search
main
0

Новая неграмотность

В дефиците навыки чтения, письма и счета

На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которое из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.

 

Анатолий БЕРДИЧЕВСКИЙ

Если содержанием обучения являются лишь утилитарные навыки и умения, то содержанием образования является культура, которая трактуется как понимание собственной цивилизации, то есть овладение основами философии и науки и важнейшими произведениями искусства и литературы. Поэтому основная задача образования состоит в формировании и развитии личности, но не посредством накопления определенных фактов, а посредством усвоения определенного содержания, прежде всего через чтение. А так как чтение возможно только при владении языком, то основной путь к образованию лежит через язык – родной и иностранный.

Но самое главное в концепции современного образования состоит в том, что образованный человек является продуктом своей культуры, что позволяет ему учитывать взгляды других и в соответствии с этим изменять свои собственные. Толерантность образованного человека понимается при этом не только как вынужденная терпимость, но и как признание другого мировоззрения как равноправного со своим собственным, осознание собственных границ, признание другой личности и другой культуры в качестве необходимого пути обогащения своего собственного существования в современном мире.

Несколько лет назад в Вене проходила международная конференция, посвященная функциональной неграмотности личности. Эта новая неграмотность, по мнению участников конференции, оборачивается большими убытками для современного общества. Французский ученый Жан-Пьер Велис, известный исследователь проблем функциональной неграмотности, написавший интересную книгу под названием «Письмо о функциональной неграмотности: новости с окраин, недавно открытых в индустриально развитых странах», так определяет функциональную неграмотность: «Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного образования, но не владеет навыками чтения, письма и счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни». Таким образом, функционально неграмотные люди, формально умея читать и писать, оказываются беспомощными даже перед повседневными бытовыми проблемами: не в состоянии разобраться в инструкции к прибору, лекарству или химикату, в деловом документе, таком, например, как страховой полис; не понимают смысла научно-популярной статьи, хотя по отдельности все слова им понятны; не могут складно написать доверенность или заявление, не говоря уже о таких формах, как реферат, резюме, протокол; не могут найти необходимую им информацию или связно изложить свою мысль. И это в обществе, наполненном всевозможными законами, договорами, инструкциями, нормами и правилами!

В целом подсчитано, что от функциональной неграмотности в среднем страдают не менее 10‑12 процентов населения в развитых странах. Так, например, в Канаде, по самым скромным оценкам, насчитывается 23% функционально неграмотных, во Франции среди населения старше 15 лет – примерно 10% (особенно в индустриально развитом регионе на севере страны), в Германии – около 4 миллионов. В Австрии, по данным газеты Der Standard, около 4% (300000 человек) функционально неграмотны. Общественность Великобритании была застигнута врасплох известием о том, что в стране насчитывается около двух миллионов функционально неграмотных без учета иммигрантов.

Самое проблeмное поколение – молодые люди, родившиеся в начале 90‑x годов прошлого века. 85% австрийских фирм, готовых принять учеников, жалуются на то, что y молодежи отсутствуют навыки, которым учат в начальной школе: они не умеют здороватьcя, считать в уме и понимать простые инструкции.

Недостаточный уровень грамотности оборачивается потерями или даже катастрофами для общества. Так, например, потери в экономике США из-за того, что рабочие и служащие недостаточно хорошо могли понять инструкцию, исчисляются многими миллиардами долларов. О том, что уровень функциональной неграмотности растет, можно судить и по одному из самых серьезных признаков: из года в год увеличивается число катастроф на железных дорогах, в небе и на море, взрывов на складах и шахтах, пожаров, производственных травм, массовых эпидемий и отравлений. И причина многих ЧП – именно такого рода неграмотность. Кажется, человечество начинает понимать, как важно ее предупреждать и бороться с ней. Функциональная неграмотность причислена ЮНЕСКО к одному из факторов риска современной цивилизации. И это не преувеличение.

Вопрос о функциональной неграмотности обсуждался в Европейском парламенте, ибо недостаточный уровень грамотности общества – это прямая угроза демократии: если человек недостаточно грамотен, если понятийный аппарат, которым он обладает, недостаточно широк, он не в состоянии разобраться в политических программах, а значит, не может сделать правильный выбор. Таким образом, функциональная грамотность в современном мире – это свобода человека, дающая ему возможность занять достойное место в жизни, а ее отсутствие лишает его такой возможности, поскольку читать, писать и считать он вроде бы умеет, но не может на практике воспользоваться этими умениями.

Как подчеркивают большинство исследователей функциональной неграмотности, это явление скорее симптом, болезнь же нужно искать в системе образования, классическая парадигма которого себя исчерпала.

Отыскивая более 300 лет назад самый простой и дешевый способ обучения грамоте, великий педагог Ян Амос Коменский открыл классно-урочную предметную систему, действующую и по сей день. По мнению известного российского ученого, педагога Милослава Александровича Балабана, этим самым Коменский создал первый прототип механической мануфактуры, в которой ученики – рабочие, действующие по строго заданной программе и не ищущие смысла в том, что они делают, с ее основными компонентами: «скрытое» школьное расписание, лишающее ребенка права видеть мир по-своему и работать в единственно удобном для него режиме; формальное разделение школьных знаний на предметы, а не на проблемы, с которыми человек сталкивается в жизни; один говорит, все остальные пассивно слушают и т. д.

«Школа» в переводе с греческого означает «досуг, свободный поиск себя в мире». Давно настала необходимость в гуманизации всей системы образования. Квалифицированным специалистом нельзя стать, не имея достаточно хорошей общегуманитарной, культурной подготовки. Квалификация невозможна без понимания того, что происходит в мире. Поэтому сегодня на первый план выдвигается человек, способный нести ответственность за свои поступки, который может общаться в условиях различных культур, который сам себя в определенном смысле будет строить, считает известный российский ученый, один из авторов книги «Философия образования» доктор философских наук Вадим Маркович Розин.

Даже самые инициативные и волевые люди мало что смогут сделать в условиях низкого культурного уровня общества в целом и каждого его члена в отдельности. Поэтому необходимы минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны его нормальное существование в обществе и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности, нужно сформировать базовую культуру личности. Причем этот минимум не вносится извне, а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе различных способов деятельности и социального поведения.

Базовая культура личности пред­ставлена в ее компонентах, включающиx духовную культуру, объединяющую художественную, эстетическую, мировоззренческую культуры и культуру вероисповедания; социальную культуру, объединяющую правовую, экономическую, политическую культуру и культуру основ научных знаний; экологическую (культуру человека в природе, культуру природы в человеке, физическую культуру). И через все эти аспекты культуры проходят нравственная, коммуникативная и речевая культуры.

Базовая культура личности как комплекс знаний, умений, качеств, привычек, ценностных ориентаций позволяет человеку жить в гармонии как с общечеловеческой и национальной культурой, так и с культурой других народов. Именно базовая культура и составляет основу функциональной грамотности личности.

Говоря о связи поколений в педагогике, вспомним об учителях-новаторах 80‑х годов прошлого века, опыт которых необходимо использовать в практике современного образования. Это Шалва Александрович Амонашвили, Евгений Николаевич Ильин, Софья Николаевна Лысенкова, Виктор Федорович Шаталов и другие.

Своим успехом в преподавательской деятельности я считаю метод тандема, благодаря которому усвоение языка достигло такого результата, которого я не ожидал. Этот метод основан на концепции педагогики сотрудничества: два человека с различными родными языками встречаются, чтобы учить язык друг друга. В курсе тандема всегда используются два языка по принципу «Говори на языке своего партнера!». Поэтому этот курс всегда двуязычен. Каждый из участников тандема выполняет роль или учителя своего партнера, когда работа проходит на его родном языке, или его ученика, когда работа проходит на иностранном для него языке. Вместе они определяют темп своей работы в рамках отведенного руководителем тандема времени. В этом плане можно говорить о полностью свободном обучении, так как каждый участник тандема обучается в зависимости от его личных потребностей и уровня владения иностранным языком, и участники полностью погружаются в иностранный язык и иноязычную культуру.

Особенно ценным в процессе тандема являются деятельность говорения и межкультурное общение, которые в этом случае аутентичны. Удовольствие от такого аутентичного общения очень быстро снимает страх перед ошибками. Именно такая бесстрессовая рабочая атмосфера, стимулирующая изучение иностранного языка, характерна для метода тандема.

Таким образом, в основе решения всех общественных и экономических проблем лежит человеческий фактор, поэтому обучать знаниям в современном мире, как это было в старой системе образования, не надо. Нужно, чтобы человек обладал культурой – системой способов действия, ориентировок и ценностей и умел сам добывать знания в зависимости от потребностей, которые возникают в процессе жизни, по формуле «образование через культуру и культура через образование». Участвуя в процессе образования, содержанием которого является базовая культура личности, человек усваивает эту культуру, а усваивая культуру, он становится образованным, личностью – продуктом этой культуры.

Надо отметить, что в июле состоялся первый программный вечер проекта «Серебряный город», запущенного издательством «Юнимедиа». Проект ориентирован на аудиторию зрелых и мудрых и рассматривает «серебряный» возраст как важнейший социальный ресурс. Первая встреча из серии открытых дискуссий о связи поколений была посвящена педагогике, ведь 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.

На встрече педагоги из разных сфер обсудили разнообразный преподавательский опыт, подходы к обучению, а также рассказали о своем опыте наставничества и ученичества у знаменитых педагогов. Состоялась очень интересная дискуссия среди представителей педагогов различных направлений. Тема функциональной неграмотности вызвала большой интерес у собравшихся.

 

Анатолий БЕРДИЧЕВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте