search
main
0

Неудачники, циники или совсем ненормальные . Сильный пол делится на три категории

Как Александр РАХНО, учитель истории Петропавловской СОШ Муромцевского района Омской области, уживается в женском коллективе, ума не приложу. В школу он не вписывается даже физически – плечистый богатырь почти двухметрового роста. Ему тесно морально – генератор идей, он все время пытается расширить школьное пространство. И главное – он совсем не умеет обращаться с женщинами.

Александр Витальевич честно старается ухаживать за школьными дамами, но, увлеченный очередной идеей, по-моему, забывает, как это делается. Все время норовит похлопать коллег слабого пола по плечам, от чего те слегка приседают, покряхтывая. Нелегка длань педагога. Сам Рахно к мужчинам в школе относится весьма скептически, считая, что делятся они на три категории: неудачники, феминизировавшиеся от долгого пребывания в женской среде; циники, использующие школу в личных интересах; а также не совсем нормальные с точки зрения обывателя личности, считающие, что воспитание и обучение детей есть их долг и призвание. Рахно из третьей категории. Это, по его мнению, и спасает. Да еще уверенность – школе нужны мужчины. Александр Витальевич закончил истфак, потому к проблеме «женского воспитания» подходит с исторической точки зрения. Ведь учитель изначально – профессия мужская. Когда Бисмарк, говоря об итогах франко-прусской войны, замечал, что в ней победил прусский учитель, он имел в виду именно мужчину-преподавателя. Российские дореволюционные школы и гимназии были на 99 процентов укомплектованы мужчинами. Именно их воспитанники создали великую Российскую империю и, унижаемые и уничтожаемые, построили фундамент будущего СССР. Эту традицию подорвали Первая мировая война и Великий Октябрь, когда в школу хлынули недоучившиеся феминизированные институтки и пролетарки в красных косынках. Потом – Гражданская война, разгул красного террора… Антон Макаренко уже в 20-е годы был исключением из правил. Впрочем, сложившаяся ситуация вполне соответствовала идеологии новой власти – уж если кухарка может управлять государством, то учить детей для нее плевое дело.

– Все, что есть у мужчины-педагога сейчас, – говорит Рахно, – это маленькая, особенно в начале карьеры, зарплата, отсутствие жилья, а значит, базы для создания семьи, крайне низкий социальный статус. А главное – непрестижность профессии, работа, нервная из-за учеников и, признайтесь, из-за склочных женских, в самом скверном смысле этого слова, коллективов, с ненормированным к тому же рабочим днем. В городе у мужчины, попавшего в школу, есть все-таки возможность сбежать на более высокооплачиваемую работу, подработать репетиторством, просто полноценно отдохнуть – в конце концов существуют театр, нормальная библиотека… А на селе мужики, чтобы не сойти с ума, уходят в рыбалку, хозяйство, охоту или делают хобби из своей профессии. Признаюсь честно, для меня краеведение, этнография, этноархеология тоже увлечение, хобби, способ, если хотите, сохранить здравый рассудок. Надеюсь, что мое хобби приносит пользу не только мне, но и моим ученикам.

У советской и у российской властей было немало шансов изменить ситуацию – армия сокращалась не раз. Можно было высокой зарплатой и жильем привлечь демобилизованных офицеров, которые с их житейским и боевым опытом воспитывали бы совершенно иное и, наверное, лучшее поколение. Но, по мнению Рахно, феминизированное учительство выгодно власти, поскольку не способно на крайние меры защиты своих интересов, склонно к компромиссам и легко разобщаемо. Разделение на основное и дополнительное образование тоже не способствует «мужскому» воспитанию. Судя по домам юных техников, представителей сильного пола, желающих заниматься воспитанием детей, немало. Несмотря на зарплату, которая у «внешкольников» гораздо ниже. Зато там меньше бумаг, которые нужно заполнять, и женщин, с которыми надо как-то дружить. Александр Витальевич нашел свое место в школе, но за ее пределами. Ходит с ребятами в археологические экспедиции, пишет учебники, дает мастер-классы в разных уголках страны, создал межрегиональный клуб «Учитель года». Секреты выживания в дамском коллективе у Александра Витальевича, в общем, просты. Во-первых, всегда надо иметь свое мнение и отстаивать его, не обращая внимания на косые взгляды и шепотки. Во-вторых, заниматься делом, добиваться успеха. Хотя какой карьерный рост у учителя? В чиновники не хочется, а быть победителем в коллективе неудачников довольно сложно. Но есть некая степень успешности, после которой зависть исчезает – трудно дотягиваться до звезд. В-третьих, надо знать, что у тебя есть крепкий тыл: маленькая, тоненькая жена, она же – кормилица семьи, глядящая на мужа так же, как и на восьмилетнего сына: с гордостью и некоторым снисхождением к мужским прихотям. Рахно – счастливый человек. И все-таки он подумывает уйти из школы…

Муромцевский район, Омская область

Совет бывалого

Работать в женском коллективе – это искусство с использованием интеллекта. Прежде всего надо быть умным. Хотя, наверное, каждый считает себя умным… Вести себя надо достойно. Это значит ровно, не ввязываться в склоки, удерживаться от комментариев.

Владимир ЖИЛИН, кандидат педагогических наук, директор филиала ОмГПУ в городе Тара Омской области

Женский взгляд

Как мужчина себя поставит, так его и будут воспринимать. Я учусь на филологическом факультете, где, как известно, юноши в большом дефиците. Например, в моей группе – всего один. Я у него спрашиваю иногда, не трудно ли ему с нами, но ни разу не слышала жалоб. Единственное, что его не радует, – это разговоры о колготках и купальниках. Остальное вполне устраивает: всегда дадут списать, реферат приготовят, перед преподавателями «отмажут». Да и сами педагоги делают поблажки, спасая популяцию мужчин на филфаке от вымирания. Не знаю, хорошо это или плохо. Для парней, наверное, удобно, для девушек несложно, а вот в целом для общества… Мне кажется, филологический факультет – это модель России. Страны, где женщина всегда была не женщиной, а бабой, которая и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит, а мужчина лежит на печи и ждет счастья. И все же все люди разные, как бы банально это ни звучало.

Анастасия ЖИЛИНА, студентка Омского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте