search
Топ 10

Ноу-хау: СберКласс для вас

Искусственный интеллект для каждого

Чтобы говорить о массовом внедрении технологий искусственного интеллекта, необходимо подготовить достаточное количество специалистов соответствующего уровня, а также сделать это элементом массового обучения в школе. А для этого надо прежде всего заинтересовать и мотивировать учителей, причем по возможности всех предметов, а не только математики и информатики. Именно эту задачу ставят перед собой авторы программы «Цифровые навыки и компетенции» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в рамках которой проводятся занятия по повышению квалификации для педагогов. Об этом нам рассказывает руководитель программы Дария САТИКОВА.

– Мы разработали онлайн-курс, который называется «Искусственный интеллект: основы теории и методика обучения в основной школе». Он рассчитан на учителей-предметников и педагогов дополнительного образования, которые хотят рассказать школьникам об этой технологии, но не знают, с чего начать и какими материалами пользоваться. Именно эти моменты мы и стараемся прояснить, чтобы все было предельно понятно, доступно, наглядно и с большим количеством практических заданий.

Изучать материалы курса может любой педагог. Но, чтобы по завершении курса получить удостоверение о повышении квалификации, необходимо принять участие в конкурсном отборе. Поскольку доступ к материалам бесплатный, нам важно, чтобы человек почувствовал ценность приобретаемых знаний, чтобы цели Академии искусственного интеллекта для школьников и участников курса совпадали и мы могли продолжать сотрудничать и обмениваться опытом.

Для участия в конкурсе надо подать заявку и ответить на ряд вопросов (профессиональная деятельность, знания в области информатики, математики, владение языками программирования, преподаваемый предмет, стаж и так далее). Если из заявки видно, что человек заинтересован, но у него есть сложности, например, с программированием, мы советуем ему определенные ресурсы, чтобы он мог заранее подготовиться, например, к работе с Python. Мы хотим, чтобы каждый, кто участвует в программе повышения квалификации, сделал осознанный шаг, а не приходил ради «галочки» в виде сертификата.

У нас уже был один набор в прошлом году, и география там получилась весьма широкой. Курс полностью проходит в дистанционном формате, поэтому ничто не мешает людям из самых разных регионов зарегистрироваться на платформе Академии ИИ благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» ai-academy.ru. Там же выложены и все методические материалы: вводные просветительские уроки, посвященные компьютерному зрению, машинному обучению в спорте, играх и науке, голосовым помощникам.

В курсе есть два смысловых блока. Сначала мы разбираем понятия и концепции, рассматриваем подходы к изучению ИИ в основной школе, рассматриваем примеры применения ИИ в повседневной жизни, знакомимся с готовыми инструментами, созданными на основе этой технологии. Затем переходим к практике машинного обучения: тестируем первые алгоритмы, обучаем нейросеть, разрабатываем чат-бот. Курс не только дает теорию и практику ИИ и машинного обучения для учителя, но и рассказывает, как преподать детям тот или иной информационный блок, как лучше раскрыть им ту или иную тему, на чем стоит сделать акцент, какие лабораторные работы можно выполнить, какие тесты дать и так далее. То есть методически материал очень хорошо продуман и грамотно преподнесен.

Программа повышения квалификации рассчитана на 24 часа. За это время слушатели должны освоить 8 разделов. В течение 6 недель они изучают темы, выполняют задания для самопроверки и контрольные задания. В конце предполагается выполнение итогового проекта (разработка технологической карты урока). После успешного завершения обучения участник программы получает удостоверение повышения квалификации МГПУ.

Несмотря на то что 24 часа – это, казалось бы, не так много, мы даем не только общие понятия и представления, но также учим педагогов основам программирования на Python и практическим навыкам использования технологий искусственного интеллекта. При желании углубиться в указанные темы педагоги могут на бесплатном онлайн-курсе по машинному обучению, размещенном на сайте Академии ИИ.

Чем больше, тем лучше

Курс очень интересный, и уже во время обучения нам хотелось протестировать полученную методическую, педагогическую и содержательную комбинацию составляющих. В нашем проекте мы занимаемся подготовкой ребят к соревнованиям и олимпиадам, помогаем выстроить траекторию развития от 3‑го класса до университетской скамьи. Наше направление, связанное с технологиями искусственного интеллекта и машинного обучения, работает уже давно, и нам стало интересно узнать, как еще готовят наставников и педагогов по теме.

Учитывая, что курс запускался первый раз, он более чем оправдал наши ожидания. Интересным показалось то, что методический раздел органично вписан и сочетается с частью, где рассказано про сами технологии ИИ в действии.

На курс мы пошли почти всей командой проекта. Стоит отметить, что подходы в построении образовательных процессов в государственных школах или «Кванториумах» и у нас сильно отличаются. Но, несмотря на то что материал больше рассчитан на педагогов из бюджетных образовательных организаций, он окажется полезным и тем проектам, которые делают ставку на стратегию «университет для одного», когда образовательная траектория максимально персонализирована. Нам, к примеру, полученные знания помогли лучше структурировать систему подготовки по уровням сложности.

После прохождения курса мы смело можем рекомендовать его всем своим коллегам из организаций дополнительного образования, а также учителям, которые хотят обучать своих подопечных технологиям искусственного интеллекта еще в школе. Также это отличная возможность для формирования сообщества педагогов по всей стране, которые будут вместе работать над новым содержанием, приемами в преподавании предмета и постоянно делиться опытом между собой.

В этом году на всех наших мероприятиях, где партнерами выступают общеобразовательные школы, мы обязательно будем рекомендовать этот курс к прохождению и разработке ознакомительных уроков по технологиям искусственного интеллекта в рамках дополнительного образования. Чем больше педагогов будут разбираться в машинном обучении и анализе данных, тем популярнее будет эта тема, тем интереснее будет работать в ней.

