Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Ноу-хау: СберКласс для вас

Ноу-хау: СберКласс для вас

Учительская газета, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Образовательная платформа «СберКласс» дает возможность каждому учителю создавать собственные модули непосредственно под себя и своих детей. Однако создатели платформы позаботились о том, чтобы на ней с самого начала присутствовал качественный и добротный контент, с которым можно было бы начать работать сразу после регистрации. Для этого были привлечены усилия большого количества высококлассных специалистов. Кто же эти люди? Им слово.

Дом, который построил Сбер

Светлана ГОВОР, главный редактор по математике, алгебре и геометрии платформы «СберКласс», кандидат физико-математических наук

Процесс создания модулей шел таким образом. Наша команда создавала модули, выкладывала их на платформу «СберКласс», а затем коллективными усилиями множества педагогов страны доводили продукт до ума. Это происходило как в очном режиме, на семинарах, так и в дистанционном, в различных сообществах. У нас есть фокус-группа, чат в Telegram, где зарегистрированы более 1000 преподавателей школ, лицеев и гимназий, они очень активно комментируют каждый модуль, дают дельные советы, предлагают что-либо изменить, исправить, перенести. Все наши сотрудники стараются максимально оперативно устранить выявленные недочеты.

Поскольку я параллельно работаю и в системе высшего образования, мне понятны запросы и потребности старшей школы. И я прекрасно знаю, какие абитуриенты приходят сейчас в вуз. Нет, они могут иметь довольно высокие баллы по ЕГЭ, у них отличные отметки в аттестате, но… Эти ребята совсем не понимают, зачем вообще нужна математика, насколько красивой она может быть, как здорово развивает мышление, логику, и, самое важное, что с ее помощью можно решать повседневные задачи, с которыми сталкивается абсолютно каждый человек. Про формулы, биографии великих математиков и связь этой науки с другими я вообще молчу, это для них темный лес. А ведь это абитуриенты одного из ведущих технических вузов страны!..

К сожалению, среднестатистические родители сегодня ждут от школы не полноценного базового образования, а только того, чтобы учителя подготовили их детей к сдаче ЕГЭ на максимально высокий балл. Потому что это поможет ребятам поступить в нужный вуз, а родителям – сэкономить деньги. В большинстве случаев учителя идут им навстречу и сводят процесс обучения к «ЕГЭ-образованию». Поэтому мы стараемся учесть все эти моменты и выстроить обучение так, чтобы на первое место поставить нечто, на наш взгляд, гораздо более важное, нежели подготовка к экзамену, – развитие интереса и мотивации к изучению математических наук. Будет интерес – ученик гарантированно увлечется, начнет решать задачи, чертить графики, выполнять геометрические построения, вычислять, а в результате освоит гораздо больший объем информации, необходимой для сдачи госэкзамена. Только здесь высокий результат ЕГЭ из самоцели превратится в побочный эффект. Мы делаем все, чтобы у ребенка сформировалось представление о причинно-следственных связях, о том, как один раздел математики важен для освоения другого, как полученные знания можно применить на других предметах. Если это удастся, никакой экзамен им не будет страшен.

На платформе «СберКласс» есть немало интересных инструментов для работы. Например, редактор формул, который позволяет сравнительно легко работать с математическими символами. Возможно, в скором будущем даже появится специальный модуль, посвященный этому искусству, ведь в перспективе ребятам это очень понадобится, когда придется писать научные работы, рефераты, статьи и диссертации.

Выполняя задания модуля, каждый ребенок отрабатывает три типа навыков – цифровые, предметные и мягкие. Например, в 5‑м классе дети знакомятся с геометрическими фигурами. И можно попросить ребенка спроектировать свою комнату. Он должен замерить размеры помещения, вписать в него мебель именно так, как бы ему хотелось. Также он может проявить дизайнерские способности и создать что-либо свое, уникальное, без ограничения по площади. В результате у него появляется некая цель, образ, идеал, «комната будущего». А можно предложить объединиться в пары и группы, чтобы спроектировать целый дом!

