Первое, что требуется при изучении Past Simple, – выучить формы неправильных глаголов. Заниматься этим на уроке нет времени, да и нет необходимости. Отработку языкового материала можно поручить родителям. В каждом Сборнике упражнений УМК есть вкладка с материалом для изготовления учебных игр, методические пояснения, а в Книге для родителей много советов, подсказок, рекомендаций. Многие упражнения представлены в виде игр. В любую игру ребенок готов играть много раз, так он усваивает учебный материал легко и прочно. Так как это происходит дома с родителями, учитель не тратит время на языковые и тренировочные упражнения, имеет возможность большую часть урока посвятить творческим заданиям.
Автор УМК «Грамматика английского языка» к учебнику М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой «Enjoy English. 4 класс» предлагает педагогам и родителям несколько полезных советов.Хорошо известная игра «Парочки» поможет детям освоить неправильные глаголы. Сначала стоит предложить более легкий вариант игры: все карточки лежат надписью вверх, ребенок раскладывает в одну колонку карточки с инфинитивами, а рядом кладет карточки со второй формой глагола. Образуются две колонки: в левой колонке глаголы в неопределенной форме, в правой – соответствующие глаголы во второй форме. Затем ребенок переворачивает все карточки второй колонки надписью вниз, читает инфинитив, вспоминает вторую форму глагола и произносит ее. Только потом он опять переворачивает карточку и проверяет, правильно ли сказал. С теми же карточками можно поиграть в игру «Вспомни, где какая карточка». Ребенок выкладывает в колонку карточки с инфинитивом и пытается запомнить, в каком порядке они лежат. Потом он переворачивает их «рубашкой» вверх. Далее он берет карточки со второй формой этих глаголов и по памяти раскладывает их так, чтобы обе формы глагола лежали рядом: go, went.Когда все карточки разложены, ребенок переворачивает карточки с инфинитивами и проверяет себя. Эта игра очень полезна для развития внимания и памяти. Конечно, запомнить сразу все девять глаголов сможет не каждый. Лучше начать не с девяти, а с пяти карточек. Это упражнение можно выполнять несколько раз, каждый раз увеличивая количество глаголов. Так, в игре, дети прочно запомнят формы неправильных глаголов.Знание форм глаголов и правила образования и употребления Past Simple – это только полдела. Чтобы научиться говорить, нужно много раз мотивированно употребить ту или иную фразу. Такая мотивированность легко задается условиями игры. Игры не только способствуют выработке автоматизма, но и вносят разнообразие и даже позволяют отдохнуть во время выполнения домашних заданий. Для отработки грамматических моделей можно поиграть в кубики. Выкройки соответствующих кубиков также есть на вкладке к Сборнику упражнений. В упражнениях указано, какой кубик следует взять и какую модель нужно отработать. Игроки по очереди бросают кубик и употребляют «выпавшее» слово в указанной модели. Сначала работаем только над одной моделью. Используем кубик, где на каждой грани по одному прилагательному: busy, angry, hungry, late, right, happy. Для усвоения модели He was + прилагательное игроки по очереди бросают кубик и употребляют «выпавшее» слово:late He was late.right He was right.Потом можно проговорить предложения с подлежащим, выраженным существительным.The fox was hungry.My brother was right.Далее переходим к форме were:They were hungry.The lions were hungry.Сначала ребенку не надо думать, какую из этих двух форм выбрать. Употребив многократно he was / they were, он приобретает навык правильного употребления этих форм. Только потом предлагаем более сложное задание: самому выбрать правильную форму глагола be. Для этого используем сразу два кубика: тот же кубик с прилагательными и кубик с местоимениями (I, you, he, she, we , they). Ребенок бросает сразу два кубика и из «выпавших» слов составляет предложения по образцу: (I / hungry ) I was hungry.(they/ busy ) They were busy.Пока не отработаны утвердительные предложения, не стоит переходить к вопросам и отрицательным предложениям. Если ребенок столкнется сразу с несколькими трудностями, то автоматизма употребления правильных форм мы добьемся не скоро. Чтобы было интереснее, можно договориться, что победителем будет тот, кто «выбросит» кубики так, что получится вопрос Was he late? Игра с двумя кубиками предполагает много вариантов, поэтому иногда приходится кидать кубики и проговаривать предложения достаточно долго, прежде чем один из игроков получит возможность задать вопрос-победитель. Конечно, работы дома с родителями недостаточно, нужно обязательно найти время на отработку грамматики и в школе. Очень полезно на каждом уроке устно выполнять упражнение «Вырази удивление». Эта работа занимает считанные минуты, но дает хорошие результаты. Учитель в быстром темпе произносит утвердительные предложения, ученики реагируют: «Неужели?» He was angry. – Was he?They went to the airport. – Did they?Чтобы научиться задавать вопросы, необязательно произносить весь вопрос до конца, достаточно задать вопрос «Неужели?». Так при незначительных затратах времени на уроке вырабатываются прочные навыки. Игра «Парочки» может использоваться не только для заучивания глаголов, но и для отработки грамматических моделей. Используя карточки со словосочетаниями play hockey, tidy the room, help him, cook dinner, draw pictures, have lunch, wash the dishes, read fairy-tales, climb the tree, можно отработать все типы вопросов и отрицательные предложения:Did he play hockey?When did he play hockey?He played hockey, didn’t he?Who played hockey?He didn’t play hockey.Дети играют увлеченно, даже не предполагая, что на самом деле они выполняют грамматическое упражнение. Дело родителей – следить, чтобы предложения были произнесены правильно. Игра «Парочки» помогает закрепить навыки употребления не только Past Simple, но и других видовременных форм. Очень полезно использовать игры во время каникул. Это позволит основательно повторить выученный материал.Елена БАРАШКОВА, автор УМК «Грамматика английского языка»
Комментарии