Прохождение курса позволило модернизировать нашу внутреннюю систему подготовки наставников для направления «Искусственный интеллект». Еще мы приняли решение в компании обязывать всех начинающих наставников пройти его в факультативном режиме. К тому же мы узнали о классных курсах от Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», которые мы будем рекомендовать своим ученикам.

Отдельно следует сказать, что появление и развитие этого курса – очень нужный для образовательного сообщества шаг, который сделает школы ближе к актуальной технологической повестке.

Сергей МИХНЕВ, генеральный директор ООО НПП «Е-НОТ», основатель проекта «Программируем играя»

Цитата номера

«Системы на искусственном интеллекте приведут к образовательной революции. Обычные онлайн-курсы – простая и даже консервативная форма цифровых технологий в обучении. Новые платформы уже позволяют генерировать вопросы и проверять ответы в режиме реального времени, это сильно мотивирует студентов. В вузах невозможно иметь специалистов по каждому предмету. Даже в богатых учреждениях, например Гарварде и Стэнфорде, нельзя нанять преподавателей по всем направлениям из-за быстрого развития науки. Онлайн-образование справляется с этой проблемой из-за курсов «от исследователей».

Живое общение может быть удаленным. Мессенджеры и видеозвонки позволяют преподавателям разговаривать со студентами без ограничений. Однако у нас, в Высшей школе экономики, обучение продолжают сочетать с классическими семинарами».
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ ВШЭ

Новости

Подводим итоги

В конце прошлого года окончился первый отборочный этап совместного профиля «Искусственный интеллект» олимпиады Кружкового движения НТИ и Академии искусственного интеллекта для учащихся благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В нем приняли участие 4744 школьника из 84 регионов России и пяти стран – Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Латвии и Беларуси. Он стал вторым по популярности среди всех профилей олимпиады Кружкового движения НТИ.

Наибольшее количество школьников зарегистрировалось из Московской области – 997 ребят. Далее в списке десяти наиболее активных регионов идут Москва – 602 регистрации, Новосибирская область – 384, Санкт-Петербург – 353, Самарская область – 131, Республика Башкортостан – 127, Томская область – 124, Челябинская область – 102, Свердловская область – 101, Удмуртская Республика – 81.

Во втором этапе представлены 74 региона России и три страны: Казахстан, Молдова и Латвия. Лидером в нем стала Новосибирская область, 160 школьников из которой успешно справились с заданиями по математике и информатике первого тура. Далее идут Московская область с 153 участниками, Санкт-Петербург – 139, Москва – 126, Челябинская область – 45, Красноярский край – 35, Томская область – 30, Республика Башкортостан – 28, Удмуртская Республика – 28, Республика Татарстан – 28.

По итогам решения заданий по вопросно-ответным системам в финал прошли 102 участника из 32 субъектов РФ. Регионы-рекордсмены: Москва (18), Санкт-Петербург (10), Московская область и Приморский край (по 6), Красноярский край и Липецкая область (по 5).

По сравнению с прошлым годом общее количество участников первого отборочного этапа совместной олимпиады школьников по профилю искусственного интеллекта Кружкового движения НТИ и Академии ИИ для школьников увеличилось почти на тысячу – с 3754 регистраций до 4744. Также увеличился охват регионов – с 79 до 84.

Масса впечатлений!

Отмечу, что данный курс содержит очень актуальные и важные темы, которые просто необходимо внедрять в современное образование. Именно в школе обучающиеся должны получать информацию о том, что же такое искусственный интеллект и где это применяется. Методический материал, который представлен в курсе, может стать отличным помощником и ориентиром для всех учителей информатики и даже в некоторых модулях для учителей технологии.

Еще скажу, что формат изложения материала, качество дизайна и содержание – все очень продуманно, доступно и понятно. Лично мне больше всего понравились короткие видеолекции, где за 10-15 минут спикеры простым и доступным языком, очень структурированно и последовательно раскрывали одну тему за другой.

Сами спикеры – эксперты и профессионалы, которые реально работают в данной сфере «на передовой» в Сбере. Они очень хорошо разбираются в теме и могут объяснить ее даже человеку без начальных знаний. Достаточно просто владеть любым языком программирования на базовом уровне. Хотя в рамках курса много времени уделяется и общим принципам программирования.

До поступления на этот курс у меня было общее понимание некоторых тем. Теперь мне удалось более подробно разобраться во многих вопросах, после чего стало ясно, в каком направлении двигаться дальше. Практические задания были интересными и полезными, в особенности программирование на языке Python. Лично для себя я подчеркнула несколько интересных заданий и форматов.

Полученные в рамках курса материалы я планирую обязательно использовать в своих занятиях по программированию в «Кванториуме», а также мне очень хочется поделиться ими со своими коллегами из общего образования.

Отдельное спасибо всем организаторам, которые поддерживали в чате, отвечали на все вопросы, создавали сообщество и позитивную атмосферу.

На протяжении всего курса кураторы активно помогали: на почту приходили оповещения о сроках, что было очень удобно и позволило в полной мере ознакомиться с материалом, не делать все в последний день. В чате часто организовывали дискуссии, задавали вопросы, выслушивали предложения, было приятно видеть обратную связь от коллег из разных регионов. Плюс к тому же все получили приятный бонус от организаторов в виде подборки с ссылками на полезные материалы. Видно, что эксперты из Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» прекрасно понимают, что нужно современным педагогам.

Дарья ПОПОВА, педагог-наставник детского технопарка «Кванториум», Новосибирск

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту