Борьба за “Виртуальную историю” продолжается
Сердце замерло – Анна Андреевна Ахматова читала свое “Мужество”. Великолепно поставленный голос негромко звучал из колонок моего компьютера. Честно говоря, не могу удержаться, чтобы изредка не послушать Ахматову или Маяковского, не “перечесть” одну из лекций компьютерного учебника “История России: ХХ век”. “УГ” уже писала довольно подробно об этой самой большой российской мультимедийной программе (#8, 3 марта 1998 года).
Для тех, кто не читал наш мартовский материл, поясню, почему мне нравится эта программа. Просматривать мультимедийные лекции гораздо интереснее, чем обычную книжку. Во-первых, ни в одной книге нет и не может быть фонограмм – настоящих голосов П.Милюкова или В.Ленина, во-вторых, громоздким бы получилось учебное издание, если задаться целью “впихнуть” в него 500 документов, 278 лекций, 30 карт, 700 персоналий политических и общественных деятелей, терминологический словарь и 6 тысяч фотографий, иллюстраций, плакатов, картин, схем, диаграмм. И плюс более 600 тестов, кроссвордов. Тестирование по содержанию серьезно, а по форме – весело. Компьютерный учитель на картинке оживает и говорит вам с грустью в голосе “Не правильно…” или с чувством глубокого удовлетворения “Правильно!” Но особенный восторг вызывают у меня “киносеансы”. Два часа кинохроники равномерно распределены по всем четырем дискам, вместившим историю этого столетия. Тут вам и лыжники начала века, и Борис Ельцин, присягающий на Конституции.
Я-то школу и институт уже закончила, потому заглядываю в “Историю России” для развлечения или за справкой – благо, возможности компьютера позволили авторам учебника создать удобную поисковую систему. Но вообще-то эта программа нужнее всего школьникам и студентам. В ней заложено три уровня. Первый рассчитан на девятиклассников, второй – на одиннадцатиклассников и третий – на абитуриентов и студентов неисторических факультетов вузов. В основе компьютерной программы – наименее, пожалуй, критикуемый учебник по истории для средней школы А.Данилова и Л.Косулиной. Так что весь обязательный материал, который требуется по программе, здесь есть. Это подтверждено многими официальными организациями. Компьютерная “История России” одобрена Федеральным экспертным советом, Комитетом образования Государственной Думы РФ, Московским бюро ЮНЕСКО, рекомендована к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ.
Почему мы снова возвращаемся к этому учебнику? Во-первых, хотим поздравить его авторов. По результатам анкетирования около тысячи преподавателей школ, лицеев, колледжей и вузов – участников и посетителей VIII Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании – 98/99” мультимедиа-учебник “История России: ХХ век” был признан лучшей обучающей программой по гуманитарным дисциплинам. А во-вторых – преподнести нашим читателям приятный сюрприз!
Весной отгремели фанфары – мы поздравили пятерых ребят, выигравших в честном бою “Историю России”. Наверное, многие наши читатели помнят эту викторину – нелегко было ответить на вопросы о событиях в России начала века. В сентябре мы грустно перебирали письма проигравших – неужели не удастся провести дополнительный тур, чтобы дать возможность еще нескольким нашим читателям получить удивительный учебник? Удалось! И никакой кризис нам не помешал.
Оксана Родионова
Итак, школьный отдел “УГ” и мультимедиа-издательство “Клио Софт” объявляют вторую викторину на лучшее знание истории России. Три первых победителя станут обладателями новой версии компьютерного учебника “История России: XX век”. Программа усовершенствована и дополнена. Теперь, например, лекции можно просматривать в “ускоренном” режиме. Кое-что добавилось в содержание – ведь ХХ век еще не закончился. Все эти новшества, впрочем, доступны и тем, кто уже пользуется учебником – обновить программу можно бесплатно по Интернет с Web-узла www.history.ru. По Интернет можно также получить бесплатный пробный параграф учебника.
Участники викторины должны ответить на тесты, взятые из параграфов 12-13 (“От Февраля к Октябрю”) и 14-15 (“Становление Советской власти”) мультимедийного учебника.
Ответы следует присылать в редакцию в следующем виде (пример):
Фамилия И.О., возраст, полный почтовый адрес, номер школы и имя преподавателя.
Вопросы Ответы
1. б)
2. в)
3. а) + в)
…
Вопросы викторины
1. В первом составе Временного правительства был только один социалист –
а) В.М. Чернов.
б) А.Ф. Керенский.
в) П.Н. Милюков.
г) И.Г. Церетели.
2. Какое мероприятие Временного правительства было одним из первых?
а) подготовка к мирным переговорам с Германией
б) провозглашение России республикой
в) отмена смертной казни
г) аграрная реформа.
3. Представители каких политических партий имели большинство в руководстве Петроградского Совета весной – летом 1917 г.?
а) меньшевики и эсеры
б) кадеты и октябристы
в) большевики, левые эсеры и меньшевики-интернационалисты
г) большевики и левые эсеры.
4. Какой пост занимал А.Ф. Керенский в первом коалиционном Временном правительстве?
а) военный и морской министр
б) министр юстиции
в) министр-председатель.
5. Что явилось основной причиной Февральской революции?
а) Ошибочное решение Николая II о роспуске Думы, лишившее либеральные силы всякой надежды на переход к конституционной монархии парламентским путем
б) Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества
в) Революционная агитация большевиков.
6. Какие экономические меры были выдвинуты в “Апрельских тезисах” (возможно несколько вариантов ответа)?
а) Конфискация помещичьих земель
б) Передача земли в распоряжение крестьянских комитетов
в) Введение контроля Советов за общественным производством и распределением
г) Национализация промышленного производства
д) Национализация банков.
7. В июле 1917 г. ВЦИК Совета дал Временному правительству согласие на арест В.И. Ленина. В чем обвиняли Ленина и других большевиков (возможно несколько вариантов ответа)?
а) в намерении убить А.Ф. Керенского
б) в получении денег от германского правительства
в) в шпионаже в пользу Германии
г) в том, что они были масонами
д) в организации мятежа 4 июля 1917 года.
8. Из представителей каких партий был сформирован первый состав Совета народных комиссаров?
а) большевики и левые эсеры
б) только большевики
в) большевики, эсеры, меньшевики
г) большевики, левые эсеры и меньшевики-интернационалисты.
9. Какая партия получила почти в 2 раза больше голосов, чем большевики, на выборах в Учредительное собрание?
а) кадеты
б) октябристы
в) меньшевики
г) эсеры.
10. Первоначально (в период с октября 1917-го по весну 1918-го) национализация выступала…
а) как инструмент создания социалистической экономики и осуществлялась по отношению к промышленности в целом
б) как инструмент создания социалистической экономики, но осуществлялась исключительно по отношению к отдельным отраслям промышленности
в) не как инструмент создания социалистической экономики, а как ответная реакция государства на враждебные шаги со стороны предпринимателей и осуществлялась исключительно по отношению к отдельным предприятиям, а не к отрасли, тем более к промышленности в целом.
11. Программные установки какой политической партии легли в основу Декрета о земле?
а) РСДРП(б)
б) Партии социалистов-революционеров
в) Партии народных социалистов.
12. 29 октября 1917 года профсоюз железнодорожников (ВИКЖЕЛЬ) предъявил властям ультиматум. Каково было главное требование ультиматума?
а) Создать правительство из представителей всех социалистических партий, но без Ленина и Троцкого
б) Немедленный публичный суд над Николаем II
в) Продолжать войну до победного конца.
13. Как назвал В.И. Ленин экономическую политику советской власти, проводимую с октября 1917 г. по весну 1918 г.?
а) “Красногвардейской атакой на капитал”
б) “Военным коммунизмом”
в) “Новой экономической политикой”.
14. Какими обстоятельствами был вызван поворот к чрезвычайной политике в деревне весной 1918 г.?
а) Нежеланием крестьян признавать советскую власть
б) Стремлением большевиков строго следовать экономической теории марксизма
в) Отторжением от советской территории основных хлебопроизводящих районов страны.
15. Почему первое советское правительство получило название временного рабоче-крестьянского правительства?
а) так как большевики первоначально предполагали оформить его юридический статус на Учредительном собрании
б) так как большевики хотели впоследствии привлечь в него меньшевиков и эсеров
в) так как большевики хотели передать всю полноту власти Учредительному собранию.
16. Какие функции были возложены на комитеты деревенской бедноты?
а) Проводить на местах основные положения Декрета о земле
б) Регулировать взаимоотношения между крестьянами и помещиками
в) Оказывать содействие продотрядам в обнаружении и изъятии хлеба у односельчан.
P.S. Последний срок отправки писем – 15 февраля (по почтовому штемпелю)
Комментарии