Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Новая Пушкинская премия отмечает тех, кто «щек не раздувает»

Дата: 28 мая 2012, 10:30
Автор:

Московский поэт Владимир Салимон и киевский прозаик Ада Самарка – лауреаты Новой Пушкинской премии за 2012 год. По традиции награду вручают в столичном Пушкинском музее 26 мая – в день рождения Александра Сергеевича, если считать по старому стилю.

За восемь лет, что существует премия, сложилось жесткое правило: отмечать литераторов, которых просмотрели, не заметили, обошли другие конкурсы. Причем наград удостаивают не только писателей, но и критиков, переводчиков, издателей, музейщиков, в другое время неизбалованных вниманием публики. Чей труд зачастую остается за кадром, о нем не кричат журнальные обложки, не трубят телеэкраны, но без него пейзаж современной русской литературы был бы совершенно иным.

Здесь нет жюри, судьбу номинантов решают учредители: директор заповедника «Михайловское» Георгий Василевич, глава Государственного музея имени Пушкина Евгений Богатырев, главный патрон премии, предприниматель Александр Жуков и председатель Совета премии, писатель Андрей Битов.

– Каждый раз нам становится все труднее искать достойных кандидатов, – сетует Битов. – Важно поощрить не медийных, гламурных или донельзя раскрученных персонажей, а настоящих мастеров, которые тихо и честно делают свое дело и при этом «щек не раздувают». Таких, как наши лауреаты прошлых лет: писатели Валерий Попов и Вячеслав Пьецух, поэт Глеб Горбовский, переводчик Вера Мильчина, молодой критик Валерия Пустовая. К счастью, после долгих и непростых споров своих героев мы определили и в этом году. Владимира Салимона я бы сравнил с Дельвигом:  он не только самобытный поэт, но и смелый издатель. Необычную прозу пишет и наша киевская лауреатка Ада Самарка – дай Бог ей удачи и дальнейших успехов.

По словам писателя и сценариста Андрея Дмитриева, Ада Самарка – художник необычайно энергичный, чей слог вобрал в себя все лучшее, что есть в русской и украинской литературе: музыкальность, внимание к деталям. Ее «Взрослые сказки» – это не модные нынче конструкторы, в которых передвигаются мертворожденные герои-функции, но необычайно живые истории о простых людях, таких, как мы с вами. Здесь есть и юмор, есть и слезы, и мистический ужас, оптимизма все же куда больше, чем мрачной безысходности. Ада – профессиональный дизайнер, мать четверых детей, за перо взялась относительно недавно, после того, как совершенно случайно ей в руки попал томик Владимира Маканина. Перечитав его повести, поняла, что ей тоже есть, что сказать современникам. Награду приняла с благодарностью, но, будучи человеком не по летам мудрым, расценила ее, как аванс.

Владимира Салимона поздравил его друг и почитатель, режиссер Вадим Абдрашитов: «Когда я слышу эти стихи, мне становится тепло и спокойно. Я понимаю, что не один на этой земле, есть замечательный поэт, который заботится обо мне, своем читателе, волнуется за меня, переживает». По мнению критиков, поэзия Салимона уникальная, в его лирическом герое каждый может узнать себя – такой он невыдуманный, естественный.

Специального диплома Новой Пушкинской премии в этом году удостоен Геннадий Опарин, хранитель музея-усадьбы «Пирогово», одного из филиалов «Ясной Поляны». Именно ему удалось воплотить в жизнь давнюю мечту Андрея Битова – установить памятник Хаджи-Мурату, последнему герою Льва Толстого. Камень весом в 39 тонн Опарин привез из Дагестана, с родины Хаджи-Мурата. А у основания установил плиту: «Да примирит и упокоит Всевышний души всех погибших в Кавказских войнах».

Еще одна изысканная традиция премии – музыкальный салон пушкинской поры. На этот раз государственный ансамбль солистов «Орфарион» представил публике программу «Джон Фильд и его ученики». Ирландец Фильд, пианист-виртуоз, один из первых музыкантов-романтиков, приехав в Петербург в начале XIX века, дал жизнь целой школе русских композиторов. Его учеником был Михаил Глинка, уроки у знаменитого ирландца брали Александр Грибоедов, Дмитрий Веневитинов, Александр Алябьев. Специальным событием музыкальной программы стала премьера неизвестной до сих пор четырехручной фортепианной пьесы «Краковяк» поэта Дмитрия Веневитинова. Партитура была совершенно случайно обнаружена в музыкальном архиве преподавателем Детской музыкальной школы имени Козловского Жанной Антонян.

Когда стихла музыка и отзвучали приветствия в адрес лауреатов, настала пора поздравить с днем рождения одного из основателей Новой Пушкинской премии Андрея Битова. До его 75-летнего юбилея, который писатель отметил вчера, 27 мая, оставались уже считанные часы. Подарок мастеру – фотовыставка Юрия Роста, собрание редких черно-белых кадров, собранных за последние четверть века.

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt