search
main
0

Николай Иванович Новиков: к 280-летию со дня рождения выдающегося издателя, общественного деятеля, писателя, журналиста

Вторая половина XVIII века в России ознаменовалась политикой просвещенного абсолютизма. Николай Иванович Новиков (1744-1818) – видный русский просветитель, яркий общественный деятель, талантливый писатель, журналист и книгоиздатель, ревностный поборник культуры, собиратель старинных документов и памятников истории, личность, ставшая олицетворением лучших идей и начинаний эпохи русского Просвещения, ее духа и ценностей. Его взгляды и деятельность рельефно характеризуют напряженное состояние культуры эпохи Просвещения, в которой зарождалась русская общественная мысль. Он проявил себя непримиримым общественным деятелем, страстно обличающим пороки своего времени. Благодаря ему издательское дело в России сделало огромный шаг вперед, а созданное жанровое разнообразие надолго определило развитие журналистики. Как пламенный просветитель он неизбежно поплатился свободой за свою подвижническую общественную деятельность и убежденный гуманизм.

«Вкус к словесным наукам»

Николай Иванович Новиков родился 27 апреля (8 мая) 1744 года в родовом имении Тихвинское-Авдотьино близ села (ныне город) Бронницы Московской губернии. Его отец был отставным офицером флота «петровской выучки».

В детстве Николай учился у деревенского дьячка, затем (в возрасте 11-16 лет) обучался во французском классе Московской университетской дворянской гимназии при Московском университете (1755-1760).

В начале 1762 года юноша поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк и в день переворота Екатерины II был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы в полку Николай Иванович обнаруживал «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет.

Общественная деятельность Николая Новикова началась с Уложенной комиссии, разрабатывавшей обновленный свод законов. Участие в ее деятельности ознакомило молодого человека как со многими важными вопросами, выдвинутыми общественной жизнью, так и с реалиями русской действительности, стало важным этапом в формировании его просветительских взглядов.

Острое перо

Для Новикова, как и для большинства его современников, просвещение означало приобщение народа к мировой культуре. В своем творчестве он пытался соединить светское и религиозное, общечеловеческие ценности с ценностями национальными, предвосхитив многие линии развития русской культуры и религиозно-философской мысли.

Журналистика началась в России именно с Николая Новикова. В 1769 году, после завершения работы комиссии, он вышел в отставку и стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень». Эпиграфом «Трутня» стала строчка, взятая из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите».

Журнал неуклонно проводил мысль о несправедливости крепостного права, протестовал против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество, выступая с обличениями очень влиятельных персон, даже придворных.

Николай Иванович своей просветительской работой задал тон принципиально нового этапа в развитии российской журналистики. Его сатирические статьи стали абсолютно новыми и свежими формами отражения реальной жизни. Они выделялись смелостью взглядов и бескомпромиссным изложением фактов, словесные портреты отличались реалистичностью с легким налетом юмора. У Николая Новикова было острое перо, многие выражения, которые он употреблял в своих фельетонах, разошлись на цитаты в русской литературе. Подобное вольнодумство не могло продолжаться долго, и в 1770 году особым распоряжением Екатерины II журнал был закрыт.

Это не остановило Новикова, но заставило его быть осторожнее. Он стал редактором еще нескольких журналов. «Пустомелю» быстро постигла участь «Трутня», однако «Живописец» и «Кошелек» сменили тон публикаций на более сдержанный и издавались дольше.

«Научил русских читать»

Николай Новиков был социальным мыслителем и издателем. Как издатель он вел активную просветительскую деятельность, публикуя переводы трудов Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей.

Отдавая дань европейской мысли, Новиков очень много сделал, чтобы читатель мог ознакомиться и с классикой древнерусской литературы. Одновременно с сатирическими журналами Новиков выпустил ряд исторических изданий. В них одной из важнейших задач считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, ратовал за национальные основы русской культуры. Просветитель отмечал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих предках; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными».

В 1779 году Новиков переехал в Москву и начал издавать «Московские ведомости», газету, созданную по европейскому образцу, которая сочетала новостную информацию с аналитическими статьями. Позже Николай Иванович начал выпускать и специализированные журналы «Детское чтение» и «Экономический магазин», везде последовательно проводя свою просветительскую программу. Издатель начал целое направление в русской журналистике. Он стал выпускать газеты и журналы, как тогда говорили, с добавлениями, то есть с приложениями.

Быстро приведя в порядок и значительно расширив типографию в Московском университете, Новиков издал в ней больше книг, чем за 24 года ее предшествовавшего существования. Великий российский историк В.О. Ключевский назвал это «новиковским десятилетием в русской культуре».

Новиков впервые начал издавать в России женские, детские, философские, агрономические журналы и учебники. Как отмечал исследователь биографии просветителя С.Л. Рубинчик: «В XVIII веке на русском языке было издано девять тысяч наименований, из них Новиков напечатал тысячу книг, причем ни одной он не издавал только из коммерческих соображений».

Треть всех вышедших в стране книг в то время принадлежали типографиям Новикова, причем книги издавались не для ученых, а именно для широкой публики. Философ и литературный деятель И.В. Киреевский подчеркивал, что «Новиков научил русских читать, привил у нас страсть к чтению». Кроме того, он был первым издателем, который на своем примере доказал, что на написании и издании книг можно хорошо зарабатывать. Новиков был бы очень богатым человеком, если бы не тратил все свои деньги на благотворительность. Он был, как в те времена говорили, «нищелюбив».

«Педагогика – это особенная тонкая наука»

Яркие аналитические способности, знание российской действительности позволили Н.И. Новикову стать достойным продолжателем идей классиков педагогики, но не слепым подражателем. Деятельность и публикации мыслителя способствовали формированию прогрессивной педагогической традиции в России, имели большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли. В ряде специальных статей им раскрывались различные вопросы воспитания: «О эстетическом воспитании», «О сократическом способе учения», «О раннем начале ученья детей», «Фамильный разговор», «Письмо о домашних учителях». Кроме того, мысли и рекомендации наставительного и педагогического характера рассыпаны по многим публикациям Новикова, которые не являются собственно педагогическими, но в совокупности содержат целостную систему научных взглядов, охватывая большинство основных вопросов педагогики.

В 1784 году Н.И. Новиков опубликовал свое главное педагогическое сочинение «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Это важнейший педагогический труд, в котором глубоко и основательно рассмотрены вопросы нравственного, умственного и физического воспитания. Здесь же Новиков впервые дал определение понятия «педагогика» – это «особенная тонкая наука, предполагающая многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка».

«Процветание граждан зависит от доброты нравов»

Для Николая Ивановича Новикова общественно значимой являлась сама идея просвещения. Как социальный мыслитель он исследовал проблему человека и его нравственного формирования, считая, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает через «преодоление невежества и полноценное образование».

Новиков раскрывал роль науки и образования в жизни общества и человека: знание как причина совершенства; науки «просвещают разум», «исправляют сердце»; пороки человека как следствие невежества. Как и все просветители, он полагал, что благополучие народа, процветание граждан зависят от доброты нравов, а доброта нравов – прежде всего от воспитания. Воспитание, по его мнению, являлось «творцом нравов». Человек через воспитание получает «любовь к простоте, к общественным и гражданским добродетелям».

Вот основные положения просветительской программы педагога: от просвещения зависит «смягчение нравов»; просвещение несовместимо с угнетением человека; науки «научают» человеколюбию; назначение науки состоит в «исправлении нравов», распространении добра и справедливости; наука внесословна.

Поэтому идея просвещения связана у Новикова с идеей воспитания русского народа. Основой его педагогической концепции является учет особенностей русского национального характера, духовных основ национального самосознания. Результатом воспитания он считал нравственного, истинного человека, воплощенного в идеале «просвещенный добродетельный человек».

Как мыслитель, высоко оценивающий значение просвещения и моральных наставлений, он полагал важным в воспитании воспитание сердца, то есть формирование нравственного облика и сознания человека. Новиков считал воспитание высокой нравственности основным средством переустройства общества на основе просвещения и исправления нравов. Вера в созидательную силу воспитания была столь велика, что просветитель считал возможным преобразовать с его помощью все стороны общественной жизни: «Все прочее сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства».

Николай Иванович выступал за целостное воспитание, в результате которого человек станет счастливым и полезным. В процессе воспитания наставник должен опираться на положительные задатки и склонности ребенка, чтобы подготовить полезного для общества и государства гражданина, способного мыслить самостоятельно, обладающего определенными знаниями.

Воспитание, по мнению Новикова, должно включать в себя три основные части: нравственное, без которого ни один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим гражданином; образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей; физическое воспитание, осуществляемое с целью достижения телесного здоровья детей.

Просветитель призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.

На приоритетное место Новиков определял умственное воспитание, ставя от него в прямую зависимость просвещение нравственное. Образование разума необходимо человеку для исполнения его обязанностей перед государством. Чем более образован человек, тем легче ему стать более нравственным. Поэтому учителям важно развивать мышление детей, поддерживать в них любознательность, воспитывать внимательность. Он полагал, что при обучении нужно сочетать изучение точных и гуманитарных наук, чтобы с пользой применять полученные знания, человеку необходимо нравственное воспитание.

Таким образом, в педагогических воззрениях Новикова на первый план выходят проблемы нравственного воспитания, в результате которого дети должны быть образованны, счастливы и полезны. При этом Новиков не забывал также о физическом и умственном воспитании, подчеркивая важность всестороннего развития ребенка.

Воспитание сына Отечества

Задачи воспитания «доброго гражданина», полезного Отечеству, патриота, были тесно связаны с вопросами взаимодействия верховной власти и общества, взаимоотношений человека с государством.

Николай Новиков большое внимание уделял проблеме воспитания человека и гражданина и выдвигал главной задачей воспитания формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу Отечеству и своим согражданам.

Смысл жизни, по Новикову, заключался в патриотической, гражданской деятельности на пользу Отечества. Результат воспитания – нравственный идеал «истинного человека». Ведущими подходами педагога к гражданскому воспитанию выступали следующие идеи: цели воспитания «счастливого человека», «полезного гражданина» и «образование сердца» образуют единство; учение о добродетели диктует нравственный идеал человека; задачи нравственного воспитания определяют формирование чувства собственного достоинства, любви к Отечеству, народной гордости; содержание нравственного воспитания обуславливает выработку ценных моральных качеств.

К доминирующим положениям педагогического наследия Николая Ивановича относятся идея народности, проявляющаяся в национальном самосознании, национальной гордости человека; идея просвещения, актуализирующая проблемы образования и воспитания «единоземцев» с позиции блага Отечества; идея воспитания, предполагающая «образование разума» и «воспитание сердца» путем нравственного усовершенствования и самовоспитания. Данная триада идей определила аксиологические особенности и концептуальные основы воспитания сына Отечества.

Идея воспитания сына Отечества в педагогическом наследии Новикова предполагала воспитание нравственно совершенного человека, патриота, гражданина страны и была тесно связана с идеей служения народу и Отечеству. Следовательно, его педагогическая концепция базировалась на идее подготовки для России истинных сынов Отечества.

Без нравственного воспитания «человек не может быть ни довольным, ни счастливым, ни добрым гражданином». Главная задача нравственного воспитания – формирование высоконравственного человека, патриота. Настоящий гражданин «имеет независимую от других людей точку зрения, твердость духа, мужество, неустрашимость перед трудностями. Нужно воспитать в молодых людях отвращение к корысти, сладострастию, домогательствам чужого имущества».

Педагог-гуманист

Признавая тесную связь между воспитанием и образованием, Новиков ставил их целью подготовку «хороших граждан и счастливых людей», и это в то время, когда в русской жизни вообще, а в воспитании в особенности, практиковались авторитарные приемы. Новиков проповедовал гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний, требовал уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности.

Просветитель отрицательно относился к жестоким наказаниям детей. Подлинный авторитет родителей и учителей должен быть основан не на страхе, а на уважении к ним. Новиков считал, что воспитывать детей нужно свободно и благородно мыслящими людьми, чистосердечными, честными, откровенными, умеющими ценить себя, любящими истину.

Патриотические и гуманистические идеи Н.И. Новикова во многом определили дальнейшее развитие российской педагогики. В отличие от официальной педагогики, которая рассматривала ребенка как объект воспитания, Новиков видел в ребенке живое существо – личность со своими способностями, чувствами, переживаниями. Просветитель подчеркивал вредность и пагубность подавления личности ребенка. Ребенок должен иметь не только обязанности, но и права. Он не может слепо повиноваться взрослым.

Справедливой критике Н.И. Но­ви­ков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания. Домашнее воспитание, доверенное зачастую случайным людям; воспитание и обучение за границей, где молодые люди предаются больше веселью, праздному времяпрепровождению, чем наукам; воспитание в закрытых учреждениях, оторванное от реальной жизни, – все это, по его мнению, не было воспитанием в подлинном смысле этого слова. Новиков отдавал предпочтение общественному воспитанию и собственно школьному образованию, которые могли значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельности в обществе.

Мысли Н.И. Новикова об общественном воспитании, его социальном значении – это один из краеугольных камней, которые были заложены в основание социальной педагогики. Новиков считал неправильной правительственную идею о воспитании детей в закрытых учебных заведениях, например в Смольном институте благородных девиц.

Важную роль в развитии человека Николай Иванович отводил семейному воспитанию и разумно организованному домашнему образованию. Семью он называл в числе важнейших факторов формирования человеческой личности. В этом плане он был противником идеи Екатерины II, предполагавшей изоляцию детей от родителей. Положительный пример родителей рассматривался им как определяющее средство воспитания, правда, таких примеров в то время было немного.

Стоит отметить, что в понятие «родительский долг» Новиков вкладывал три составляющие: долг родителей детям, долг родителей государству и долг родителей самим себе. В рамках исполнения первого долга детей надлежит «образовать счастливыми людьми», в рамках второго – «полезными гражданами», а в рамках третьего – обеспечить их доверие, любовь и уважение к родителям. Таким образом, в работах Новикова ненавязчиво вводилась мысль о том, что воспитание может быть приятным и нужным не только для воспитыва­емых, но и для воспитывающих.

По выражению историка Г.П. Ма­ко­гоненко: «Передовые идеи, высказанные в статьях о воспитании, свидетельствуют о широкой образованности Новикова, о внимательном изучении им передовой философской и научной мысли его времени и, главное, подлинно просветительском характере воззрений автора».

Мудрые правила воспитания

Среди многих правил, относящихся к содержанию, средствам и методам нравственного воспитания детей, выделим у Н.И. Новикова основные, сохранив аромат стиля автора:

  1. Не погашайте любопытство детей ваших или питомцев.
  2. Упражняйте детей ваших или питомцев в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо.
  3. Остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она маловажна.
  4. Не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых притом познаний уразуметь не могут.
  5. Старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.
  6. Старайтесь вселять в них искреннюю любовь и благоволение ко всем человекам без различия состояния, религии, народа или внешнего счастия.
  7. Сколько возможно заблаговременно приучайте их к трудолюбию, порядку и прилежанию в их делах.
  8. Научайте их одержанию владычества над чувственными своими похотями. И в сем намерении соединяйте упражнения с наставлениями.
  9. Вливайте в детей ваших владычествующую любовь к истине, праводетельности и чистосердечию. Они им природны.
  10. Старайтесь самолучшими средствами содержать себя в надлежащем уважении у детей своих.
  11. Следуйте в воспитании детей своих некоторому плану.
  12. Родители, не противоречьте самим себе, не противоречьте друг другу, но паче взаимно один другого подкрепляйте.
  13. Стараясь других сделать мудрыми, сами будете всегда становиться мудрее; стараясь их исправить, всегда благополучнее будете успевать в собственном исправлении.

Все эти правила получили у Новикова прочное обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдений за развитием детей.

«Оказывать всевозможную поддержку истинному просвещению»

Н.И. Новиков прекрасно понимал, что указы, педагогические трактаты, как бы они хороши ни были, не дадут положительного эффекта, если не будет для реализации их идей профессионально подготовленных учителей. По его убеждению, нужно не только специально готовить учителей, но и создавать условия для достойной их жизни. Настоящий учитель-воспитатель должен быть нравственной личностью, образцом для воспитанников во всех отношениях, занимая соответствующее место в обществе.

При непосредственном участии просветителя в 1779 году при университетской гимназии была основана Педагогическая (учительская) семинария, а в 1782 году – Переводческая семинария, которые готовили будущих учителей, переводчиков и издательских работников.

В 1781 году при содействии Новикова было открыто Собрание университетских питомцев, имевшее целью чтение друг другу и обсуждение произведений, принадлежащих перу молодых преподавателей и студентов университета.

В 1782 году открылось Дружеское ученое общество, которое должно было оказывать «всевозможную поддержку истинному просвещению в России: содержать на свой счет способных, но малоимущих студентов, отправлять их для серьезного образования за границу, выписывать из Европы хороших учителей и по возможности воспитывать русских преподавателей», а главной своей задачей его члены считали «печатание и распространение учебной литературы».

Общество финансировало две частные школы. В ноябре 1777 года было открыто училище, впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище, Александровское. Н.М. Карамзин отмечал: «Новиков и друзья его на свое иждивение воспитывали бедных молодых людей, учили их в школах, в университетах; вообще употребляли немалые суммы на благотворение».

Детское чтение

Педагогическая стезя Новикова многосторонняя – он издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785), одно из первых изданий в России, предназначенных специально для детского чтения. Особенно замечательны его педагогические статьи в «Приложениях» за 1783-1784 годы. В них затрагиваются все существенные вопросы педагогики, в совокупности они представляют собой целый педагогический курс.

Деятельность Новикова в значительной мере предопределила развитие теории и практики руководства детским и юношеским чтением в России. Со времени возникновения профессионально организованное и руководимое чтение юного поколения приобрело демократический характер и было идейно связано с прогрессивным общественным движением.

«Человек умный и этим опасный»

Екатерина II не могла вытерпеть чрезмерного вольнодумства Новикова, который своей деятельностью подрывал авторитет императрицы. По ее характеристике, он был «человек умный и этим опасный».

1 августа 1792 года императрица подписала именной указ о заключении Новикова без суда в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Указ Екатерины гласил: «Хотя Новиков и не открыл сокровенных своих замыслов, но не признанные им преступления столь важны, что Мы повелели запереть его в Шлиссельбургскую крепость».

Арест Новикова совпал с самым расцветом его таланта и активности. Просветитель пострадал за свою слишком самостоятельную общественную и благотворительную деятельность. Подлинная причина тяжкого наказания, постигшего Новикова, состояла также в его поддержке будущего императора – великого князя Павла Петровича. К сожалению, во время ареста и обыска трое сыновей Николая Ивановича перенесли тяжелое нервное потрясение и до конца жизни были подвержены эпилепсии.

Заточение Новикова в Шлиссельбурге продолжалось до 1796 года, он «терпел крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах». В первый день царствования императора Павла I Новиков был отпущен на свободу «за отсутствием вины». Однако просветитель был заключен в крепость еще «в полном развитии сил и энергии», а вышел оттуда «дряхл, стар, согбен». Более того, ему было запрещено заниматься просветительской и издательской деятельностью. Запрет на всю общественную деятельность принес Николаю Ивановичу забвение, его стали постепенно забывать.

Беда не ходит одна. После освобождения из крепости опальный издатель обнаружил, что все его имущество продали с аукциона. С помощью друзей и многочисленных писем в инстанции Новиков вернул себе имение Авдотьино, однако все оставшиеся деньги и силы ему пришлось бросить на погашение процентов по закладным.

1817 год был для Новикова особенно трудным и привел к развитию инсульта, от которого 31 июля (12 августа) 1818 года Николай Иванович и умер. Заложенное имение было продано с публичного торга за долги. После смерти Новикова его разорившемуся семейству по распоряжению императора Александра I была оказана материальная помощь.

Выше Ломоносова

Хорошо и емко заключил Василий Ключевский: «При мысли о Новикове невольно перебираешь в памяти целый ряд явлений в умственной и нравственной жизни русского общества с самого начала прошлого века – так тесно связана была издательская деятельность Новикова с ходом нашего просвещения, особенно с судьбой книги на Руси, с историей книжного чтения».

Философ Иван Киреевский утверждал, что «Новиков по своим масштабам сопоставим с американским президентом Франклином. Он действовал почти таким же образом на противоположном конце земного шара; но последствия их деятельности были столь же различны, сколько Россия отлична от Соединенных Штатов».

По словам А.Н. Радищева, Новиков являлся «радетелем российского просвещения», а по выражению великого Н.М. Карамзина, «первым русским просветителем, масштаб личности и заслуг Новикова даже выше научных достижений М.В. Ломоносова».

Николай Иванович Новиков был одним из тех, кто стремился наполнить русскую жизнь прогрессивными идеями. Хотя немедленных политико-экономических сдвигов и не произошло, но сформировалось общественное мнение. В среде образованных русских людей стали зарождаться разнообразные как политические и общественные, так и литературные течения, оппозиционные самодержавной власти. Все это, как известно, привело в конце концов к великим потрясениям…

Еще до Октябрьской революции 1917 года в память о Новикове на здании флигеля его бывшей усадьбы была установлена мемориальная доска, надпись на которой гласила: «Здесь жил и умер Николай Иванович Новиков, ревнитель русского просвещения». Здание постепенно разрушалось, а после пожара в 2006 году оказалось на грани полного исчезновения. Через два года после пожара доска была демонтирована членами Общества некрополистов и передана на хранение в Музей города Бронницы. Бюст Новикова был установлен в 2003 году в городе Бронницы (автор – скульптор М.Г. Сальман).

…17 октября 2012 года в атриуме Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино состоялось торжественное открытие бюста Н.И. Новикова работы скульптора, заслуженного художника России Ивана Коржева.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте