search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Непрофессионализм – норма жизни?

Мы рождены, чтоб басни сделать былью

Кадровая политика в области управления педагогической наукой поражает. И при советской власти, и в недавнем прошлом академические институты, проводившие исследования по проблемам обучения, воспитания и развития детей и юношества, принадлежали Российской академии образования, что естественно и логично. А государственная образовательная политика строилась с учетом результатов проводимых исследований. Сегодня ни один академический институт уже не принадлежит РАО и ей не подчиняется. К чему привело это ошибочное управленческое решение, мы обсудим позже.

Я не хочу сказать, что в работе академических институтов в прошлом все было безупречно. Бывало и так, что в государственной образовательной политике принимались волюнтаристские решения, наносившие явный вред детям и юношеству. Такова была пресловутая хрущевская образовательная реформа, направленная на усиление связи школы с жизнью, руководствуясь которой выпускники школ, прежде чем поступить в вуз, должны были «пройти двухгодичную трудовую закалку в рабочем коллективе»: на птицефабрике, на заводе и т. п.

В результате многое из полученных в школе знаний улетучивалось. А для будущих светил математики такая, с позволения сказать, практика была просто убийственна. Ведь хорошо известно, что математические открытия делаются, как правило, в молодом возрасте, где-то до тридцати лет.

Но Академия педагогических наук (так тогда называлась РАО) не была причастна к этому образовательному выверту. Тем временем жизнь брала свое. В условиях холодной войны и соревнования в гонке вооружений между Америкой и СССР требовались классные специалисты в области математики и физики, способные создавать новейшие образцы военной техники. И тогда в разгар хрущевской реформы стали возникать специализированные физико-математические школы, которые готовили талантливых выпускников на мехмат МГУ, в Физтех, МАИ и другие технические вузы, ковавшие оборонный щит страны. Содержанием программ таких школ, олимпиадами по математике и физике, выявлявшими юные дарования, разумеется, занялись специалисты. Среди них недавно ушедший из жизни академик Константинов.

Повторяю, что и в прошлом педагогическая наука не была свободна от идеологического и политического диктата государства. Но сама она, занимаясь серьезными исследованиями, явную чушь не транслировала. Ведь ей было на что опереться. Это и труды Л.С.Выготского, столетие со дня рождения которого широко отпраздновал весь мир (кроме нас), и работы А.Р.Лурье и А.Н.Леонтьева. Список выдающихся ученых, психологов и педагогов, обеспечивших мировую славу отечественной науке, можно продолжить.

Не то теперь. Бесконечные управленческие пертурбации, связанные со слияниями и разделениями министерств и ведомств, привели к тому, что на сегодняшний день существуют два министерства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Так вот, научно-исследовательские институты, занимающиеся проблематикой детства, у РАО забрали и перевели в подчинение не Министерству просвещения, что было бы еще хоть как-то логично, а в повиновение Министерству науки и высшего образования, которое железной рукой стало наводить в науке о детях свои порядки.

Ей-богу, если бы я был склонен к конспирологическим версиям, то решил бы, что кто-то сознательно вредит нашему Отечеству, сокрушая научные школы и назначая на руководящие посты в научные институты явно некомпетентных людей, которые никогда прежде с проблематикой исследований данных институтов не сталкивались. Но, скорее всего, мы имеем дело с ситуацией, которой дал оценку французский политический деятель Антуан Жак Клод Жозеф Буле де ла Мёрт после расстрела по приказу Наполеона Бонапарта герцога Энгиенского: «Это хуже, чем преступление. Это ошибка».

Едва ли стоит подробно останавливаться на персоналиях. Но (при всем уважении) не может человек, до того занимавшийся правилами дорожного движения, разрабатывать программу воспитания дошкольников, а специалист по дельфинам заниматься физиологией детей и подростков. У нас же новейшие назначения (похоже, не только в сфере образования) часто происходят по формуле великого баснописца И.А.Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Казалось бы, какое дело обычным людям до всех этих кадровых перестановок в научной сфере? Но дело в том, что так называемые обычные люди еще и родители детей, их бабушки и дедушки. А педагогическая наука так устроена, что помимо фундаментальных исследований она призвана давать практические рекомендации по обучению, воспитанию и развитию детей и подростков. В этом она сродни медицине, где непрофессионализм слишком дорого обходится пациентам.

За примерами далеко ходить не надо. Стоило Президенту РФ В.В.Путину высказаться о важности воспитания дошкольников, как в сжатые сроки буквально на коленке сварганили многостраничную программу дошкольного воспитания, подкрепив ее соответствующим инструктивным письмом министерства, предписывающим немедленное ее внедрение в детские сады с нового учебного года. Как гласит народная мудрость: «Услужливый дурак опаснее врага». И в данном случае это не фигура речи.

Известно, что испокон веку воспитание здорового образа жизни буквально с младых ногтей (с детского сада) одна из важных задач любой воспитательной программы. Кто же с этим будет спорить? Но подобного рода документы составляются в соответствии с миниатюрой А.Райкина о пошиве пиджака, где один отвечает за рукава, другой – за пуговицы, а в результате пиджак нельзя надеть.

В частности, мэтр художественной гимнастики настаивает на внедрении этого вида спорта в детских садах. В свою очередь признанный и заслуженный легкоатлет не мыслит дошкольное воспитание без бега на дистанции и т. п. Примечательно, что все подобные предложения окрашены риторикой патриотизма, а при внимательном рассмотрении отдают духом милитаризма. У нас же сегодня так: патриотическое воспитание только с приставкой «военное». Читай – военно-патриотическое. Отсюда и массовый спорт, главной задачей которого становится подготовка к обороне от внешних и внутренних врагов.

К чему приводит такой идеологический дискурс? К гибели подростков! Известны случаи, когда во время кросса в противогазах под руководством военруков подростки умирали от остановки сердца. Но лиха беда начало. Теперь тот же подход тихой сапой ползет в детские сады.

И это притом что состояние здоровья детей оставляет желать лучшего. С каждым годом в стране все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда задача всемерно развивать инклюзивное образование, на развитии которого, к слову сказать, настаивал и Президент РФ.

Короче говоря, детский спорт сегодня – это не только разрывание груди на четыре счета и бег с препятствиями на короткие и длинные дистанции. В современных условиях прежде всего необходима комплексная медико-психологическая диагностика детей и подростков, которая выявит их проблемы. И только после этого на ее основании грамотное дозирование нагрузок, как физических, так и психических. Тогда с учетом полученных данных мы сможем создавать и реализовывать индивидуальные программы комплексного оздоровления детей и юношества.

Слава богу, на этот раз халтурный и потому опасный документ не прошел. На круглом столе при Общественном совете и на заседании президиума РАО он получил единодушный отпор. Спешу успокоить читателей: данная программа не будет внедряться в детских садах страны.

Но где гарантия, что впредь мы не столкнемся с подобными скороспелыми управленческими решениями? Так будет до тех пор, пока непрофессионализм будет оставаться нормой жизни.

Евгений ЯМБУРГ, академик РАО, директор школы №109, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте