Можно ли встретить педагога, у которого два урока похожи друг на друга как две капли воды? Какой учитель не размышляет о том, как лучше сформулировать основное содержание курса, какие задачи будут наиболее эвристичными и как обеспечить самоорганизацию ребенка или детского коллектива? Можно ли представить себе педагогический процесс, начисто лишенный моментов нововведений? Тем не менее понятие “педагогической инновации” уже несколько лет как прочно вошло в оборот отечественных педагогических дискуссий, постепенно получив чрезвычайно широкую трактовку. Как шутил по близкому поводу Л.С.Выготский: “Его об’ем приблизился к бесконечности, а содержание – к нулю”.
Какой же смысл вкладывается в иностранное слово “инновация” в различных социокультурных контекстах и видах деятельности и почему его не всегда можно заменить простым русским словом “новшество”?
Смысл-1
В начале 80-х годов стало оформляться и крепнуть общественно-педагогическое движение за обновление школы. Это движение питалось целями и ценностями демократизации образования, сотрудничества между взрослым и ребенком (а также между детьми) в учебном процессе, изменения атмосферы и психологического климата в школе и лишь в малой степени – задачами разработки нового содержания и новых методов обучения. Но активные учителя-новаторы и педагогические коллективы, разрабатывающие новые принципы и технологии обучения, то есть инноваторы, стали своеобразным ядром этого движения: именно они были наиболее энергичны, их концепции и подходы отличались наибольшей проработанностью, и поэтому именно они стали лидерами всего движения за обновление школы.
Смысл-2
Педагогика М.Монтессори или, например, идеи так называемой вальдорфской педагогики, разработанные в начале нынешнего столетия, давно не являются инновацией для мировой педагогической культуры; однако у нас в стране они не распространялись в течение 60-70 лет, и, без сомнения, импорт этих педагогических систем в конце 80-х годов оказался существенным социокультурным нововведением. Поэтому второй смысл термина “педагогическая инновация” – это внедрение и распространение уже существующих педагогических систем, отдельных методик, учебных предметов, дисциплин, отдельных курсов. Этот смысл наиболее близок к содержанию понятия “инновации”, применяемому в области управления: нечто (технология, разработка, единица содержания) переносится из одной области в другую и в этом качестве становится ин-новацией (ново-введением, новшеством). Ученики и последователи различных ветвей школы развивающего обучения (Давыдова, Занкова, Репкина) распространяли методики этого обучения в педагогической среде с конца 60-х годов.
Смысл-3
Инновационные группы быстрее всех столкнулись с проблемами, порождаемыми любым нововведением в образовательной сфере:
– инновационные программы и новые блоки содержания необходимо было как-то совмещать с уже существующими учебными планами и программами;
– при этом в рамках одной школы приходилось сосуществовать носителям различных педагогических представлений. Результат:
– раскол педагогического коллектива;
– между инновационной школой и вузом, как правило, не было преемственности;
– принципы инновационного обучения часто не соответствовали ожиданиям родителей;
– в этих условиях учителям-инноваторам требовалось постоянное повышение квалификации, расширение сферы их неформального общения;
– нужны были новые учебные материалы, решебники и книги для чтения;
– а главное – нужно было менять схему управления педагогическими и детскими коллективами, находящимися в поисковом режиме.
Преодолеть эти проблемы можно было, только разработав совершенно новые технологии управления и техники проектирования, развитие и распространение которых и стало третьей функцией ин-новационного движения. В инновационных коллективах создаются и распространяются методы социально-педагогического проектирования в тесном взаимодействии с психолого-педагогическими исследовательскими группами и с представителями методологического движения.
Смысл-4
Уже с конца 80-х годов в средних и крупных городах инновационные школы начинают притягивать к себе представителей тех социальных групп, которые наиболее активны и быстро развиваются: по традиции – интеллигенцию и научных работников, новый истэблишмент, представителей предпринимательских и банковских кругов. Именно эти социальные группы могут позволить себе платить за дополнительные образовательные услуги, а также поддерживать материальную базу школы (помещение, транспорт, компьютеры). Как говорится, “не мир тесен, а слой тонок”. Возникает протоформа элитной (внутренний рейтинг школы в самом педагогическом сообществе) и элитарной (внешний рейтинг-статус школы по отношению к социокультурной среде) школы.
