search
main
0

Нобель, жди! Новосибирская область открыла секрет воспитания гениев

Когда два с половиной столетия назад Ломоносов заявил, что «богатства России Сибирью прирастать будут», он как в воду глядел. Но нефть с газом – далеко не все достояние этой суровой земли. Интеллектуальный золотой запас России – он тоже, оказывается, во многом Сибирью прирастает. Взять, к примеру, Всероссийскую олимпиаду школьников. В минувшем учебном году одна только Новосибирская область выставила на заключительный этап почти сотню ребят 9-11-х классов. Из них пятьдесят пять вернулись домой с победой. Если перевести эту цифру на сухой язык статистики, выходит, что эффективность участия, то есть соотношение «игроков» и «победителей», составляет здесь 56 процентов. Для сравнения: Москва и Петербург – традиционные лидеры как по числу участников, так и по количеству победителей – по этой самой эффективности отстают от Новосибирской области на шесть и одиннадцать процентов соответственно. И надо сказать, что с каждым годом Новосибирск штурмует олимпийский пьедестал все увереннее, настойчивее и стремительнее. В чем же секрет этого сибирского чуда, каким тайным знанием владеют местные педагоги и готовы ли они им делиться?

Укротители роботовИногда раздосадованные коллеги бросают в лицо директору новосибирской гимназии №1 Виктору Косьяненко, мол, конечно, у вас отборные дети, отчего бы и не выпускать почти по тридцать медалистов за раз. Да если бы у нас были такие дети (неудержимая фантазия уже мчится вскачь, сметая на своем пути все преграды), мы бы не то что двести победителей олимпиад и научных конференций за год готовили, мы бы куда дальше пошли! Виктор Григорьевич на это лишь улыбается и коротко бросает: «Да, наши дети особенные, но с ними тоже надо уметь работать…»Максим Хивинцев учится в 9-м математическом классе. Маленького роста, тоненький, как веточка, глаза за стеклами очков еще совсем детские. На вид ему лет одиннадцать, от силы – двенадцать. Но внешность обманчива: за этими младенческими чертами уже целая жизнь, полная серьезных побед и научных исканий. Максим – призер городского тура Всероссийской олимпиады по математике,  заключительного этапа Всесибирской олимпиады по физике, есть у него награды за блестящие успехи в области информационных технологий. Вместе с одноклассником Виталием Матюниным (список его достижений по математике, физике и астрономии вызывает не меньший душевный трепет) они придумали и сконструировали робота-посыльного. На первый взгляд мало чем примечательная железка, если на нее вежливо прикрикнуть, может аккуратно взять и перенести  в заданном направлении разные небольшие предметы. Например, тряпку для мытья доски.- Это учебная модель, к тому же мы ее еще не доделали, – объясняют Максим и Виталий. – Но если по такому же принципу собрать большого робота, то он будет незаменим на производстве. В Японии на гигантском заводе Nissan работают всего сто человек, остальные сотрудники – такие вот роботы. Вот десятиклассница Лина Лукьянцева. Она тоже учится в математическом классе, но звезда ее взошла на олимпиадах по обществознанию и экономике. А на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по французскому языку она произвела столь неизгладимое впечатление на сотрудников посольства, что они даже пригласили ее в Тулузу на летнюю стажировку. А это Екатерина Войтова. Она тоже математик, что не мешает ей блестяще разбираться в истории и слыть одним из лучших ораторов по результатам игры «Дебаты». Продолжать этот список можно до бесконечности: в гимназии №1 около 1300 учеников, и каждый чем-то примечателен. Если не в науках, то в спорте или искусстве. В школе работает собственный театр, репертуар которого поражает воображение: за что только тут не берутся – от Лопе де Веги до современной драматургии. Всего же в гимназии более пятидесяти абсолютно бесплатных кружков и студий. – Нам важно, чтобы любую, самую смелую свою мечту ребенок мог осуществить в гимназии, – говорит заместитель директора по УВР Ирина Молокова. – Чтобы ему ничего не нужно было искать на стороне. У нас он может танцевать, рисовать, учить немецкий, чтобы потом здесь же, в школе,  сдать экзамен и получить международный сертификат. В планах – курсы китайского и японского.  Работает у нас цифровая лаборатория с элементами нанотехнологий, где старшеклассники занимаются биологией, химией и физикой.- В свое время Россия, к сожалению, без боя сдала свои позиции в микроэлектронике. Теперь не хотелось бы и нанотехнологии упустить, – подхватывает заведующий лабораторией Андрей Абумов. – Современный школьник, который планирует в будущем заниматься наукой, придя в университет, уже должен уметь работать с самой современной техникой. А научить его этому задача школы. И вот теперь, видимо, пришло время задать самый главный вопрос, ответ на который расставит все на свои места: как может школа, пусть ее традиции уходят корнями в далекие предвоенные годы, а учителя – лучшие из возможных, выстроить собственный научный оазис при том весьма скромном финансовом вспомоществовании, которое оказывает ей государство? Все дело в том, что в Новосибирской области действуют несколько региональных программ, поддерживающих работу с одаренными детьми.  Таков, например, проект «Специализированные классы». Каждая школа, решившая открыть подобный класс – в народе его называют губернаторским, – для начала получает один миллион рублей подъемных. Норматив на каждого ученика по сравнению с финансированием ребенка в обычном классе повышен в три с лишним раза и составляет около 80 тысяч рублей. Сегодня 41 специализированный класс открыт уже в 41 школе области. Старшие классы гимназии №1 работают по пяти профилям:  химико-биологическому, техническому, гуманитарному, социально-экономическому и физико-математическому. При этом химико-биологические и физико-математические классы имеют статус специализированных, а значит,  у ребят есть возможность в течение десяти часов в неделю заниматься дополнительно, в частности готовиться к олимпиадам. К ним в любой момент могут присоединиться и ученики обычных профильных классов, для этого всего лишь нужно составить индивидуальный маршрут. По большому счету все различия между детьми существуют лишь в нормативных документах, на деле же каждый занимается здесь ровно тем, что находит нужным и необходимым.- Лекции по математике нашим гимназистам читают в том числе и преподаватели Новосибирского государственного университета. Практическая подготовка к олимпиадам также проходит в университетских лабораториях, – объясняет Ирина Сергеевна. – Ребята – постоянные участники традиционных летних школ, которые проводит СУНЦ НГУ – самая знаменитая, пожалуй, физико-математическая школа от Урала до Тихого океана. Нагрузки там колоссальные, но 15-16 лет – это как раз тот возраст, когда любая нагрузка только на пользу.Единственное, что тревожит педагогов и родителей первой гимназии, – так это весьма призрачное будущее, которое ждет их ребят, когда со временем они превратятся из одаренных детей, практически вундеркиндов, в молодых ученых. – Школа дает им все, что нужно: знания, практику, возможность участвовать в любых соревнованиях, – учителя взволнованно перебивают друг друга, будто боятся, что их печаль растворится в воздухе, так никем и не услышанная. – А что потом? Про них все забывают, поддержки никакой, денег на исследования нет, и в финале дорога одна – за границу. Наших ребят принимают на Западе с радостью, они воплощают в жизнь самые сумасшедшие свои идеи, только уже ведь под чужим флагом. И что ж тут удивляться, что Нобелевская премия из года в год «проплывает» мимо нас?!И тут же вспомнили про Владислава Милейко, молодого биохимика, в свое время дважды лауреата Всероссийской олимпиады по биологии, а ныне серьезного ученого, придумавшего, как диагностировать рак с помощью внеклеточных ДНК. Он даже грант на эти исследования получил – 5 миллионов рублей. Да вот беда, ему 15 нужно. А денег нет.- И нечего удивляться, если Влад еще побьется-побьется, а потом махнет рукой и уедет на Запад, – говорят учителя. Впрочем, с большой любовью и небывалой гордостью хранят в гимназии и другие, куда более оптимистичные истории. Среди выпускников тогда еще школы №42 – профессор кафедры алгебры и математической логики факультета прикладной математики и информатики Новосибирского технического университета Сергей Судоплатов. Именно ему удалось решить знаменитую проблему Лахлана, над которой почти сорок лет бились математики всего мира. К сожалению, Нобелевскую премию математиков – Филдсовскую медаль – Судоплатов не получил: ему уже шел 44-й год, а медалью награждают лишь тех, кому еще не исполнилось 42. Но заслуг ученого это не умаляет. Вообще он нарасхват: читает лекции во Франции и США, но и про родную школу не забывает и ведет здесь собственный спецкурс.