Библиотека им. К.Д. Ушинского РАО опубликовала новый дайджест литературы и периодики по педагогике. Издания могут быть интересны учителям, преподавателям, ученым, студентам и всем, кто так или иначе связан со сферой образования.

В свежем дайджесте можно найти пособия и публикации об адаптации первоклассников к школе, профессиональной успешности учителя начальной школы и психологических границах личности подростка. Кроме того, в одной из монографий приводятся практико-методические рекомендации по использованию учителями и школьниками цифровых технологий визуализации учебной информации.
В.А. Кулганов. Психофизиологические и социально-психологические маркеры школьной дезадаптации младших школьников
Монография посвящена актуальной проблеме школьной дезадаптации. В ней изложены основные факторы, которые приводят к этому явлению. Возрастные изменения степени выраженности показателей школьной дезадаптации сопровождаются дезадаптационными изменениями, как на социально-психологическом, так и психофизиологическом уровне психологической адаптации к школе детей 7-9 лет. Установлены оптимальные значения функционирования психофизиологических механизмов регуляции активности сердца, обеспечивающих процесс адаптации учащихся младшего школьного возраста к школьному обучению.
Практическое решение проблем школьной дезадаптации нуждается в серьезных научно-методических разработках, направленных на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска, на создание дифференцированных программ коррекционного обучения, включающих приемы психологической коррекции нарушений личностного развития этих детей, на поиски эффективных средств психолого-педагогической поддержки учителей и родителей дезадаптированных учащихся.
Книга адресована студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся по направлению «Психология», «Психофизиология», а также аспирантам, докторантам, психофизиологам и научным сотрудникам социально-психологического, психолого-педагогического и медицинского профиля.
В.И. Волохова. Исследование темпоральной компетентности личности во взаимосвязи с психологическими границами
В монографии представлены результаты исследования взаимосвязей темпоральных характеристик и психологических границ личности в юношеском возрасте. Анализируются такие понятия, как «темпоральная характеристика», «темпоральная компетентность», «психологические границы». Представлена концепция психологических границ Э. Хартманна, выделены пространственно-временные характеристики для юношеского возраста с учетом социокультурной направленности.
В эмпирической части получены результаты, определяющие структуру концептуальной модели темпоральной характеристики личности, учитывающей взаимосвязь ее параметров как производных от структурных компонентов психологических границ личности, а также представлена диагностическая методика «Психологические границы личности». Адресована студентам, педагогам-психологам, психологам, исследователям-диагностам и заинтересовавшимся читателям, чья деятельность направлена на психологическое сопровождение развития темпоральной компетентности личности в юношеском возрасте.
С.В. Аранова, Н. Д. Андреева, Т.Б. Шурилова, А.В. Паничкин. Феномен визуализации в образовании
В коллективной монографии изложены материалы и результаты исследования феномена визуализации в образовании. Представлены в культурологическом контексте рассуждения, обоснования и выводы теоретико-методологического плана, результаты эмпирических исследований. Предложены практико-методические рекомендации по обучению визуализации учебной информации. Монография адресована исследователям современного образования, преподавателям вузов, учителям и другим специалистам, заинтересованным в развитии отечественной школы сообразно социокультурным изменениям.
Н.А. Глазуман, Н.В. Горбунова, Е.В. Безносюк, Г.Р. Шпиталевская. Культурно-этические векторы профессиональной компетентности педагога
В монографии обоснованы теоретико-методологические основы культурно-этической составляющей профессиональной компетентности педагога. Раскрыты сущность, содержание и структура понятий «этическая культура будущего учителя начальной школы», «профессионально-этическая компетентность социального педагога», «готовность будущих учителей начальных классов к формированию общекультурной компетентности младшего школьника», и специфика их формирования у педагогических работников. Культурно-этическая составляющая профессиональной компетентности педагога представлена как условие профессиональной успешности и карьерного роста специалистов педагогической сферы.
Предложенный материал поможет специалистам высшей школы переориентировать свою педагогическую деятельность в русло ее этической направленности, осознать системообразующее содержание этической культуры в профессиональном росте будущего учителя.
Н.П. Сеченков. Наука о развивающемся ребенке
B монографии обобщены материалы, изложенные в докторской диссертации автора «Педологические исследования ребенка в отечественном педагогическом наследии первой трети XX века» и дополненные в ходе научных исследований последних лет. Рассмотрены предпосылки возникновения науки о развивающемся ребенке, основные направления педологических исследований детей в первой трети XX века, выявлены проблемы отечественной педологии и пути их решения в 20—30-е годы XX века, проанализированы педологические исследования детской типологии и их значение для современной психолого-педагогической теории и практики.
Отв. ред. М.Д. Бельтикова. Методы и приемы формирования системы коммуникативных навыков и умений, способствующих успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Методические и информационные материалы представляют систему работы отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи по формированию основных навыков поведения у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию таких направлений комплексной реабилитации, как реализация дополнительных общеразвивающих программ социально-гуманитарной направленности, деятельность Службы ранней помощи учреждения, технологии работы Регионального ресурсного центра по активной поддержке родителей (законных представителей) детей-инвалидов для сохранения семейной среды развития и воспитания детей.
В сборник включена программа профилактики эмоционального выгорания специалистов социальной сферы, программа направлена на формирование у специалистов помогающих профессий навыков регулирования своего эмоционального состояния, в том числе с применением методов активного обучения.
Материалы могут быть полезны социальным педагогам и психологам, учителям-дефектологам и другим специалистам, работающим с ребёнком-инвалидом и семьёй, в которой ребёнок воспитывается, а также родителям детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья
Л.М. Митина, З.В. Лукашеня, Н.А. Шайденко. Педагог в контексте личностного и профессионального развития. Реальность и перспективы
В монографии предпринята попытка проанализировать возможности позитивной динамики, стратегий личностного и профессионального развития педагога, обусловленных созданием смысла и целей педагогической деятельности, пониманием психологического содержания своего труда в логике его протекания, возможных преград и препятствий профессиональному становлению. Представлены концепции, технологии и методические разработки, направленные на повышение профессионального мастерства учителя, преподавателя вуза, педагога-психолога, социального педагога и других представителей педагогических профессий.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей вузов, колледжей, системы дополнительного образования, студентов, аспирантов, докторантов, практических психологов, учителей и всех интересующихся проблемами обучения, воспитания и развития школьников и студентов.
С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина. Управление образованием
В учебном пособии обобщены практические и теоретические основы управления образованием в Российской Федерации, включающие положения современной теории управления и педагогического менеджмента. Рассмотрены ведущие подходы и концепции, принципы, методы и технологии, характеризующие специфику управленческой деятельности руководителя образовательной организации.
В пособии представлены: развернутая программа лекционного курса, планы семинарских занятий, программа самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительные материалы, библиографический список. Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования уровня магистратуры. Для студентов высших учебных заведений педагогического профиля: магистрантов, преподавателей, а также руководителей образовательных организаций.
Ж.В. Антипова, Е.В. Крылова, Н.В. Горина. Развитие речи учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении
Пособие посвящено развитию устной и письменной речи учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. Представленный дидактический материал разработан на основе организации комплексного, индивидуально-дифференцированного подхода с применением специально разработанных направлений, методов и приемов.
Пособие может быть использовано студентами педагогических специальностей, логопедами, учителями начальных классов, учителями классов коррекционно-развивающего обучения, родителями, психологами для повышения эффективности образовательного процесса детей, испытывающих трудности в обучении.
И.Б. Шуванов, В.П. Шуванова. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
Целью данного издания является изложение теоретических и методических аспектов преподавания психологии в средних учебных заведениях. Центральное место занимают вопросы технологии разработки учебного курса по психологии. Подробно рассматриваются методические проблемы лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий, уроков по психологии, особенности их подготовки и проведения, даются рекомендации по методическому руководству самостоятельной работой студентов. Характеризуются методы и приемы обучения психологии, а также способы проверки и оценки знаний.
Пособие соответствует Федеральному образовательному стандарту высшего образования, уровень высшего образования – бакалавриат. Адресовано студентам, обучающимся по направлению 37.03.01 «Психология», преподавателям и всем, кто интересуется проблемами психологии.
Г.И. Ибрагимов. Методология и методы педагогического исследования
Раскрываются основы методологии как учения об организации деятельности, логическая и временная структура научно-педагогического исследования в логике проектно-технологического типа культуры. Охарактеризованы теоретические и основные эмпирические методы научного исследования. Предложена оригинальная структура учебных модулей.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Д. А. Гусев, В. Н. Белов. Организация досуговых мероприятий. Педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей
В учебном пособии изложены теоретико-методические основы организации педагогической практики в загородных детских оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей. Представленные в издании сопроводительные материалы по педагогической практике необходимы для выполнения основных функций вожатого (помощника воспитателя) в загородных детских оздоровительных и с дневным пребыванием летних лагерях. Соответствует современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным квалификационным требованиям. Пособие адресовано студентам колледжей, обучающихся по педагогическим направлениям.
OECD. Тенденции, формирующие образование до 2022 года
«Trends Shaping Education» представляет собой трехгодичный доклад, в котором рассматриваются основные экономические, политические, социальные и технологические тенденции, влияющие на образование. Хотя тенденции устойчивы, вопросы, поднятые в этой книге, направлены на формирование стратегического мышления и стимулируют к анализу проблем, стоящих перед образованием.
Издание 2022 года охватывает широкий спектр тем: экономический рост, жизнь и работа, знания и власть, идентичность и принадлежность, а также наш физический мир, организм человека, их взаимодействие. Особое внимание уделяется влиянию COVID‑19 на глобальные тенденции, а также разделу «Новое мышление о будущем», предлагающему читателям задуматься о том, насколько будущее может отличаться от наших нынешних ожиданий.
Эта книга предоставляет политикам, исследователям, руководителям сферы образования, администраторам и преподавателям надежный, неспециализированный источник международных сравнительных тенденций, определяющих образование в школах, университетах, в программах для пожилых людей и др. Книга также будет интересна учащимся и широкой общественности, включая родителей.
OECD. Образование в эпоху цифровых технологий. Здоровые и счастливые дети
Пандемия COVID-19 стала убедительным напоминанием о том, что образование играет важную роль не только в обеспечении академического обучения, но и в поддержании физического и эмоционального благополучия. Сочетание традиционного «книжного обучения» с более широким социальным и личностным развитием означает новые роли для школ и образования в целом.
Этот том является частью серии, в которой рассматриваются взаимосвязи между образованием, благосостоянием и цифровыми технологиями. Данная книга дополняет первый том «Образование детей 21 века: эмоциональное благополучие в эпоху цифровых технологий» и уделяет особое внимание физическому здоровью и благополучию детей. В издании рассматриваются: важная роль игры и принятия риска в обучении, «стремление к совершенству» и его влияние на жизнь детей, разбираются усилия стран в борьбе с неравенством, а также по обеспечению защиты и расширения прав и возможностей учащихся как в физической, так и в цифровой среде.
OECD. Политические меры реагирования ОЭСР на коронавирус (COVID-19). Школьное обучение прервано, школьное обучение переосмыслено: как пандемия Covid-19 меняет образование
Системы образования 59 стран, принявших участие в этом исследовании, продемонстрировали хорошую устойчивость, гибкость и приверженность качественному образованию. Ими были разработаны стратегии обеспечения непрерывности образования в чрезвычайно сложных условиях во время пандемии Covid-19. В большинстве, стратегии были положительно восприняты директорами школ, учителями и другими руководителями образования с точки зрения их осуществления и результатов, достигнутых ими в обеспечении доступа значительного числа учащихся к части учебной программы.
Периодика:
- Народное образование, № 3, 2022;
- Педагогика, № 5, 2022;
- Известия Российской Академии Образования, № 1(57), 2022;
- Журнал института образовательных исследований (Сербия), Т. 54, № 1, июнь 2022;
- Международный журнал когнитивных исследований в области науки, техники и образования (Сербия), том 10, №1, 2022;
- Журнал Центра исследований образовательной политики (Словения), том 12, №2, 2022;
- Журнал психолого-педагогических исследований (Румыния), том 30, №1, 2022;
- Международный журнал образования и психологии в сообществе (Румыния), том 12, №1-2, 2022;
- Всемирная школа, том 15, №2, 2021;
- Проблемы педагогики (Италия), Secondo Semestre 2021.

Комментарии