Появление дополнительных источников финансирования плюс доплаты за статус экспериментальной площадки со стороны органов управления образованием, возможность использовать деловые сети внутри инновационного движения, сравнительно легкий доступ к источникам информации и системам переподготовки (повышения квалификации) педагогов создают ресурс для маневра и развития; фактически разделяется бюджет функционирования и бюджет развития учебного заведения.
На первом этапе – в 1980-1994 годах – эти четыре функции инновационного движения, или четыре смысла слова “инновация”, – лидерство в движении за обновление школы; функция внедрения и распространения педагогических систем и их элементов; функция формирования новых управленческих технологий и проектной культуры в сфере образования и функция запуска (создания) элитных и элитарных учебных заведений были склеены и фактически не отличались друг от друга. Однако постепенно эти функции начинают разворачиваться на разных оргструктурах (разных элементах) инновационного и общественно-педагогического движения в целом. Инновационное движение теряет свою однородность, тогда-то и возникает вопрос о его собственном ядре и сущности, не сводимых к перечисленным социокультурным ролям.
Сегодня уже многими осознается тот факт, что настоящей проблемой является воспроизводство инновационности и формирование условий, обеспечивающих это воспроизводство.
Смысл-5
Рискнем сформулировать тезис, что именно решение данного вопроса создает педагогическую инновацию в подлинном смысле, в отличие от любых и всяческих элементарных (и даже сложных – квазисистемных) новшеств, которыми изобилует педагогическая работа как творческий и личностно-наполненный процесс. Под инновациями (в отличие от новшеств) начинают понимать особую организацию деятельности и мышления, охватывающую всю сферу образования и подготовки кадров или во всяком случае ее существенные сегменты.
В качестве важнейших составляющих такой инновационной организации мышления и деятельности хотелось бы назвать несколько моментов:
Ключевым моментом инновационного понимания образования становится понятие инвестиционной программы (проекта, плана) и инвестиции. (Вообще образование – это есть инвестиции в стартовые возможности человека). Выбор (учащимися, родителями, городским сообществом, региональными или федеральными властями) той или иной образовательной ориентации или направления подготовки является инвестиционным решением и указывает на возможную “точку” встречи данного суб’екта со своим собственным будущим.
Современные хозяйственные, организационные и социальные системы постоянно создают и углубляют неравенство между людьми, вовлеченными в различные проекты и направления деятельности. Социальное и культурное неравенство во многом является следствием образовательного неравенства и образовательной дискриминации – отсутствием полноценного доступа человека к современным образовательным сетям и системам подготовки. Задача образовательной политики (и прежде всего политики государства и общественных организаций) состоит в том, чтобы выравнять стартовые условия различных социальных групп и индивидов в пользовании свободой, предоставляемой современным развивающимся обществом. Повышение возможностей свободопользования за счет новых технологий обучения – фундаментальная ценность инновационного движения.
При этом любая, даже самая элементарная инновация обладает огромным системным эффектом в плане влияния на другие компоненты учебного процесса, общую структуру учебного содержания и деятельность педагогического коллектива. Разработка новых учебных технологий должна обязательно предполагать специальные программы управления инновациями (как частный случай – программы контролируемого распространения разработок), а также способствовать развитию новых типов деятельности – экспертизы, аудирования, консультирования, авторского надзора и мониторинга.
Создание новых методик и разработка нового содержания образования требуют постоянного знаниевого обеспечения. Заделы, сформированные передовыми исследовательскими коллективами в 30-е и 60-е годы, сегодня практически исчерпаны. Педагогическая практика – особенно если она ставит перед собой задачи развития человека и его способностей – носит комплексный характер и требует широких междисциплинарных и разноуровневых исследований (философских, логико-методологических, исторических, фундаментальных теоретических, экспериментальных, эмпирических, прикладных, а также большого массива наблюдений и обследований).
В существующих условиях большая часть учебных технологий может быть отнесена к классу услуг по адаптации человека к новым условиям и услуг по подготовке к существующим социально-производственным системам. В то же время по мере роста богатства общества повышаются требования к разностороннему развитию человеческого потенциала, не связанному сиюминутными требованиями и ограничениями.
Период постоянного ожидания катастроф когда-нибудь закончится, и все больше людей будет думать не только о хлебе насущном, но и о том, как развивать свой внутренний мир, чем заполнить свой досуг. Требования к развитию человеческого капитала будут расти. Они и сейчас уже гораздо выше, чем многие из нас предполагают.
Петр ЩЕДРОВИЦКИЙ
Комментарии