search
main
0

Нежное прикосновение к личности

У счастливого педагога ученики действуют, творят, ощущают, что их любят

Я глубоко убеждена, что основная задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка не только читать, писать и считать, но и научить учиться, не убить такое хрупкое, еще не осознанное желание получать удовольствие от самого процесса учения.

 

В этот период важно не сломать ребенка, не сформировать всего боящегося неудачника. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых: родителей, учителя – не удовлетворяется, он переживает внутреннее неблагополучие, которое выражается в эмоциональной импульсивности, конфликтности, чрезмерной обидчивости и раздражительности. Становится ясно, что успешны в учебе не те, кто был лучше подготовлен и мечтал стать школьником, а те, для кого учеба стала увлекательным и приятным процессом. Опыт подсказывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести интерес к учебе и… себя. Получается, что первая, и главная, наша цель – дать ребенку возможность почувствовать свою ценность и значимость.

Я бы назвала это педагогикой нежности – нежное прикосновение к личности ребенка. Хочу подчеркнуть, что учитель начальных классов – это учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своем учителе идеального человека. Душевные богатства учеников множатся через душевное богатство педагога, так как дети во всем стремятся подражать ему. Очень важно помнить, что такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляются в личности младшего школьника через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь.

Я считаю, что учитель XXI века – это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Значит, ему нужно быть хорошим психологом. Тогда ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. Работая с детьми, необходимо принимать все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, помогать и одобрять труд маленького человека, стимулировать его творческие идеи.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Что можно добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Как сделать так, чтобы на урок дети приходили с удовольствием, а после пролетевшего мигом занятия ждали следующих встреч? Для этого учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Искренне восхищаться всем красивым, что видит вокруг. Находить прекрасное в природе, искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать своему учителю в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное – нашим учителям надо быть счастливыми. Учиться быть счастливыми и быть ими. А нам помогать им в этом. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. И ни в коем случае не надо смущаться своих ошибок. Экспериментировать, учиться самому, искать. Дети в отличие от взрослых всегда прощают нам наши ошибки. Они снисходительны к взрослым.

Учитель, современный учитель, настоящий учитель на самом деле не ждет вознаграждения за свою работу, потому что труд педагога – работа на отдаленное будущее. Содержание учительского труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а они, может быть, сделают мир более светлым, добрым, разумным. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.

Светлана БОЧКОВА, заместитель директора по содержанию образования, руководитель 1‑го корпуса школы №1358

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте