search
main
0

Номинация: “Игры на уроках”

Тайна пляшущих человечков

Поступая в школу с разным уровнем подготовки, дети через полгода автоматически пишут слова, не задумываясь о написании отдельных букв. А на уроках изобразительного искусства школьники часто не знают, с чего начать рисунок, боятся, что он может не получиться. Как преодолеть эти трудности?

Можно сделать школьников творцами, а можно, наоборот, “засушить” их творческий дар, инициативу, превратить в производителей стереотипных рисунков. В условиях одного урока сложно добиться от детей работ, отличающихся оригинальностью и разнообразием сюжета. Урок ограничен темой, в рамках которой учитель предлагает практическое задание или возможные его варианты. В течение одного занятия учителю необходимо создать такие условия, при которых школьник пройдет путь художника – от зарождения замысла до его воплощения. Готовясь к встрече с ребятами, я стараюсь продумать возможные варианты композиций, образов, которые могут возникнуть у детей при восприятии материала, чтобы помочь ребенку зримо представить многообразие решений темы и выбрать для себя приемлемый вариант.

Рисовать человека детям достаточно сложно. На занятиях в 1-м классе я обращаю внимание детей на пропорции, характерные особенности изображения человека.

На I этапе обучения (каждый этап может состоять из одного или нескольких занятий) дети изображают яркие, выразительные, комические, знакомые образы, например, гнома, клоуна… Акцентирую внимание на том, что длина ног человека равняется половине его роста, напоминаю, что малыши часто рисуют очень коротенькие ручки (до пояса). Об этом нужно помнить и стараться избегать подобной ошибки. Этой информации о пропорциях будет достаточно, потому что основные усилия ребенок затратит на передачу внешнего вида: костюма, головного убора, обуви. Необходимо обратить внимание детей на то, что главное художник выделяет на рисунке крупно. Рисуя человека в полный рост, лист бумаги располагает вертикально. Предлагаю выполнять рисунок от середины листа. Сначала дети изображают ноги, придавая определенную форму брюкам и башмакам. В верхней части от середины рисуют костюм, голову.

На II этапе предлагаю задание, связанное с изображением человека в динамике. Обращаю внимание на движение рук, наклон головы и тела. Вместе с ребятами мы рассматриваем динамику эмоционального состояния, иллюстрируем сказки, где ведущими персонажами являются старик и старуха. Они – главные герои рисунков учеников. Дети могут не только словесно изложить свои мысли, но и попытаться показать позой, жестом, движением характер, настроение героев.

Напомнив, что длина ног человека равняется половине его роста, предлагаю детям использовать уже знакомый прием, то есть рисовать образ человека от середины листа, используя необходимое цветовое пятно. Такое ведение рисунка помогает детям продуктивно использовать поле листа.

III этап обучения – передача движений человека. Внимание акцентируется на изгиб рук, ног, тела. На уроке дети осваивают прием примакивания кистью. Этот прием лучше показать, используя графопроектор, тогда изображение будет крупным. Чтобы краска не собиралась и рисунок был четким, на пленку предварительно наносят мыльный раствор, затем рисунок выполняется тушью или гуашью.

Задания для детей могут быть самыми разнообразными (танцы, спортивные соревнования, игры, индейцы). Рассказав о Шерлоке Холмсе, можно предложить детям выполнить сложное, но интересное задание: изобразить пляшущих человечков. Каждый человечек – это зашифрованная буква. Сколько можно придумать движений, и каждое будет новым!

Валентина НОВОСЕЛОВА, учитель 95-й школы

Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте