search
main
0

Невзирая на разрез глаз

Пригородная электричка – самое демократичное место общения. Совершенно незнакомые люди, как правило, легко вступают в контакт и рассказывают случайному попутчику о своих проблемах. Вот и мне по дороге в Москву моя соседка, милая женщина с ярко выраженной восточной внешностью, поведала свою историю. Она армянка, муж у нее русский. Семья захотела определить свою дочь в одну из московских школ в класс с углубленным изучением предметов. Девочка была хорошо подготовлена, прекрасно справилась с тестами. Однако в желаемый класс она не попала, а была определена в другой, где учились в основном дети “лиц кавказской национальности”. Им пришлось перевести девочку в другую школу. Там все удалось, по мнению женщины, потому что за дело взялся русский папа. Мама кипела от возмущения.
Сколько таких историй я уже выслушала за свою жизнь. Разный возраст, пол, общественное положение, а проблема одна – всех нас куда-то не берут. В школу, на работу, в институт, на вышестоящую должность, в турпоход, замуж – ну нет такого человека, которого хоть раз куда-нибудь не взяли. И ни от кого из “невзятых” мне не доводилось услышать: “Наверное, я недостаточно компетентен”, “Возможно, я неправильно себя повела”. Как правило, сетуют: “Конечно, у меня нет таких связей”, “У меня просто нет столько денег”, “Я слишком красивая”, “Он любит не меня, а мои миллионы” и, конечно, “Все так получилось потому, что я татарка (еврейка, кореянка, грузинка, цыганка и т.д.)”. Кто спорит, в нашей жизни мало социальной справедливости. Но среди всего этого разнообразия проблем так ли остро на данный момент стоит национальный вопрос?
Я работаю в школе много лет. И могу точно сказать, в детском коллективе, как на лакмусовой бумажке, отражаются все действительные проблемы современного общества. На сегодняшний день классы даже более разнообразны по национальному составу, чем в советское время: представители разных народов из бывших союзных республик стекаются в Россию, потому что здесь им лучше, чем дома. Но на моей памяти нет ни одного конфликта, вызванного межнациональной рознью, это несмотря на последние события в мире. Чаще всего причиной конфликта оказывалась либо леность, недобросовестность ученика, либо бесчестный, нетоварищеский поступок и нежелание идти на контакт.
Одно время в нашей школе в рамках какой-то программы учился австралиец. Меня поразило то, как восприняли его дети. Не возникло ни малейшего ажиотажа – иностранец все-таки. Не вызвала удивления его несколько экстравагантная внешность, а более слабая учебная подготовка – насмешки. И никто не интересовался его национальностью. Недавно парень прислал из Австралии письмо: копит деньги, чтоб приехать в Россию уже с братом и пожить здесь подольше.
Что касается непосредственной учебы в школе, то национальные проблемы, конечно, есть. Связаны они не столько с менталитетом, сколько со степенью владения русским языком. Часто именно он (особенно письменный вариант) становится камнем преткновения в овладении знаниями. Именно поэтому мой сосед, азербайджанец, вообще не учится в школе в свои пятнадцать лет. Парень хороший, трудолюбивый и неглупый. Его родители приехали на заработки несколько лет назад. У себя на родине он учился, естественно, на родном языке. Пока искали работу, пока легализовали свое пребывание – было не до школы. А сейчас мальчик оказался совершенно неграмотным, потому что азербайджанскую письменность он уже забыл, а русской так и не научился. По возрасту он должен учиться в девятом классе, а по подготовке – в первом. Но я уверена: если он захочет и приложит достаточно усилий, администрация и учителя любой школы пойдут ему навстречу.
Говорят, упорство и труд все перетрут. Жизненный опыт показывает: никакие усилия не пропадают даром, если они не направлены во вред другому. Просто результаты могут сказаться не сразу и не там, где ожидалось. А еще я заметила, что некоторым людям к национальным проблемам просто удобно относить свое элементарное неумение общаться, собственную недоброжелательность. Конечно, существуют и национальные, и социальные проблемы, но специалистов в своем деле уважают все, а людей открытых и доброжелательных еще и любят. Невзирая, так сказать, на цвет кожи и разрез глаз.

Марина ФРОЛОВА,
учитель гимназии N 2
Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте