Современные тенденции развития российского образования, направленные на создание здоровьесберегающих и здоровьетворящих технологий, выводят на первый план актуальность проблемы здоровья детей.
Уровень здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения РФ, обусловлен не только генетическими параметрами, влиянием экологии, но и состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка. В медицинских исследованиях есть данные о непосредственном влиянии образовательной среды на здоровье детей. Таким образом, одна из задач, которая стоит перед сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, – так организовать предметно-пространственную развивающую среду, чтобы дети чувствовали себя комфортно в течение всего времени пребывания в детском саду. Находиться несколько часов подряд в одном помещении трудно даже взрослым, детям это дается еще сложнее, им нужно постоянно перемещаться, менять виды деятельности, играть, общаться, отдыхать. Привычные помещения дошкольных образовательных учреждений не всегда отвечают этим требованиям. Внутренние пространства детских садов мало чем отличаются друг от друга: группа, физкультурный, музыкальный залы. Удастся ли организовать комфортную для детей среду, во многом зависит от специалистов дошкольных учреждений.В детском саду №2280 к решению этой проблемы подошли и творчески, и рационально одновременно, реализовав в начале 2014 года проект эффективного использования ресурсов образовательной организации в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Цель проекта – создание трансформируемой, полифункциональной и вариативной среды, позволяющей расширить пространство для развития детей, и как следствие повышение эффективности использования ресурсов. Суть – в полной трансформации игрового помещения группы и спальни, замене детских кроватей и громоздкой игровой мебели на подиум и новые мобильные решения предметно-игровой среды, что позволило сделать пространство групповых помещений более мобильным, сообщающимся, не тяжеловесным как в прямом, так и в переносном смысле. Педагоги продумали и цветовую палитру для всего пространства группы: цвет стен, освещение. Пространство группы расширилось, стало просторнее и светлее, эргономичнее, а главное – доступным, более интересным и полезным для детей. Важно отметить, что детский сад получил заключение Роспотребнадзора о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.Автор идей и эскизов всего проекта, старший методист детского сада Ирена Ефременкова, ратует за то, чтобы дети не были замкнуты в одном пространстве в течение значительного количества времени: «Некоторых детей приводят в садик к 7 утра, а забирают в 7 вечера. Детям нужно открытое пространство, им также необходимо разнообразное зонирование. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, полифункциональной и вариативной, что и предлагает наш проект».Положительные эффекты от преобразований группового помещения явно ощутимы. После проведения анализа показателей посещаемости и заболеваемости педагоги выяснили, что в IV квартале 2013 года показатель фактической посещаемости соответствовал 74%, а в I квартале 2014 года показатель фактической посещаемости соответствовал 91%, что почти на 18% выше.Реализация этого проекта позволит существенно увеличить количество мест в группах для детей в возрасте от 3 до 7 лет без ухудшения условий их пребывания в организации и в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. Такая мебель позволяет сделать пространство трансформируемым и полифункциональным, что и соответствует ФГОС дошкольного образования. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.Детский сад №2280 стал городской стажировочной площадкой по теме «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственной среды», в рамках которой разрабатывают и реализуют идеи полифункционального игрового пространства. Нельзя не признать, что инновационные решения трансформации и мобильности предметно-пространственной среды, реализуемые детским садом №2280, актуальны, эффективны и имеют перспективы развития для оптимизации полифункционального игрового пространства дошкольного учреждения как здоровьесберегающей среды.
Комментарии