Осень – начало начал школьной жизни и уже более тридцати лет время проведения финала Всероссийского конкурса «Учитель года». В конце сентября одержимые и пытливые, дерзкие и талантливые учителя, решив испытать себя, отстоять свое профессиональное «я», едут в назначенный час и отведенное место навстречу друг другу с надеждой поймать птицу счастья завтрашнего дня и, даст Бог, вернуться домой с главным призом конкурса – Большим хрустальным пеликаном. Только у одного из участников сбывается заветная мечта, но все они, прикоснувшись к магии конкурса, независимо от уровня наград сами становятся «пеликанами», окрыленными учителями, готовыми совершать в своей профессии новые полеты и открытия.
Учителя-«пеликаны»!
Неформальное, но почетное звание. Так образно мы называем сегодня тех, кто прошел через конкурс и остался с ним навсегда. Оно стало своего рода знаком качества, мастерства, таланта, паролем, подтверждающим принадлежность учителя к образовательному сообществу, в котором доминируют гуманность, высокий уровень профессионализма, творчество и верность детству. Словосочетание «учитель-«пеликан» все чаще звучит в речевом общении учителей, нередко используется в неформальной педагогической лексике.
Изящная хрустальная фигурка, изображающая пеликана с маленькими птенцами, стала официальным символом и главным призом конкурса «Учитель года СССР» в 1990 году. Журналисты «Учительской газеты», предложив в 1989 году идею проведения самого конкурса, остановили свой выбор на этой птице, потому что, облеченная многими легендами, образами, метафорами и ассоциациями, она олицетворяет все лучшее, что должно быть у педагога, – безусловную любовь к детям, жертвенность, доброту, сострадание, помощь и заботу, силу духа и надежду. Все это отвечало тем идеям, которые закладывались в концепцию конкурса, было созвучно его миссии и сверхзадачам.
С тех пор Хрустального пеликана вручают победителям конкурса, малых птиц увозят в свои регионы призеры, а первый из них становится обладателем Большого пеликана. В чьих руках этот приз окажется на сей раз, по итогам теперь уже 34-го конкурса, узнаем скоро, 5 октября, во время торжественной церемонии объявления его результатов, которая традиционно будет проходить в Государственном Кремлевском дворце.
Расправить крылья
Неоднократно доводилось писать о том, почему именно эта необычная птица стала символом конкурса «Учитель года». Не аист или журавль, например, а также и не другие претенденты на эмблему – священный Ибис, муза Урания с глобусом и циркулем, учитель Геракла кентавр Хирон (статьи в «Учительской газете» «Расправить крылья», №38 от 21 сентября 2021 года, «Стань «пеликаном!», №37 от 13 сентября 2022 года; в книге «Окрыляющая педагогика. Жизнь в конкурсе и после него», которая вышла в 2022 году). Но каждый раз, погружаясь в тему, особенно накануне и во время очередного конкурса, снова и снова находила о пеликанах новые факты: и как о мифологических героях, и просто как о птицах, насчитывающих восемь разновидностей, обитающих на всех континентах, кроме Антарктиды. И чем больше узнавала, тем более повышался интерес к этой уникальной во всех отношениях птице. Постепенно и в интерьере домашней квартиры появился своего рода «пеликанник» (известный как место их гнездования) – коллекция с открытками, марками, фигурками, брошками, игрушками, изображающими пеликана.
Надо отметить, что в педагогической среде символ конкурса «Учитель года России» явно становится все более популярным. Его образ часто используют на форумах, фестивалях, не имеющих, прямо скажем, никакого отношения к орнитологической науке. В самом деле, это чудесное творение фауны сопровождает и нынешний, 2023‑й, особый Год педагога и наставника. Пеликан изображен на логотипе, и, по сути, все ключевые образовательные события проходят под его знаком. Есть теперь и Дом пеликана в Самаре! Он открылся в прошлом году и стал главным штабом Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» благодаря усилиям его председателя Светланы Ильиной. Сегодня в нем встречаются учителя года разных лет из многих регионов. Все чаще пеликана можно увидеть на сувенирных изделиях – майках, футболках, кружках, декоративных тарелках, его изображают в виде фигурок, изделий, выполненных из разных материалов – дерева, фарфора, стекла, керамики и т. д. Что уж говорить о легендарных ручках немецкого бренда Pelican, которые известны во всем мире своим безупречным качеством и уникальным стилем, широким разнообразием размеров корпуса и перьев.
Селфи с именитой птицей
Пеликан в нашей стране оказался «медийной» фигурой во многом и благодаря, на мой взгляд, авторитету конкурса «Учитель года России». Конкурс повысил градус популярности этого образа, хотя сам символ появился в далеком прошлом, его истоки надо искать в древних веках и мифологических сказаниях. Не так давно в сетях был объявлен флешмоб под названием «В семье пеликанов», финалистам конкурса этого года предложили сделать с птицами селфи. Лучшие фото, видеоотчеты были опубликованы с хештегами на ресурсах #мойпеликан, #всемьепеликанов, #учителягода2023. Чтобы встретиться с живыми пеликанами, одному из финалистов конкурса «Учитель года России»-2023 (его имя и фамилию с удовольствием назовем после завершения конкурса) пришлось побывать на другом континенте – в Африке, в природном парке Амбосели, расположенном у подножия Килиманджаро. «Три могучих пеликана, эти три символа учителя, – написал он в своем небольшом эссе, – беззвучно пролетая над недвижимой водной гладью, напомнили мне, что истинная красота скрыта не в форме клюва и не в цвете перьев. Она в гармонии, в том, насколько эти перья твои». А еще учитель озадачился вопросами, почему все-таки пеликан на латыни pelecanus, на греческом pelekan. Вспомнились в связи с этим строки Данте из «Божественной комедии»: «Он, с Пеликаном нашим возлежа, // К его груди приник; и с выси крестной // Приял великий долг, ему служа». Слова о том, что во время Тайной вечери святой Иоанн Богослов «возлежал у груди Иисуса», произносит возлюбленная поэта Беатриче. Латинский текст Нового Завета Данте излагает на итальянском языке: «Giacque sopra ’l petto del nostro pellicano», называя Иисуса Пеликаном, как это нередко делалось в эпоху Средневековья. Бенвенуто ди Рамбальдо в своем комментарии к «Божественной комедии» пишет, что Иисус «заслуженно называется Пеликаном, ибо Он отверз Свои ребра для нашего освобождения, подобно тому как пеликан кровью из собственной груди оживляет своих мертвых птенцов». Своей смертью Иисус воскрешает нас к новой жизни. Именно это имеет в виду Данте, именуя Его Пеликаном, как написал об этом в своей книге «Свет во тьме светит» историк Георгий Чистяков. Мы видим, таким образом, что у основоположника литературного итальянского языка, выдающегося поэта, мыслителя, богослова Данте Алигьери в слове «Пеликан» присутствует буква «i» -Pellicano.
Всеблагой Пеликан
Следует заметить, что в XIII веке образ Пеликана – Христа прочно вошел в латинскую традицию и церковную символику. Многие религиозные авторы упоминают эту птицу в своих произведениях. Святой Фома Аквинский, который родился на 40 лет раньше Данте, признанный наиболее авторитетным католическим религиозным философом (его называли учителем Церкви, князем философии), посвятил ей гимн под названием «Благой пеликан»: «Иисус любимый, // Пеликан благой, // Ты меня очистил Кровью Пресвятой. // Пусть мой бедный разум лишь Тобой живет // И Тебя с отрадой вечно познает…»
С тех пор «Всеблагой Пеликан» становится частью католической церковной символики и изображается на иконах, поскольку первые христиане видели в пеликане символ не только безграничной родительской любви, но и воскрешения, сравнивая его с Иисусом, который пожертвовал свою жизнь для спасения других. Следует заметить, что и у мусульман пеликан считается священной птицей. Согласно преданию во время возведения святынь в Мекке пеликаны в своих горловых мешках приносили строителям камни.
В средневековых бестиариях – иллюстрированных книгах о диковинных животных – поведение этой птицы описывается так: «Мать ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. Через три дня появляется отец и в отчаянии от гибели своего потомства собственным клювом раздирает себе грудь. Кровь из его ран воскрешает умерших птенцов». Отец-пеликан, обратите внимание, появляется через три дня, именно через это же время воскрес после распятия Христос.
В соответствии с христианским вероучением Христос тоже кормит своих «детей» кровью в таинстве евхаристии (причастия), воскрешая их для жизни вечной. Считается, что ассоциация с пеликаном возникла уже давно – в раннехристианские времена, в III-IV веках.
В бестиарии Леонардо да Винчи легенда звучит иначе, там птенцов умерщвляет змея: «Он горячо любит своих птенцов, найдя их в гнезде убитыми змеею, раздирает себе грудь и, омыв их своей кровью, возвращает к жизни».
Итальянская готика и гуманная педагогика
Средневековые авторы часто облекали «рассказы о животных» в нравоучительные притчи, использовали тексты из древних трактатов, так что многие представители фауны зачастую приобретали совершенно фантастические вид и повадки. Но, как правило, во всех историях, сюжетах, связанных с пеликаном как мифологическим персонажем, практически всегда рефреном звучала тема всепоглощающей и безусловной любви, милосердия и сострадания. Пожалуй, именно поэтому столь неуклюжая на земле, но красивая в полете крупная по размеру, тяжелая по весу, обделенная на первый взгляд изяществом птица (в основном неконфликтное, добродушное создание) стала возвышенным символом, эмблемой лучших свойств человеческой натуры. Не случайно известный итальянский живописец, рисовальщик и медальер Антонио Пизанелло создал в честь выдающегося педагога эпохи Возрождения Витторино да Фельтре, своего современника и соотечественника, памятную медаль с изображением пеликана, разрывающего себе грудь, чтобы с помощью крови накормить птенцов. Тем самым один из главных представителей искусства поздней готики в Северной Италии, непревзойденный мастер портретных медалей отметил и подчеркнул прямую связь легенды о пеликане с реальной деятельностью педагога-гуманиста, бескорыстного человека, который в «Школе радости» для детей разных сословий получаемое за работу вознаграждение тратил на оплату обучения бедняков. Его называли «Сократ нашего времени», он был живым образцом человека высокого духа, истинного служения детству, педагогом, который исповедовал гуманную педагогику и полностью растворялся в учениках.
Действительно, пеликан как художественный объект вызывал у многих западноевропейских художников, архитекторов, графиков неподдельный интерес. Например, Мельхиор де Хондекутер, голландский художник золотого века, который рисовал птиц, посвятил ему одну из знаменитых картин – «Пеликан и другие экзотические птицы у пруда» (1680). Представитель уже другой эпохи – немецкий художник, гравер и иллюстратор Вальтер Клемм (1883‑1957) – также не обошел вниманием пеликана. Профессор графики Саксонской школы искусств участвовал после Второй мировой войны в реконструкции Веймарской художественной школы. Известность к нему пришла раньше, в начале ХХ века, а в 1928 году он завоевал бронзовую медаль на художественных конкурсах Олимпийских игр за свою работу «Катание на коньках». В его творчестве широко была представлена фауна, он любил изображать птиц и животных. Одна из его гравюр, выполненная в 1909 году, весьма выразительно передает образ пеликана через его широко распахнутое правое крыло (копия оригинала гравюры, подаренная мне несколько лет назад одним добрым человеком, хранится и в моей пеликаньей коллекции).
Эмблема ведомства императрицы Марии Федоровны
Во второй половине ХVIII века образ пеликана, легенды о нем начинают привлекать внимание правящей элиты России. 1 сентября 1763 года Екатерина II издала манифест «Об учреждении Московского воспитательного дома». Детям, которых бросали у ворот воспитательного дома, согласно ее указу давали пропитание и крышу над головой, развивали у них интерес к наукам и искусству, довольно часто отправляли получать знания за границу. Если известно было, что ребенок крепостной, ему давали вольную.
Идея создания воспитательных домов принадлежала личному секретарю императрицы Ивану Ивановичу Бецкому, который также придумал механизм финансирования этого благотворительного проекта. Он включал пожертвования, прибыль с клеймения карт, на которых ставился специальный штемпель Опекунского совета, изображавший пеликана с надписью «Себя не жалея, питает птенцов», в дополнение к оттиску печати воспитательного дома (с гербом) на оберточной ленте колоды.
Да, пеликан – символ милосердия, самопожертвования и родительской любви – стал гербом этих учреждений. На фасаде Петербургского воспитательного дома, который Павел I уравнял в правах с московским, появилось изображение птицы, кормящей своих птенцов. Ныне это здание принадлежит Российскому государственному педагогическому университету имени А.И.Герцена. Старинная эмблема, олицетворяющая необычную птицу и легенду о ней, соединяет сегодня прошлое с настоящим, обостряет интерес к истории, культуре, наследию, возвращает к истокам российского просвещения, связывает времена, эпохи, поколения, традиции и инновации.
Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ), созданное в 1797 году, занималось учебными заведениями (преимущественно женскими) полностью или частично на основе благотворительности. Под покровительством императриц – супруг русских царей Марии Федоровны, Александры Федоровны, Марии Александровны – ведомство с разными названиями просуществовало до 1917 года. Все эти годы его деятельность в сфере просвещения, воспитания шла под знаком пеликана. Герб с его изображением был официально признанным и утвержденным еще при Екатерине II.
Послесловие
Пеликаны в самом деле уникальные птицы, одни такие на свете, поскольку каких-либо родственных им видов в природе не существует. Далекие их предки появились на Земле 40‑50 миллионов лет назад. Пеликанов видели доисторические животные и первобытные люди. С тех пор эти птицы совсем не изменились. Они по-прежнему крупнейшие из водоплавающих пернатых – огромные, с размахом крыльев пять метров, способные взлететь на высоту три километра! Их широкие крылья позволяют парить на большой высоте. На перелетах пеликаны собираются в большие стаи, летят шеренгой, вытянутой прямой или волнистой линией, держатся близко друг к другу. И вообще эти добродушные создания живут большими и дружными семьями, в которых редко бывают ссоры. Их считают одними из самых интересных птиц, населяющих нашу планету.
Возможно, эти, а также другие факты вызывали у людей с древних времен и на протяжении многих столетий повышенный к ним интерес, были причиной использования в геральдике, основанием для изображения на иконах, гербах, медалях, марках, поводом для рождения различных образов, метафор, легенд. Одна из них гласит, что когда-то пеликаны были людьми, они плавали на каноэ, тем, кто был рядом, помогали, многому могли научить окружающих. Поверье гласило, что если убивали пеликанов, то на море или в океане начинался шторм. Об этом рассказывается в фильме «Мой друг мистер Персиваль», который посвящен трогательной истории дружбы мальчика с пеликаном. «Если ты позаботишься о пеликане, – говорит ему местный австралийский абориген, – то он обязательно позаботится о тебе».
Человека часто сравнивали с птицей, она была проводником божественной энергии, извечного человеческого стремления к свободе, вольной жизни, независимости. Птица, свободно, легко, быстро передвигающаяся и парящая между небом и землей, совмещая в себе обе природы, давно уже стала широко распространенным символом духа и души, образом или знаком в сказках, в религиозных учениях, во многих произведениях искусства.
Вот уже 34 года мотив полета звучит и на конкурсе «Учитель года России», в основу которого легли идеи гуманистической педагогики – окрыляющей, вдохновляющей, созидающей. Подобно искусству, конкурс дает крылья и уносит, перефразируя Антона Павловича Чехова, далеко-далеко («Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!»). Хочется верить, что и учительское состязание, которое сейчас проходит в Гимназии имени Е.М.Примакова, в одном из лучших образовательных учреждений не только Московской области, но и страны, станет для нового поколения его финалистов дорогой в будущее, полетом к высоким вершинам в профессии, творчестве, личностном росте. Пожелаем каждому участнику почувствовать себя творцом педагогической истории. И пусть обретенные на конкурсе те самые крылья помогут теперь уже учителям-«пеликанам» понять, зачем, куда, насколько далеко нужно лететь и в каком направлении…
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», канидат педагогических наук
Комментарии