Цитата номера

«И как многодетный отец, и как председатель Российского движения школьников считаю, что самое важное в воспитании детей – помочь им найти собственный путь развития и достичь успехов на этом пути. Поэтому исключительно положительно отношусь к тому, что многие школы внедряют персонализированную модель образования. Ведь она направлена на индивидуальный подход к ребенку, его способностям и желаниям. Дети могут выбирать, какие предметы хотят изучать более глубоко, планировать собственную образовательную траекторию, управлять временем и темпом обучения, выбирать формат занятий. Такой подход вызывает понимание у ребенка, что он учится именно для себя и своего интереса, а это повышает мотивацию к учебе и активность».

Сергей РЯЗАНСКИЙ, председатель Российского движения школьников, Герой России, летчик-космонавт

Незыблемость убивает творчество
Римма РАППОПОРТ, руководитель направления, главный редактор по русскому языку платформы «СберКласс», учитель русского языка и литературы гимназии №92 и физико-математического лицея №239 Санкт‑Петербурга

Чтобы создать полноценный модуль, надо очень хорошо понимать его структуру, разрабатывать именно те задания, которые бы укладывались в его логику. Нужно было учитывать требования ФГОС, помнить про содержание школьной программы, представлять, сколько часов уйдет на изучение того или иного модуля, в какой последовательности лучше их дать, уметь прописывать отдельно цели и задачи для разных уровней, от 2.0 до 4.0, и так далее. Причем каждая цель дробится на несколько шагов, которые ребенок должен пройти, и на каждом шаге ему предлагается выполнить два задания, похожие по логике, но разные по сути.

Это важно, чтобы у школьника был выбор. Одни задания могут быть рассчитаны на аудиалов, другие – на визуалов, и так далее. Ребята могут, например, посмотреть видео­фрагмент, разобрать текст, проанализировать инфографику или что-либо другое.

В общем, в обычной школе учителя так не работают. Хотя я привыкла и уже вижу ощутимые результаты этой работы. Когда ребенок видит задание и благодаря ему понимает, как то или иное языковое явление работает непосредственно в русском языке, у него включается языковая рефлексия. Например, недавно в 5‑м классе мы придумывали такие примеры: «Чем вы колете орехи?» и «Колите орехи щипцами!». Дети видят это и делают вывод, что разница в написании зависит от грамматических признаков глагола. Маленькое озарение, которое приходит к каждому, помогает понять, как устроен язык, зачем вообще изучать его, если нас «и так понимают». Каждое задание максимально приближено к жизни и помогает научиться грамотно писать и правильно говорить. Особое внимание мы уделяем письменным высказываниям разных жанров: на уроке русского языка ученик обязательно должен придумывать тексты.

Разумеется, каждый модуль, даже тот, который кажется тебе идеальным, может и должен быть со временем адаптирован к текущему моменту. Ведь педагогика гибнет в тот момент, когда что-либо начинает казаться незыблемым. Догматизм убивает интерес и стремление к развитию. Именно из-за такого отношения к школьному предмету у нас за последние десятилетия заметно снизился интерес к изучению русского языка и литературы. Учебники одних и тех же авторов с одними и теми же текстами переиздаются годами, детям просто неинтересно по ним учиться. В модулях мы стараемся ориентироваться на то, что актуально для детей именно сегодня. Например, предлагаем им задания про тех музыкальных исполнителей, которых они слушают сейчас, про книги, которые читают.

Кто-то может сказать, что это предметный популизм, а надо стараться давать детям научные знания. На самом деле даже академические ученые считают, что русский язык в школе далек от филологии как науки, там очень много упущений, допущений, сокращений, откровенно неправдивых вещей. И в этом плане модульная система лично мне симпатична тем, что мы честно говорим: все намного шире, чем здесь описано, можно так, а можно иначе.

Нам проще, потому что на всех предметах в школе говорят на русском. Поэтому межпредметные связи выстраиваются сами собой. Мы, например, просим детей проанализировать, как то или иное языковое явление работает в текстах по литературе, географии, истории, биологии. То есть в вопросах отбора текстов мы максимально открыты.

Учим мыслить нешаблонно

Антон СКУЛАЧЕВ, председатель Гильдии словесников, главный редактор по литературе платформы «СберКласс», учитель литературы гимназии №1514 Москвы

Современные ФГОС не содержат жесткого перечня знаний, которые должны получить ученики, но зато они определяют систему базовых, фундаментальных умений. Например, у литераторов это умение анализировать текст, выстраивать свою читательскую стратегию… Поэтому при разработке модулей руки у нас в этом плане не связаны.

Что же касается ориентации на ЕГЭ, то выскажу, возможно, непопулярную точку зрения: ученик может сдать блестяще госэкзамен только тогда, когда не будет готовиться к нему целенаправленно. Успех придет лишь в том случае, если удастся заложить фундамент качественного образования, сформировать главные умения. Если он умеет понимать, анализировать, интерпретировать чужие тексты и создавать свои, можно считать, что мы достигли своей цели. Следует ли из этого, что при составлении модулей мы сознательно игнорируем задания ЕГЭ? Нет. Можно ли сказать, что мы на них ориентируемся? Ни в коем случае! Но мы ставим куда более важную задачу – повернуть материал к ученику, заинтересовать каждого ребенка.

Сейчас мы делаем модули с 5‑го по 9‑й класс. По мнению исследователей, именно в этом возрасте у детей в российской школе наблюдается совершенно жуткий мотивационный провал. Поэтому мы постарались сделать акцент именно на мотивации, возрастных особенностях школьников. К примеру, в 5‑м классе для них важна игра, в 6‑м – взаимоотношения со сверстниками, в 7‑м – выбор, в 8‑м – взаимоотношения со взрослыми, подростковые кризисы и проблемы, поэтому в программе каждого класса есть модули «Литература про меня», посвященные этой тематике. Около 30-40 учителей со всей страны работали над составлением модулей, это все очень опытные педагоги, и они не боялись давать детям такие типы заданий, которых нет ни в одном учебнике. Мы даем множество творческих заданий, подключающих разные виды искусства и разные каналы восприятия, современные коммуникативные практики (например, соцсети и медиа).

В литературе в отличие от той же математики или физики нет однозначных ответов. При оценивании заданий огромное значение имеет человеческий фактор. Как же на платформе оцениваются знания по нашему предмету, что является ключевыми ориентирами? Во-первых, каждый ученик должен уметь задать самостоятельно вопрос к тексту. Во-вторых, уметь связать форму и содержание. При создании своего текста оценивается умение аргументированно выстраивать собственную точку зрения, а в более старших классах – умение работать в различных жанрах.

Там, где это возможно, мы используем дробные критерии оценивания, например, есть вступление и заключение, есть примеры из текста (важны и качество, и количество), они соотнесены с аргументами.
Причем эти критерии открыты, по ним учеников могут оценивать не только учителя, но и сами дети друг друга и себя. Мы стараемся уходить от «скользких» критериев типа «ученик раскрыл тему, понял смысл произведения, угадал точку зрения автора» и т. п.

Среди прочего хочу напомнить о тенденции последних лет: вузам очень интересно услышать точку зрения самих детей, а не их умение угадывать правильные ответы, к примеру, на чемпионате сочинений «Своими словами», он как раз направлен на то, чтобы выявить учеников, способных мыслить неординарно. Вузы очень в этом заинтересованы, они страдают от шаблонного мышления студентов.

Поздравляем!

Благотворительному фонду «Вклад в будущее» – 5 лет!

За это время в проектах и программах фонда во всех регионах России поучаствовали 5 миллионов школьников, более 10 тысяч педагогов, свыше 2800 школ, 100 специализированных НКО, 9000 детей с особенностями развития и детей-сирот. Силами фонда была запущена Программа по развитию личностного потенциала, обучение по которой прошли почти 600 управленцев школ и детских садов в 20 регионах страны. Разработано более 20 уникальных инструментов и решений для развития навыков и компетенций XXI века у детей. Также благодаря фонду «Вклад в будущее» тысячи школьников и педагогов России смогли начать обучение на цифровой платформе СберКласс.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt