Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Неудобные вопросы. ​Записки Виктора Болотова

Учительская газета, №25 от 23 июня 2015. Читать номер
Автор:

На сайте «УГ» прочитал о предложении ректора МГИМО Анатолия Торкунова организовать в школах мини-лекции, которые помогли бы ребятам лучше ориентироваться в общественно-политических новостях, проще говоря, вернуть в расписание старую добрую политинформацию. Мне эта идея нравится, потому что, согласитесь, о событиях, происходящих в мире, наша молодежь имеет представление весьма смутное. Загляните на страницы своих детей в социальных сетях. В лучшем случае вы найдете там сообщения, связанные с музыкой, кино, спортом, в худшем – поток бесконечных селфи и образцы не самого тонкого юмора. Общественно-политическая жизнь интересует немногих.

Но тем, кто будет претворять эту вполне здравую идею в жизнь, важно иметь в виду, что речь идет не о том, чтобы учить школьников думать «правильно» – это мы уже проходили, но о том, чтобы знакомить их с разными точками зрениями, подчас полярными позициями и взглядами на вещи. Только так и можно воспитать людей, умеющих мыслить критически и самостоятельно.Мне не очень нравятся те телевизионные каналы, у которых нет вопросов, а есть одни ответы. Поэтому и на политинформациях нужно не готовые ответы давать, но учить формулировать вопросы, сложные, а иногда и не очень приятные, обсуждать реальные проблемы, сотрясающие современный мир. Вспоминаю, как много лет назад, когда я был в США, приятель пригласил меня в еврейскую школу, где училась его дочь. Я попал на беседу об арабо-израильском конфликте: ученики 4-5-го класса, еще совсем малыши, говорили не о том, кто в этом противостоянии прав, а кто виноват, но о тех  страданиях, что выпали на долю их израильских и арабских сверстников только потому, что взрослые не смогли между собой договориться. Сегодня, когда наше общество расколото надвое в связи с событиями на Украине, замалчивать этот конфликт, делать вид, что ничего не происходит, не получится. Но школьники должны понимать: у этой задачи нет простого решения в одно действие, с обеих сторон погибают люди – и мирные жители Донбасса, старики, женщины, дети, и призванные в украинскую армию парнишки-срочники.Сейчас много спорят о том, имеет ли право учитель в общении с детьми высказывать личную точку зрения на те или иные события. Безусловно, у каждого из нас есть своя картина мира. У одних она собственная, продуманная или выстраданная, у других – навязанная массмедиа. Думаю, было бы неправильно активно демонстрировать школьникам свое личное мировоззрение, поскольку педагог все-таки  находится в позиции старшего и оценивающего. Велик риск, что дети начнут подстраиваться под учителя: кто-то, чтобы получить хорошую оценку, другие – из страха  получить плохую. Но что же делать, если ребенок задает вам прямой и неудобный вопрос? Не уходить от разговора, но помнить, что единственно правильных ответов в природе не существует. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту