Осень 2019 года – поворотное время в истории отечественного образования: впервые все девятиклассники не только осваивают программу по ФГОС, но и готовятся к аттестации в новом формате. Апробационные демоварианты ОГЭ появились еще весной, но сегодня они, уже осмысленные и в целом одобренные широкой общественностью, представлены на сайте ФИПИ как проект будущей выпускной кампании-2020. Шок, недоумение, эмоциональная рефлексия сменились стремлением понять систему и структуру заданий, а также прокладыванием новых маршрутов подготовки к экзаменам. Последнее всегда важно, ведь аттестация по предметам – это технология, которую нужно почувствовать и принять, именно поэтому педагоги и абитуриенты всегда ждут качественных изданий, позволяющих уверенно погрузиться в тонкости ОГЭ или ЕГЭ.
Сегодня, когда демоверсии претерпели серьезные изменения, первыми, кому будут доверять, окажутся мэтры, истинные специалисты в деле разработки тренировочных, диагностических и итоговых работ. В нашем, филологическом, ареале таковых немало, но есть те, кто стал ориентиром, чье имя – уровень высокого качества. Потому появившиеся благодаря издательству «Экзамен» пособия Ирины Павловны Васильевых и Юлии Николаевны Гостевой «ОГЭ 2020. Русский язык. 37 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» и «ОГЭ 2020. Русский язык. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» – это хороший подарок для всех, кто всерьез настроен постичь логику и усвоить содержание итоговой аттестации за курс основной школы по русскому языку.
Что удалось искушенным в деле итоговой аттестации экспертам, имена которых давно стали синонимами качественной пропедевтики и умного тренинга в преддверии экзаменов?
Во-первых, в пособиях не только представлена модель, но и нюансированно показана ее инвариантность (см. «Структура заданий ОГЭ по русскому языку в 2020 году»). Те магистральные виды лингвистического анализа, которые соответствуют принципам экзамена в настоящий момент, оказались уже не частным случаем, а последовательно выполняемыми операциями с понятными и доступными результатами. Кроме того, очевидная апелляция к традиции итоговой аттестации стала важной для педагогической общественности, а потому снизила не только жар эмоций, но и градус опасений: например, задания 1, 3, 4, 7, 9 остались практически без принципиальных изменений (даже множественность ответов в заданиях прежних демоверсий эпизодически была представлена), а задания 2 или 8 восходят к модели ЕГЭ (в прошлом или настоящем). Словом, авторы не стали творчески перерабатывать и тем более предлагать альтернативные форматы, а прозорливо конкретизировали базовую матрицу экзамена, подчеркнув ее состоятельность.
Во-вторых, отметим иллюстративную насыщенность демоверсии ФИПИ, позволяющую определить практический диапазон заданий нового поколения. Такое решение убедительно доказывает, что модель продуктивна применительно к разным текстам (и не только текстам!), что ее аналитические линии могут быть эффективно подключены к работе с разными речевыми массивами. Так, например, среди авторов центральных текстов не только знаковые для ГИА имена – Ю.Я.Яковлев или В.Г.Распутин, А.Г.Алексин или Ф.А.Вигдорова, – но и новые персоналии из актуального корпуса словесности – Ю.Д.Нечипоренко или С.А.Шаргунов, Т.Г.Щербина или Т.Ю.Кибиров. Небольшие тексты для разных видов анализа также демонстрируют тематическое разнообразие практического материала: «(1) Ды́мковская игрушка – это одно из произведений народного декоративного искусства. (2) Возник этот народный промысел в слободе Дымково, близ города Вятки. (3) Это один из промыслов, который существует на Вятской земле более четырехсот лет. (4) Возникновение игрушки связывают со Свистуньей – весенним праздником, к которому женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов и других животных и раскрашивали их яркими цветами. (5) Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие» или «В устной речи иногда появляются слова-сорняки «это вот» (1) «так вот» и другие (2) однако (3) употребление «сорняков» неоправданно (4) ведь они засоряют речь (5) как и другие нелитературные элементы (6) а некоторые из «сорняков» относятся к вводным словам (7) но (8) не к месту употребленные (9) они лишаются смысловой нагрузки (10) и эту особенность нелитературной речи удачно используют писатели для речевой характеристики персонажей своих произведений». Каждая такая иллюстрация помогает и отточить навык лингвистической работы, и пополнить свой общеинтеллектуальный, общекультурный багаж.
В-третьих, авторы пособий, зная новые «правила игры», предложили своеобразную платформу для выполнения задания 5, которое призвано вывести орфографическую работу – знаковую не только для тестовой части! – на новый уровень: актуализация и осмысление, комментарий и регламентация. Правила словно бы зазвучали в формате итоговой аттестации, но при этом не оказались дистанцированы от эмпирического материала. Абитуриент получил возможность вести комплексную орфографическую работу под незримым контролем разработчиков экзамена. Педагоги получили действенный инструментарий тренинга правописания: часто к финалу девятого класса тенденциозно орфография переводится «до срока» в сырую навыковую, арефлективную зону – теперь же обилие представленных в пособии лексем и описаний позволит в необходимом объеме давать объяснения и на новом уровне постигать эту науку. Кроме того, практический материал для пунктуационной работы, напротив, способствует обобщению, которое предсказуемо должно осуществляться в тот период, когда сдается экзамен: последние темы по знакам препинания в сложных предложениях с разными видами связи были изучены в финале третьей четверти. Таким образом, обобщение и систематизация находятся в самой актуальной фазе закрепления материала. В результате выполнения заданий по пособиям будет осуществляться комплексное освоение орфографии и пунктуации методически верным путем.
В-четвертых, нельзя не отдать должное удивительно яркой палитре заданий для текстовых работ. В арсенале материалов для написания изложения и личностно ориентированные фрагменты из текстов С.Л.Львова, и фундаментальные пассажи Д.С.Лихачева. Абитуриент почувствует пластическое, ощутимое разнообразие этих авторских манер, подсознательно формируя свою. Помимо этого галерея лиц и фраз филигранно введена в задание 9.1, важное вне зависимости от насущности его выполнения: это всегда актуализация лингвистической категории, функционально значимой для любой метапредметной деятельности. Здесь и хрестоматийные мэтры Н.С.Валгина или Л.Н.Толстой и уместное цитирование С.И.Львова или Л.П.Крысина; здесь и универсальные, глобальные вопросы о том, что «поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам» (К.Д.Ушинский), и наблюдения о том, что «удачное выражение, меткий эпитет, картинное сравнение чрезвычайно много прибавляют к тому удовольствию, которое доставляется читателю самим содержанием книги» (Д.И.Писарев). И, конечно, россыпью самоцветов оказывается калейдоскоп слов и словосочетаний-импульсов для задания 9.3: «память сердца», «стремление к свободе», «собачья преданность», «вера в человека», «жизненная дорога», «чувство родины», «сильный характер», «долг памяти» и другие. Все это предстает явлением множественной пользы, при этом лейтмотив этих тезаурусных сегментов – укрупнение образовательного потенциала абитуриента.
В-пятых, уже традиционно члены коллегии авторов-разработчиков экзаменационных материалов ГИА бонусно презентуют анализ выполнения одного из вариантов, чтобы и продемонстрировать логику рассуждений, и предложить оптимальные пути выполнения лингвистических заданий, и предостеречь от ошибочных представлений как об экзамене, так и о предмете в целом. Важными в таком случае оказываются сопутствующие наблюдения, расширяющие угол зрения абитуриента: «Нужно различать эпитеты и такие определения, которые образными не являются. В словосочетании золотое кольцо (кольцо из золота) слово золотое не создает яркого образа, поскольку не выполняет образную функцию, а обозначает материал, из которого изготовлен предмет, названный именем существительным кольцо. А в словосочетании золотая пшеница имя прилагательное золотой используется не в прямом значении – «сделанный из золота», а в переносном – «цвета золота», выступая, таким образом, в роли эпитета, создавая яркий образ колосящейся пшеницы, приобретающей под лучами солнца цвет золота». Методисты, эксперты не случайно обращают внимание педагогов на необходимость целостности в обеспечении единства когнитивного, эмоционально-ценностного и личностного развития учеников на основе всех системных компонентов, предусмотренных в курсе русского языка, и бесперспективность натаскивания на экзамен. В этой же парадигме новое пособие Васильевых и Гостевой истинно развивает абитуриента, позволяя продолжать постигать родной язык и обобщать знания на более высоком смысловом уровне. Даже дополнительный орфографический комментарий словно бы учитывает и прежний образовательный опыт учащихся, и их формирующееся умение сопоставлять, и понятийный аппарат взрослеющего человека: «Предлоги вместо, внутри, вроде, вслед, ввиду, вследствие, наподобие, насчет пишутся слитно, предлоги в виде, в течение, в продолжение, на протяжении, в связи с пишутся раздельно. Производные предлоги следует отличать от сочетания непроизводного предлога с именем существительным».
Наконец, сам стереоформат обоих изданий (37 и 14 вариантов) как будто бы нюансирует образовательные потребности абитуриентов: фоновый перманентный тренинг в течение учебного года – для тех, кто не всегда успешен в освоении языка или нуждается в регулярном контроле; эпизодическое или блицевое, форсированное обращение к вариантам ОГЭ – для тех, кто прагматически либо в силу обстоятельств может/хочет быть «в теме» итоговой аттестации, но видит ее лишь как один из эпизодов своей образовательной биографии. Выбор совместно осуществят учащиеся, их родители и учителя, а авторы пособий создали необходимые условия для продуктивности работы при любом решении.
Спасибо, уважаемые Ирина Павловна и Юлия Николаевна, спасибо, издательство «Экзамен»! Вновь качественно, вновь актуально, вновь эффективно! Пусть ваше аттестационное творчество остается хорошим знаком и верным признаком неслучайного в отечественном образовании!
1. Сжатое изложение
2. Синтаксический анализ (грамматическая основа)
3. Пунктуационный анализ
4. Синтаксический анализ (словосочетание)
5. Орфографический анализ
6. Текстоведческий анализ (содержание)
7. Лингвостилистический анализ (образно-выразительные средства)
8. Лексический анализ
9. Сочинение-рассуждение (выбор одной из трех тем):
9.1. – по лингвистической проблеме;
9.2. – интерпретация фрагмента;
9.3. – понимание слова/словосочетания.
Комментарии