Cвою школу мы называем “полезнотрадиционной”: учим всех и каждого, работаем без второгодников, более 50% ребят учатся на “4” и “5” (около 80% выпускников ежегодно поступают в высшие и средние учебные заведения), совершенствуем школу-комплекс, перешли на 4-летнее начальное обучение, работаем без правонарушений, сохранили три детские общественные организации.
Как мы этого добились? Прежде всего решили активизировать детей. Мы учим ребят умению созидать, будим желание быть непосредственными участниками всех полезных дел.
Детские организации в нашей школе не прекращали свою деятельность. Мы не заменили их общественнополезную деятельность на досугово-развлекательную. Пошли своим путем. С 1993 года наши октябрятская и пионерская организации входят в союз пионерских детских организаций Калужской области, а старшеклассники школы – в состав областной ассоциации учащейся молодежи, которая является частью российского комсомола.
В школе работают три самоуправляемые добровольные организации детей и взрослых: для 2-4-х классов – “Малышок”, для 5-8-х классов – союз пионерских детских организаций “Родничок”, для 9-11-х классов – ассоциация учащейся молодежи “Ассоль”.
Везде есть органы самоуправления. У малышей – отрядные вожатые, у пионеров – совет командиров, у комсомольцев – совет старшеклассников.
Символом комсомольской организации является трехцветное знамя, значок в виде березового листа с трехцветным знаменем.
Девиз пионерской организации “За Родину, добро и справедливость”. Символы – красное знамя и красный галстук, а значок имеет форму земного шара, опоясанного пионерским галстуком.
Цели и задачи организаций – помочь каждому комсомольцу, пионеру и октябренку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойными гражданами своего Отечества, продолжать и совершенствовать школьные традиции.
В сентябре проходят конкурсы знаменных групп и посвящение в отрядные вожатые. Вожатые показывают свои умения в изобразительном искусстве, актерском мастерстве, знании истории детского движения. К октябрю они готовят второклассников к вступлению в “Малышок”.
Пионерская дружина состоит из 8 пионерских отрядов. Работа строится через коллективные творческие дела и на основе программы “Наш край родной”. В ней семь направлений: “Наш край”, “Милосердие”, “Экология”, “Красота”, “Здоровье”, “Учеба – наш главный труд”, “Умелые руки не знают скуки”.
Работая по направлениям, пионеры вместе с вожатыми проводят разведку интересных и полезных дел. Жизнь всех организаций отражена в классных уголках и в информационном зале.
Общественные организации не обречены на скуку и формализм. Они могут быть энергичными, смелыми, умными.
Направление “Наш край” предполагает воспитание любви и уважения к своему Отечеству, гордости за родной край, знание истории и традиций своей малой родины. Мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию, возрождению национальных обычаев, обрядов. Интересно в школе проходят “Посиделки”, “Масленица”, “Щедротник”, встречи в литературной гостиной, где ребята знакомятся с творчеством наших земляков, а также поэтов и писателей России. Пионеры оказывают посильную помощь ветеранам войны, ухаживают за памятниками и могилами солдат, занимаются поисковой работой. Задача второго направления “Милосердие” – воспитание доброты, чуткости и сострадания. Для младших школьников пионеры проводят игры и викторины, показывают представления кукольного театра.
Включение ребят в экологическую деятельность предусматривает направление “Экология”. В однодневных и многодневных походах по родному краю наблюдаем изменения в природе, подкармливаем птиц, животных, сажаем деревья, кустарники.
В экологические месячники защищаем научно-фантастические проекты “Земля заповедная”, “Наше будущее – земля, океан или космос”, “Освоение Солнечной системы”.
Интересно проходят турниры знатоков природы “Самый красивый уголок нашего края”, “Очевидное-невероятное”, защита рисованных фильмов “Ода природе”, “Земля – наш дом”, “Как прекрасен этот мир”.
Работа по направлению “Красота” помогает развить творческие способности и таланты детей, сохранить памятники старины. Пионеры принимают участие в творческих конкурсах, сборах, праздниках. Ежегодно в районном фестивале детского творчества наши ребята занимают призовые места.
Физическое развитие, закалка, вовлечение в массовый спорт и туризм – главные задачи направления “Здоровье”.
Ежегодно проводится “Зарница”. Школа перестраивается на военный лад. Создается штаб, который ведет игру. Проводятся занятия по юнармейским специальностям. Юнармейские взводы до игры выполняют практические задания: собирают материал о защитниках Отечества, оказывают помощь участникам Великой Отечественной войны, ухаживают за памятниками, оформляют боевые листки. Затем проводятся смотр строя и песни и тактическая игра на местности.
В направлении “Учеба – наш главный труд” проводятся интеллектуальные игры, конкурсы знатоков, ораторов, вечера “Ты и твое имя”, “Математический лабиринт”, “Проще простого”, “Педагогиада”, “Вечер разгаданных тайн” и т.д.
“Умелые руки не знают скуки” – седьмое направление. Ребята собирают металлолом, проводят операции “Желтый лист”, “Шиповник”. Девочки работают в школьной теплице, выращивают зелень для школьной столовой; шьют мягкую игрушку для шестилеток. Мальчики делают метлы, лопаты, спортинвентарь, ремонтируют мебель, изучают автодело.
Совет старшеклассников решает многие вопросы школьной жизни. Комсомольцы сами пишут сценарии, проводят вечера, праздники. Обсуждают вопросы участия школы в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, в районных и областных конкурсах. Ребята ремонтируют школу, оформляют и переоборудуют кабинеты.
Совместными усилиями мы построили теплицу, микроферму, тир, гараж, две спортивные площадки. Собрали материал и оформили школьный музей “Наш дом”. В оформлении школы довольно полно использовано детское творчество, и везде в этих простых рисунках видим глубокую любовь ребят к родной природе, к родному краю, к своей школе.
Думаю, что во многом этому чувству мы обязаны деятельности детских школьных организаций…
М.КВАСНИКОВА, директор Серезейской средней школы
п. Серезейский,
Сухиничский район,
Калужская область
Комментарии