search
main
0

Новая Москва. Новая школа. Новые тренды

Главное - то, что нравится и ученикам, и учителям

Система образования меняется на глазах. Современным детям нужны совершенно иные подходы и интерпретация знаний. Свою работу мы стараемся строить с учетом новых образовательных трендов.

Так, в нашей школе с этого учебного года во всех корпусах стартовали два новых проекта. Оба современные, интересные и метапредметные. Метапредметность – веление времени. Это логично, поскольку на современном рынке труда востребованы универсальные специалисты. Они должны обладать знаниями из разных, порой не связанных между собой профессиональных областей. Чтобы получить таких профессионалов, требуется принципиально новый подход – конвергентный.

Такой подход в обучении направлен на формирование особой образовательной среды на уроке и внеурочных занятиях, чтобы учащиеся воспринимали мир как единое целое, а не как перечень отдельно изучаемых в школе дисциплин.

Конвергентный подход к обучению – это стирание привычных границ между школьными предметами. Изучение гуманитарных, технических и социальных дисциплин происходит не в разрыве друг от друга, а вместе и во взаимосвязи. При этом обучение направлено не на принятие и запоминание информации, а на созидание – создание собственных проектов и самостоятельное проведение лабораторных экспериментов для лучшего усвоения информации.

Такой подход позволяет ученикам узнать, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, они учатся мыслить, применять школьные знания в реальной жизни и реальных ситуациях.

Для работы в этом направлении нами запущены образовательные проекты «Метапредметная карусель» и «Конвергентная неделя». Что это за проекты?

 

Метапредметная карусель

Метапредметную карусель проводят только для учеников 5‑х и 6‑х классов. Это нужно, чтобы ребята более осознанно выбрали направление обучения в 7‑м классе. Направлений шесть: гуманитарное, математическое, лингвистическое, естественно-научное, социально-экономическое и военно-патриотическое. На погружение в каждое из них выделено по пять недель. Программа составлена так, чтобы у всех классов пятых и шестых параллелей в течение учебного года состоялось знакомство с каждым направлением. И более того, чтобы ученики создали проектные работы для закрепления материала.

Например, в одних классах школьники изучали основы технического рисунка, рассчитывали площадь и объем фигуры, работали в специализированных программах для 3D-моделирования и в результате создали свои первые 3D-модели. В других – исследовали роль игры при изучении иностранного языка, придумывали правила для настольной игры на английском языке и в конце модуля создали три игры – Alias, Dobble и Am I.

Знакомство с социально-экономическим и гуманитарным направлениями – это погружение в экономику, обществознание, основы правоведения, филологию, основы читательской грамотности и русский язык. За пять недель школьники создали собственные проекты. В социально-экономическом направлении это были бизнес-проекты с детальной проработкой концепции, расчетами прибыли и рисков. В гуманитарном направлении итоговой работой стало создание фамильного герба. Перед этим ребята изучали значения имен и исследовали генеалогическое древо своей семьи.

Актуальные, если не сказать злободневные, проекты получились на занятиях с естественно-научным уклоном. Перед школьниками была поставлена задача разработать альтернативные источники энергии. Таким источником стали овощи и фрукты. Самую обычную картофелину с помощью проводов, медных и цинковых пластин подключили к лампочке, и она загорелась!

 

Конвергентные недели

В отличие от метапредметной карусели, конвергентные недели проводят в течение учебного года для всех классов – с 1‑го по 11‑й, у проекта нет привязки к образовательным направлениям или школьной программе. Его главная цель – показать каждый предмет применительно к реальности, в которой мы живем, развить функциональную грамотность. В течение конвергентной недели могут быть не только тематические уроки, но и перемены, выставки, внеурочная деятельность.

Например, на первой неделе марта, встречая с ребятами Масленицу, учителя русского и английского языков образовательной площадки «Белые ночи» напомнили учащимся фольклорные традиции двух стран. Они организовали и провели конвергентную неделю «Взаимопроникновение культур с древних времен и до наших дней».

Ученики младших классов сопоставляли русский и английский варианты сказки «Колобок». Кстати, тексты сказок читали старшеклассники. Младшие школьники отметили схожесть сказочных мотивов и задались вопросом, как же мог появиться столь похожий сюжет у людей, живущих так далеко друг от друга.

Ученики 5‑10‑х классов принимали активное участие в квизах «Англицизм в русском языке», «Пословицы и поговорки», «Песенки и считалки», «Заимствованные слова» и др. Ребята рисовали плакаты, защищали проекты.

Работая над проектами, ребята заинтересовались историей происхождения пословиц и поговорок. В результате у них появились серьезные, вдумчивые и интересные проекты, которые станут основой для дальнейших научных исследований в области славянского и английского фольклора.

После каждого мероприятия по методике конвергентного образования мы все больше утверждаемся в мысли, что изучать школьные предметы не по отдельности, а через их функциональную связь намного интереснее и эффективнее.

Новая школа – новые тренды, и мы уверенно следуем этому пути. Главное, что новые форматы уроков нравятся и ученикам, и учителям.

Анастасия ФИЛИПЕНКОВА, методист школы №338 имени Героя Советского Союза А.Ф.Авдеева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте