Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Законы общения

Нетрадиционный урок или вызов современности

Как развить ответственность у учеников
УГ - Москва, №09 от 2 марта 2021. Читать номер
Автор:

Представьте традиционный урок. Кто говорит большую часть времени? Кто задает вопросы? Кто несет ответственность за результаты освоения материала? Скорее всего, ваши ответы будут выглядеть так: учитель, учитель и еще раз учитель. Тогда возникает вопрос: а что делают дети, какова их роль в образовательном процессе? Современные образовательные методики, как, например, в программе PYP Международного бакалавриата, предлагают идею agency – проактивность или субъектность в образовании, – основанную на выборе, ответственности и голосе или мнении, где каждый компонент одинаково значим для образовательного процесса, так как непосредственно влияет на практическое внедрение подхода.

Итак, триединство «выбор – мнение – ответственность» в проактивности, согласно мнению ведущих профессоров международного бакалавриата, принятое в нашей школе, должно позволить ученикам стать главными участниками образовательного процесса в отличие от пассивной роли при традиционном подходе в обучении.

При нетрадиционном подходе у учеников обязательно должен быть выбор. Выбор формата работы, источников информации, способа представления – всего, что может предложить учитель. Главная сложность заключается в готовности учителя предоставить ученикам свободу выбора. Но как только педагоги проникаются этой идеей, почти сразу можно увидеть изменения в поведении учеников, их большую вовлеченность в урок, потому что теперь они могут выбрать, как и что будет происходить в учебном процессе.

Для развития умения выбирать ученики должны постоянно находиться в ситуации, когда именно их решение и выбор будут влиять на дальнейшую работу. Вот пример нашего учителя начальной школы о том, как может быть представлено подобное задание на уроке развития речи: запишите на доске несколько слов, пришедших вам на ум: лиса, город, петь, цирк, дом и др. Предоставьте детям выбор: сгруппировать слова так, как они считают нужным, и объяснить свое решение. При правильной организации работы над этим, казалось бы, простым заданием дети работают и с расположением слов согласно алфавитному порядку, и со звуками, и с частеречной принадлежностью, и с текстом (некоторые дети предлагают составить текст, используя слова) – в целом со всем, что важно в данный момент повторить и закрепить и учителю, и ученикам.

Первый раз, когда нашим ученикам 2‑го класса предложили подобное упражнение, они и не поняли сразу, что от них требуется, пришли в растерянность, смутились. Почему? Ребенок еще не успел стать школьником, а уже стал заложником инструктирующего стиля работы учителя, не подразумевающего каких-либо альтернатив. Приходя в школу, ученик каждый раз ждет инструкций, по которым сможет спокойно действовать, мы же предлагаем научить ребенка делать выбор самому.

Следующий по списку, но не по значимости голос, или мнение. Способность ученика выражать свое мнение, внести свой голос в решение задач на математике или определение характера и поступков героев на уроках литературного чтения должны стать превалирующей целью для учителя. Ведь в процессе обучения ученики должны не только получать фактические, предметные знания, но и учиться видеть цель изучения темы, развивать более широкое концептуальное понимание и навыки, в том числе умение выразить свое мнение, чтобы конструктивно вести дискуссию. Высказывание собственного мнения также способствует развитию активной жизненной позиции, способности быть принципиальным в случае нарушения этических, моральных и гражданских прав в будущем.

Возможность для ребенка честно и прямо высказываться может стать основой для развития в дальнейшем самодостаточной, уверенной и эрудированной личности. Очень важно при этом, чтобы ребенок не опасался, что окружающие сочтут его представления странными и не важными. Это напрямую зависит от учителя.

На уроках литературного чтения в начальной школе мы давно стараемся отойти от принятия архетипических образов героев литературных произведений, наиболее распространенных в обществе. Ребята стараются глубже раскрыть характеры героев через призму их поступков. Почему герой сказки поступил таким образом? Какие события могли подвести героя к тому, чтобы он поступил так, а не иначе? О чем мог не сказать автор? Ребятам нравится размышлять об этом, и они с удовольствием участвуют в дискуссиях. Составление некоего «психологического портрета героя», кроме того, способствует развитию непредвзятости мышления и принципиальности.

Голос напрямую связан как с ранее описанным выбором, так и с ответственностью. Это третья составляющая проактивности, когда ученики учатся брать на себя ответственность за собственные действия, сделанный выбор, высказанные мнения и идеи. Ученики начинают осознавать, что их слова и действия влияют не только на них самих, но и на других, а следовательно, учатся оценивать, думать, прежде чем говорить или делать что-либо. Очень часто учителя и родители жалуются, что ученики абсолютно несамостоятельные, не могут ответственно подойти к выполнению задания в школе или дома. Но как часто мы даем ученикам возможность взять на себя ответственность, увидеть последствия, сделать вывод и изменить собственное поведение или отношение к чему-либо?

Перед учителями нашей школы часто стоит задача максимально плавно перейти на следующий этап в исследовании, предполагающий изучение ответственности на базе самовыражения. Одним из вариантов во 2‑м классе стала идея предложить детям провести творческую мастерскую по математике. Так, каждый составлял работу для своего соседа по парте. По итогам урока у каждого ребенка в наличии должна была быть составленная для соседа работа и решенная работа, составленная для него соседом по парте.

После того как ребята поменялись, многие поняли: невозможно выполнить задачу, если она составлена некорректно или как минимум написана таким образом, что ее невозможно прочесть. Целью такого урока было привлечение детей к вопросу их ответственности друг перед другом. Также ребята смогли проявить свои творческие способности и продемонстрировать знания по математике.

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что современная школа должна стать безопасной территорией, отражающий реальный мир вокруг. Мы верим, что наша школа – это современный мир в миниатюре, где ученики должны получить и получают возможность почувствовать и попробовать, каково это, когда от тебя зависят результат, дальнейшие шаги, взаимоотношения. Для этого необходимо вывести учеников из зоны комфорта пассивных слушателей и бездумных исполнителей заданий от учителя в ситуацию активного участия в собственном обучении.

Татьяна ДЕМЧЕНКО, учитель начальных классов школы №1589;
Ксения КАРНАЦКАЯ, координатор IB PYP, учитель английского языка школы №1589


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt