В рамках четвертой встречи нобелевских лауреатов в северной столице Санкт-Петербургский государственный университет посетили три мэтра науки из США: обладатели премии по химии Роджер Корнберг (2006 год) и Алан Хигер (2000-й) и лауреат премии 2004 года по физике Дэвид Гросс.
Дэвид Гросс пояснил, что для него лучшей системой высшего образования станет та, где объединены научные исследования и обучение:
– Пока научно-исследовательские институты забирают себе лучших ученых, а в вузах у преподавателей гораздо меньше и сил, и возможностей для исследовательской работы. Эту систему необходимо реформировать. Чтобы стать ученым, нужно с ним работать бок о бок, наблюдать процесс в действии. И для ученого было бы полезно не только заниматься исследованиями, но и часть времени посвящать молодежи. Обучая, обучаешься сам.
Алан Хигер дополнил коллегу:
– Не обязательно сначала нужно окончить вуз и только потом приступать к научным исследованиям. Если правильно направить деятельность студентов, они могут вносить очень серьезный вклад в развитие науки. Именно так происходит во многих университетах Америки.
Спросили студенты и о том, влияет ли общественная деятельность, которой сейчас занимаются нобелевские лауреаты, на научную. Дэвид Гросс сделал вывод, что Нобелевские премии вредны для ученого, так как отнимают массу времени от исследований, но этот вред сглаживается периодом ожидания награды. А Роджер Корнберг уточнил, что основной недостаток премии в том, что игнорируются достижения такого же высокого уровня десятков других ученых. Однако «Нобелевка» способствует повышению престижа человека, занимающегося интеллектуальным трудом.
Санкт-Петербург
Комментарии