Буллинг (от англ. bully — запугивать, издеваться) является одной из ключевых проблем, обсуждаемых в школьных учительских, на родительских собраниях и в рамках тематических форумов. Актуальность этой темы связана с качественными характеристиками современного социума: в условиях неравенства, проистекающего из самой сути капиталистического строя, у детей порой не остаётся иного инструментария самоутверждения, как издевательства над другими. Однако с распространением социальных сетей проблема приобретает поистине грандиозный масштаб, ведь третировать кого-либо в интернете можно фактически в любое время и в любых формах.
Согласно последним исследованиям, более половины российских школьников (55%) сталкивались со случаями буллинга в сети, причём 39% детей боятся поделиться своими переживаниями со взрослыми. Эти статистические данные выявляют серьёзную проблему нашего социума, решать которую необходимо совместно с педагогами, психологами и социологами.
Однако в первую очередь необходимо проинформировать родителей не только о существовании данного феномена — они наверняка знакомы с ним, если не на личном опыте, то по художественным фильмам их детства, таким как «Чучело» (1983 г.) с Кристиной Орбакайте или «Кэрри» (1976 г.), снятому по одноимённой книге Стивена Кинга, — но и о путях решения существующей проблемы.
Важно понять, что дети, которые унижают других в интернете, зачастую делают это без злого умысла: причины могут крыться как в нынешнем психологическом состоянии ребёнка (например, он чувствует себя незащищенным), так и в отсутствии базовых представлений о нормах общения в сети. Дети зачастую не понимают, что причиняют кому-либо дискомфорт своими высказываниями на просторах интернета ввиду того, что не видят реакцию собеседника на свои слова.
Методист благотворительного фонда «Шалаш», работающего с трудным поведением подростков и помогающего родителям и учителям справляться с детской агрессией, воровством и травлей, Вита Хан поделилась некоторыми принципами взаимодействия с ребёнком, который обижает других в сети.
Специалист подчёркивает, что буллинг, как в реальной жизни, так и в интернете, является проявлением агрессии, которая в свою очередь проистекает из неумения правильно выражать свои эмоции — главным образом негативные. Задача взрослых при этом состоит не в том, чтобы запретить и наказать, а в том, чтобы помочь ребёнку научиться правильно проживать свои чувства.
Итак, как же говорить с ребёнком на тему буллинга?
Во-первых, важно показать ребёнку, что вы на его стороне. Это создаст необходимое ему ощущение безопасности. Объясните ему, что вы не собираетесь с ним ругаться — вы стремитесь помочь.
Во-вторых, не наказывайте ребёнка. Причина его поведения может крыться в том, что он просто не отдаёт себе отчёта в том, что его действия причиняют кому-то боль. Постарайтесь корректно объяснить, что выход его эмоциям можно найти в других видах деятельности — к примеру, в спорте или искусстве.
В-третьих, не давите на ребёнка. Подберите момент для разговора, когда ребёнок будет настроен максимально благожелательно к вам, а также готов делиться своими переживаниями. Если чувствуете сопротивление — отложите разговор на некоторое время.
В-четвёртых, не нарушайте границы ребёнка. Если он не хочет делиться с вами своими чувствами — это нормально. Вы должны с уважением относиться к его личности: не читайте его переписки и заметки — так вы можете лишь навсегда утратить доверие к себе. Постарайтесь дать ребёнку понять, что вы понимаете, как тяжело бывает говорить на такие темы. Узнайте, сможет ли он поговорить с вами об этом позднее, и уточните, когда именно.
В-пятых, не обвиняйте ребёнка. Постарайтесь узнать, что с ним происходит так, словно вы ничего не знаете о ситуации, а также не стремитесь внушить ему свою правду, даже если вам кажется, что ребёнок врет.
В-шестых, не давайте оценок и не обобщайте. Поделитесь с ребёнком фактическими наблюдениями («я случайно увидел(а) твой комментарий в Инстаграме…», «я слышал(а), что ты ругался матом на…» и т.д.) — только не используйте в своих высказываниях обобщений, вроде «ты все время…», «ты вечно…». Поделитесь своим беспокойством по поводу подобных ситуаций, не упрекая при этом ребёнка. Узнайте, что стало причиной такого поведения и что при этом чувствует ребёнок.
В-седьмых, предложите ребёнку помощь и различные варианты разговора. Например, если ребёнку тяжело говорить о проблеме вслух, он может написать записку, а потом обсудить ее с вами. С детьми младшего возраста можно прибегнуть к игровой практике и в процессе игры начать разговор на интересующую вас тему.
В-восьмых, используйте положительное подкрепление. Вместо того, чтобы ругать за ошибки, попробуйте хвалить ребёнка за его достоинства. Поддержите его в стремлении стать лучше и исправить свои недостатки.
Если же вы чувствуете, что не справляетесь, специалисты настоятельно рекомендуют обращаться к психологам. Объясните ребёнку, что в этом нет ничего постыдного. Работать с психологом будет не только он, но и вы — ребёнок должен понимать, что взрослые люди порой так же ощущают бессилие, страх, выгорание.
Таким образом, борьба с буллингом начинается с работы с ребёнком, которая предполагает не карательные, а подкрепляющие и поддерживающие меры. Психологическое здоровье ребёнка начинается с семьи — вот главное, что должен понять каждый родитель, стремящийся помочь своему ребёнку.
11 ноября отмечается День борьбы с кибербуллингом. Он был учреждён в 2019 году по инициативе VK Group для защиты пользователей сети от травли. Начиная с этого дня и до конца ноября различные онлайн-сервисы проводят акции, связанные с темой травли на просторах интернета.
Комментарии