search
main
0

Несколько вопросов про «это». По мнению медиков, пора обсуждать вопросы полового воспитания с детского сада

Первыми, кто сталкивается с постигшим российское общество падением нравов, становятся врачи-гинекологи. Из их уст берет начало зловещая статистика ранних абортов, родов несовершеннолетних, инфицированных СПИДом беременных. И чем более мы удаляемся от начала третьего тысячелетия, тем серьезнее звучат предостережения докторов: вопросы полового воспитания молодежи надо обсуждать.

Комментарий «УГ»Кажется, вопрос о сексуальном просвещении настолько ясен, что не требует многолетних дискуссий. И тем не менее споры вокруг него то утихают, то разгораются с новой силой. «УГ» не раз возвращалась к этой непростой теме.Конец 1996-го. Минобразование РФ и Минздрав РФ поддерживают масштабный международный проект полового воспитания российских школьников.(Вклад Фонда народонаселения ООН – 745 000 долларов, субподрядчик – голландская неправительственная организация – Институт охраны здоровья и профилактики болезней). Уже созданы экспериментальные программы и учебники, но шум в обществе проект задвигает.Сегодня на волне эпидемии СПИДа ожидается новый интерес к проблеме, которую как-то ведь необходимо решать.Приглашаем за наш «круглый стол» врачей, психологов, педагогов, родителей, детей – всех, кому важно будущее великой державы.

Недавно на родительском собрании, которое проводила в Санкт-Петербурге «УГ», заместитель генерального директора Лечебно-Инновационного центра (ЛИЦ) Ольга Панютина выступила с инициативой проводить среди родительской общественности своеобразные «ликбезы» на тему «Мы и наши взрослеющие дети». Корреспондент газеты встретилась с врачами ЛИЦ – Еленой Смирновой, Юлией Смирновой, Натальей Фурмановой. Беседа началась с главного вопроса: просвещать или не просвещать?

Наталья Фурманова:

– Поскольку я – представитель другого поколения, то, безусловно, сравниваю свое время и сегодняшние дни. В отличие от нынешней молодежи мы не увлекались повально проблемами взаимоотношения полов, но ущербными себя от этого не считали. Тогда эта тема не культивировалась. Сегодня «демократический» подход на телевидении, в кино и литературе практически все свел на уровень «низа живота». Этому трудно сопротивляться. Тем более, у ребят сейчас совсем другие возможности для получения интересующей информации. Поэтому, если мое поколение не испытывало потребности в просвещении, то сегодняшней молодежи это необходимо. И чем раньше просветительская работа будет вестись, тем лучше. В идеале сведения об анатомических отличиях мальчика и девочки ребенок должен получать с раннего детства, из семьи. Он все равно этим заинтересуется, поскольку наблюдает эти отличия уже в детском саду, когда в младшей группе ходит в один общий туалет, поэтому лучше, когда ему постарается все объяснить в доступной форме родной человек, а не приятель.

– Не рано ли, с детсада?

– К этому вопросу есть иллюстрация из собственного опыта. Когда-то я отправилась с лекцией по санпросветработе в ПТУ, к девочкам 15-16-летнего возраста. Составила план по вопросам гигиены, менструальной функции. Очень волновалась. Думала, начну с азов. Знаете, какие записки стали мне приходить, едва открыла рот? «Ответьте, пожалуйста, он получает сексуальное удовлетворение, а я нет. Как быть?» «У моей подруги три сексуальных партнера, у меня один. Нет ли здесь патологии?» Гигиена и менструальная функция девочкам были уже неинтересны. Так что объяснять что к чему нужно с ясельного возраста.

Елена Смирнова:

– Что касается школы, то, на мой взгляд, разговор здесь надо вести в первую очередь о гигиене. Причем с отдельными группами: мальчиков и девочек. С девочками пораньше (6-7-е классы), так как к этому возрасту их физиология быстрее настраивается на женскую. Девочке очень важно знать, как устроен ее организм, какие функции выполняют яичники, матка, что будет в них происходить по мере взросления. Девочка должна готовиться к тому, что ее предназначение – быть матерью, отсюда ей необходимо бережно относиться к себе. К детородному периоду она должна прийти здоровой.

Юлия Смирнова:

– Насколько сейчас девочки не просвещены в таких вопросах, можно судить по цифрам: 80% из посетивших нас не знали, что такое менструальный цикл. Им об этом никто не говорил. Многие мамы стесняются общаться на данную тему, и к тому же подавляющее большинство из них сами не разбираются в процессах, происходящих в собственном организме. Поэтому мы выступаем за просветительство прежде всего родителей. Анатомию, физиологию им надо знать обязательно. Надо понимать, что встречаются заболевания, возникающие еще в доменструальный период, чтобы потом не возникало стрессовых ситуаций и у девочек, и у их мам. Надо учить маленьких девочек адаптироваться в ситуации, когда их куда-то зовет взрослый дядя. Родителям непременно надо наказывать ребенку никогда не соглашаться идти с посторонними людьми и объяснять, чем это может обернуться. Может, тогда сократится страшная цифра насилия маленьких детей. Родители должны знать, что сейчас к нам обращается очень много девочек с тяжелейшими воспалениями придатков. Это прямое следствие ведения ранней половой жизни.

– Что вы понимаете под «ранней»?

Н.Ф.:

– В среднем возраст начала половой жизни молодых женщин, приходящих к нам, 15-16 лет. Но дело здесь даже не в физиологической неготовности организма, а в том, что у девочек еще совершенно не сформирована модель отношений между мужчиной и женщиной. Девушки иногда меняют партнеров от 10 до 25 ежегодно, не представляя, какие последствия это влечет за собой. Их отношения с мужчиной возникают, как правило, не от трепетного чувства, а от мысли: подружка живет половой жизнь, почему мне нельзя?

Ю.С.:

– Не говоря уже о таком результате подобного сексуального опыта, как ранний аборт. Как правило, в 14-15 лет девочки прерывают беременность на поздних сроках, потому что в этом возрасте не всегда понимают свое состояние. Они – группа повышенного риска по осложнениям после аборта. Так же, как и группа риска по возможным осложнениям во время беременности, если девочка надумает рожать. У них чаще развиваются токсикозы, инфекционные заболевания.

Е.С.:

– Нужно добавить и об инфекциях, передающихся половым путем. Очень угрожающая статистика фигурирует в последнее время. Если раньше у нас в микрорайоне обнаруживалась одна инфицированная беременная и это было ЧП, то сейчас только на одном участке стоят на учете порядка десяти беременных женщин, у которых выявлен СПИД. И эта цифра неуклонно растет. Причем женщины не обязательно наркоманки, есть среди них девочки из очень приличных семей. Просто случился до свадьбы контакт с неким молодым человеком, связанным с наркоманами, и пожалуйста, драма на всю жизнь. Мне кажется, назревает острая необходимость в том, чтобы вызвать в обществе страх. За своих детей, за свое будущее.

– Посмотрите, что делается на телевидении. В одной из передач «Большой стирки» шла речь о фотомоделях. Некое агентство абсолютно официально заявляло: мы берем девочек с 13 лет. Что такое девочка в 13 лет? Ребенок. И она хочет быть фотомоделью. Разве непонятно, что просто так там деньги не заработаешь, безусловно, начинаются другие связи. Какая нравственная основа закладывается в этой девочке? Кто ее готовит к роли матери? Нужно настойчиво возвращать общество к пониманию того, что такое женщина, жена, мать, семья. И если об этом мало говорят родители, значит, об этом должны повторять учителя.

– Мы понимаем, как трудно сейчас школе, трудно родителям, но еще тяжелее нашим детям, которые, если их не любят, не ждут ни дома, ни в учебном заведении, ищут любовь на стороне. А потом приходят к нам испуганные, жалкие, несчастные. Приходится, помимо врачебной помощи, оказывать им и психологическую.

– С чего бы вы начали беседу с родителями, если бы представилась такая возможность?

– Прежде всего я бы попросила их рассказать своим девочкам и мальчикам, что никакого равенства между мужчиной и женщиной не существует. Есть женщина – мать, продолжательница рода, которую мужчина, защитник домашнего очага, должен уважать и беречь. Есть семья, где ребенок должен рождаться в любви. Он должен быть долгожданным, желанным.

– Нельзя начинать свой путь с поверхностности отношений. Была как-то ситуация, поразившая меня. Пришла на прием девушка, вставать на учет по беременности. Просит справку о сроке беременности, чтобы вызвать из армии молодого человека для регистрации брака. Получает справку и тут же спрашивает: можно ли сделать ультразвуковое исследование? Я удивляюсь: показаний для этого нет. Оказывается, она хочет быть уверена, что ребенок именно от него! Собирается вступить с ним в брак, родить ребенка и в то же время сомневается, что ребенок от него! Ей 18 лет, и она начинает свою жизнь с обмана. Или другие. Приходят, требуют сказать буквально день зачатия, словно играя: выйдет «чет» – оставлю ребенка, выйдет «нечет» – сделаю аборт. Но ребенок – не игрушка! Он рождается от такой «мамочки», впитывает с молоком ее легкомыслие, равнодушие, неразборчивость и с успехом продолжает дело распада общества.

– А я бы попросила родителей внимательно присмотреться к своим детям. Потрясает иногда факт, что некоторые из них даже не интересуются, от чего лечится ребенок, хотя знают, что лечится. Обеспечить его финансово, еще не значит проявить максимум внимания. Ребенку участие близкого человека может оказать помощь гораздо существеннее, чем лекарство.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте