, как и все вокруг нас, постоянно меняется. Меняется соотношение между текстом и иллюстрациями, увеличивается или сокращается объем информации, меняется методический аппарат в результате дифференциации заданий и упражнений по уровню сложности, видам деятельности и т. д.
Особенно большие изменения произошли за последние годы, когда электронные образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью УМК. Появились электронные учебники, мультимедийные приложения к учебникам, интерактивные наглядные пособия, в т. ч. интерактивные карты. Использование в обучении возможностей мультимедиа позволяет реализовать деятельностный подход к обучению учащихся, а следовательно, служит мощным средством мотивации в познании нового, поиске необходимой информации.
Однако использование электронных образовательных ресурсов на практике носит эпизодический характер. Это связано с резким переходом от традиционных методов обучения к инновационным и в большой степени зависит от подготовки учителей. Практическое отсутствие методических разработок и рекомендаций в этой сфере затрудняет эффективное использование электронных ресурсов.
Решая данную проблему в издательстве «Дрофа», мы пошли по пути дальнейшей эволюции действующих учебников. Трансформация традиционного учебника пошла по пути расчленения его содержания на равнозначные составляющие – текстовую часть с системой навигации и CD, содержащий иллюстративный материал, интерактив, анимацию, систему оценки качества и т. д.
Такое решение позволило создать новый продукт – интерактивный учебник-навигатор, позволяющий сочетать традиционные методы использования текста учебника и новые методы работы с трехмерными иллюстрациями, интерактивными заданиями и современными моделями изучаемых причинно-следственных связей, явлений и процессов. Именно такой подход, на наш взгляд, поможет учителям более широко использовать в обучении современное электронное обеспечение учебного процесса.
Решить новые задачи, поставленные образовательным стандартом нового (второго) поколения, возможно только при условии более широкого вовлечения в процесс познания самих обучающихся. Нужны новые рычаги мотивации к познанию. Учиться должно быть интересно. Новые учебники-навигаторы, издаваемые в издательстве «Дрофа», как раз и дают возможность сделать обучение более интересным и эффективным за счет привлечения новых информационных технологий в образовании.
Владимир Сиротин, главный редактор издательства «Дрофа»
Комментарии