Тяжело в учении – легко в списке  ForbesЗакрытые клубы, где чужие не ходят, а то, что ты свой, надо долго и упорно доказывать, существуют не только в Англии. Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета, СУНЦ НГУ, – это как раз такой клуб. Точнее, конечно, закрытая школа, куда принимают только победителей олимпиад, прошедших проверку летней школой и сдавших при этом еще шесть, а то и восемь вступительных экзаменов. Попасть сюда трудно, учиться еще сложнее, но все эти испытания, выдержать которые под силу далеко не всем, того стоят: выпускникам СУНЦ НГУ открыты дороги  в лучшие российские вузы, а дальше – в список Forbes, о чем, как о нечто само собой разумеющемся, упоминает директор, доктор физико-математических наук Николай Яворский. Говорить об олимпиадном движении в Новосибирской области, не упомянув при этом СУНЦ НГУ, невозможно. И дело не только в том, что именно здесь растут большинство победителей региональных и заключительных этапов Всероссийской олимпиады, ребята, с легкостью покоряющие и международные высоты, но еще и потому, что сама эта физматшкола  родилась полвека назад из Всесибирской открытой олимпиады школьников. Тогда, в далеком уже 1962-м, победители первой Всесибирской олимпиады, придуманной лучшими умами  Сибирского отделения Академии наук СССР, и составили первый набор физико-математической школы-интерната. Эти же лучшие умы и взялись за воспитание смены, и традиция эта жива до сих пор: среди преподавателей СУНЦ НГУ академики, доктора наук, профессора и доценты. Достаточно лишь мельком взглянуть на имена руководителей предметных кафедр, чтобы исчезли последние вопросы: естественно-научный блок возглавляет профессор Григорий Дымшиц, автор того самого учебника биологии, по которому занимаются большинство российских школьников, кафедру физики возглавляет профессор Геннадий Федотович, крупнейший в нашей стране специалист по коллайдерам.   Даже на такой, казалось бы, непрофильной кафедре, отвечающей за спортивную подготовку будущих ученых, работают семь мастеров спорта.  Однако, по мнению Николая Ивановича, предметная олимпиада – это ни в коем случае не цель, но способ, с одной стороны, привлечь внимание к науке, с другой – вытащить из глубинки по-настоящему одаренных детей, дать им возможность перекроить свою судьбу. – Предметная олимпиада – это спорт, причем практически профессиональный. Спорт больших достижений, – уверен Николай Яворский. – И тут есть опасность перестараться, превратить жизнь ребенка в одну нескончаемую гонку за показателями, медалями. Это неправильно. Олимпиада – это замечательная возможность открыть детям какие-то новые области знания, поставить перед ними проблемы, о которых раньше они не задумывались, подтолкнуть их к собственным открытиям. Олимпиада – это лишь трамплин, но никак не вершина. Поэтому всем нашим «новобранцам» мы так и говорим: вы уже доказали свои способности, победили в олимпиаде, поэтому все амбиции в сторону – настало время для настоящей учебы. Пятьсот учеников СУНЦ НГУ – это не только Новосибирская область, но вся Сибирь, Дальний Восток и даже Казахстан. Когда-то тут учились еще и ребята из Средней Азии, но после распада СССР эта традиция, к сожалению, пресеклась.- Возможно, те два года, что ребята проводят в наших стенах, – это не самое простое время, – говорит Николай Иванович, – но оно неповторимо и незабываемо. Проходят годы, выпускники наши становятся академиками, профессорами, крупными бизнесменами, возвращаются, и все как один твердят: где бы мы сейчас были, если бы сдались, не выдержали, опустили руки? А сдаться очень просто: нагрузки колоссальные, кроме учебных пар еще множество спецкурсов и факультативов. Директор не преувеличивает. Стены в коридорах пестрят рекламными объявлениями, приглашающими ребят, желающих расширить свои знания об окружающем мире, на дополнительные занятия, например,  по курсу «Низкотемпературная плазма и синтез нанопленок». «Методы исследования поверхностных свойств наноструктурированных покрытий» – тоже заманчиво. «Рост кристаллов. От нанокристаллов к макрокристаллам» – это уж и вовсе какая-то романтика почти что в стиле фэнтези.  Для гуманитариев, ведь в сердце физика, как известно, всегда дремлет нежный лирик, – «Русский язык в задачах» и «Архитектура как история: можно ли ее читать?». – Запас прочности у наших ребят колоссальный, – продолжает Николай Яворский. – Главное – вовремя загасить в них звездную болезнь. Они же все приезжают к нам гениями, без пяти минут нобелевскими лауреатами, единственными в своем роде. А тут внезапно оказывается, что вокруг еще 499 таких же звезд, как они. И вот тут начинаются серьезные психологические проблемы, к счастью, за полвека существования СУНЦ НГУ бороться с ними уже научились.С генетикой не поспоришьЕще одна достопримечательность Академгородка – лицей №130 имени академика Лаврентьева. Если в цифрах, то это 990 учеников. Если по сути, то практически все они дети ученых, работающих в университете. Так что с чем, с чем, а с генетикой тут все в порядке. И это не предположение, а специальными исследованиями подтвержденный факт. Психологическое тестирование, проведенное в прошлом году, показало: 12-13 процентов учеников 130-го по-настоящему, серьезно одарены в той или иной области. Это притом что средний мировой показатель детской одаренности  пять процентов! Дабы избежать лишних вопросов и сразу дать понять гостю, где он оказался, напротив входа в лицей красуется «Золотая стена»: десятки блестящих табличек с выгравированными на них именами победителей Всероссийской олимпиады и всевозможных международных турниров. 1994-1995 год: Евгений Кашменский – диплом III степени XXVI Международной физической олимпиады в Австралии. 1997-1998 год: Константин Турицин – диплом II степени XXIX Международной физической олимпиады в Исландии. 2004-2005: Иван Ерофеев – диплом I степени XXXVI Международной физической олимпиады в Испании. И это лишь несколько выхваченных из золотистого сияния в первое же мгновение. А вот память о главной на сегодняшний день гордости 130-го, никем пока не побитом рекорде: именная дощечка Олега Сальникова, обладателя золотой медали на 41-й  Международной химической олимпиаде в Англии. Впрочем, учителя очень надеются, что вскоре этот славный список пополнится еще одной победой: Владислав Туманов, серебряный призер VIII Международной естественно-научной олимпиады в ЮАР, сейчас участвует в учебно-тренировочных сборах и имеет все шансы попасть в сборную России на Международной физической олимпиаде. По словам директора Сергея Сопочкина, лицей – это то удивительное место, где счастливо сошлось все. Удачное месторасположение по соседству с научно-исследовательскими институтами Академгородка, а значит, у ребят есть возможность встречаться с ведущими учеными, слушать их лекции, заниматься в настоящих лабораториях. Сюда постоянно приезжают иностранцы и с удовольствием делятся с лицеистами своими взглядами на проблемы современного мира и науки. Необычные семьи: когда твой папа профессор, относиться к учебе спустя рукава не получается при всем желании. Удивительные учителя, в большинстве своем это выпускники Новосибирского университета, чей профессионализм несомненен. Они пристально следят за всем новым, что происходит в педагогике, внедряют инновации вовремя и с умом, не боятся рисковать, пробовать, возможно, ошибаться и тут же признавать свои ошибки.- Мне важно, – улыбается Сергей Владимирович, –  чтобы, упоминая 130-й лицей, говорили не о том, что в нем директором Сергей Сопочкин, а о том, что здесь учился Олег Сальников, а теперь его оканчивают Влад Туманов и Ваня Чайка, бронзовый призер V Международной олимпиады по науке о Земле, сотни других ребят, о которых, уверен, мы все скоро обязательно услышим. Да, наши дети непростые, но тут надо выбирать: ты работаешь либо с простыми и покладистыми, либо с талантливыми. Другого не дано.P.S.  Только что завершился первый и самый массовый школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013, в котором приняли участие более 10 миллионов учеников 5-11-х классов со всей страны.Новосибирск – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте