search
main
0

Непрофессионализм – норма жизни?

Мы рождены, чтоб басни сделать былью

Кадровая политика в области управления педагогической наукой поражает. И при советской власти, и в недавнем прошлом академические институты, проводившие исследования по проблемам обучения, воспитания и развития детей и юношества, принадлежали Российской академии образования, что естественно и логично. А государственная образовательная политика строилась с учетом результатов проводимых исследований. Сегодня ни один академический институт уже не принадлежит РАО и ей не подчиняется. К чему привело это ошибочное управленческое решение, мы обсудим позже.

Я не хочу сказать, что в работе академических институтов в прошлом все было безупречно. Бывало и так, что в государственной образовательной политике принимались волюнтаристские решения, наносившие явный вред детям и юношеству. Такова была пресловутая хрущевская образовательная реформа, направленная на усиление связи школы с жизнью, руководствуясь которой выпускники школ, прежде чем поступить в вуз, должны были «пройти двухгодичную трудовую закалку в рабочем коллективе»: на птицефабрике, на заводе и т. п.

В результате многое из полученных в школе знаний улетучивалось. А для будущих светил математики такая, с позволения сказать, практика была просто убийственна. Ведь хорошо известно, что математические открытия делаются, как правило, в молодом возрасте, где-то до тридцати лет.

Но Академия педагогических наук (так тогда называлась РАО) не была причастна к этому образовательному выверту. Тем временем жизнь брала свое. В условиях холодной войны и соревнования в гонке вооружений между Америкой и СССР требовались классные специалисты в области математики и физики, способные создавать новейшие образцы военной техники. И тогда в разгар хрущевской реформы стали возникать специализированные физико-математические школы, которые готовили талантливых выпускников на мехмат МГУ, в Физтех, МАИ и другие технические вузы, ковавшие оборонный щит страны. Содержанием программ таких школ, олимпиадами по математике и физике, выявлявшими юные дарования, разумеется, занялись специалисты. Среди них недавно ушедший из жизни академик Константинов.

Повторяю, что и в прошлом педагогическая наука не была свободна от идеологического и политического диктата государства. Но сама она, занимаясь серьезными исследованиями, явную чушь не транслировала. Ведь ей было на что опереться. Это и труды Л.С.Выготского, столетие со дня рождения которого широко отпраздновал весь мир (кроме нас), и работы А.Р.Лурье и А.Н.Леонтьева. Список выдающихся ученых, психологов и педагогов, обеспечивших мировую славу отечественной науке, можно продолжить.

Не то теперь. Бесконечные управленческие пертурбации, связанные со слияниями и разделениями министерств и ведомств, привели к тому, что на сегодняшний день существуют два министерства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Так вот, научно-исследовательские институты, занимающиеся проблематикой детства, у РАО забрали и перевели в подчинение не Министерству просвещения, что было бы еще хоть как-то логично, а в повиновение Министерству науки и высшего образования, которое железной рукой стало наводить в науке о детях свои порядки.

Ей-богу, если бы я был склонен к конспирологическим версиям, то решил бы, что кто-то сознательно вредит нашему Отечеству, сокрушая научные школы и назначая на руководящие посты в научные институты явно некомпетентных людей, которые никогда прежде с проблематикой исследований данных институтов не сталкивались. Но, скорее всего, мы имеем дело с ситуацией, которой дал оценку французский политический деятель Антуан Жак Клод Жозеф Буле де ла Мёрт после расстрела по приказу Наполеона Бонапарта герцога Энгиенского: «Это хуже, чем преступление. Это ошибка».

Едва ли стоит подробно останавливаться на персоналиях. Но (при всем уважении) не может человек, до того занимавшийся правилами дорожного движения, разрабатывать программу воспитания дошкольников, а специалист по дельфинам заниматься физиологией детей и подростков. У нас же новейшие назначения (похоже, не только в сфере образования) часто происходят по формуле великого баснописца И.А.Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Казалось бы, какое дело обычным людям до всех этих кадровых перестановок в научной сфере? Но дело в том, что так называемые обычные люди еще и родители детей, их бабушки и дедушки. А педагогическая наука так устроена, что помимо фундаментальных исследований она призвана давать практические рекомендации по обучению, воспитанию и развитию детей и подростков. В этом она сродни медицине, где непрофессионализм слишком дорого обходится пациентам.

За примерами далеко ходить не надо. Стоило Президенту РФ В.В.Путину высказаться о важности воспитания дошкольников, как в сжатые сроки буквально на коленке сварганили многостраничную программу дошкольного воспитания, подкрепив ее соответствующим инструктивным письмом министерства, предписывающим немедленное ее внедрение в детские сады с нового учебного года. Как гласит народная мудрость: «Услужливый дурак опаснее врага». И в данном случае это не фигура речи.

Известно, что испокон веку воспитание здорового образа жизни буквально с младых ногтей (с детского сада) одна из важных задач любой воспитательной программы. Кто же с этим будет спорить? Но подобного рода документы составляются в соответствии с миниатюрой А.Райкина о пошиве пиджака, где один отвечает за рукава, другой – за пуговицы, а в результате пиджак нельзя надеть.

В частности, мэтр художественной гимнастики настаивает на внедрении этого вида спорта в детских садах. В свою очередь признанный и заслуженный легкоатлет не мыслит дошкольное воспитание без бега на дистанции и т. п. Примечательно, что все подобные предложения окрашены риторикой патриотизма, а при внимательном рассмотрении отдают духом милитаризма. У нас же сегодня так: патриотическое воспитание только с приставкой «военное». Читай – военно-патриотическое. Отсюда и массовый спорт, главной задачей которого становится подготовка к обороне от внешних и внутренних врагов.

К чему приводит такой идеологический дискурс? К гибели подростков! Известны случаи, когда во время кросса в противогазах под руководством военруков подростки умирали от остановки сердца. Но лиха беда начало. Теперь тот же подход тихой сапой ползет в детские сады.

И это притом что состояние здоровья детей оставляет желать лучшего. С каждым годом в стране все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда задача всемерно развивать инклюзивное образование, на развитии которого, к слову сказать, настаивал и Президент РФ.

Короче говоря, детский спорт сегодня – это не только разрывание груди на четыре счета и бег с препятствиями на короткие и длинные дистанции. В современных условиях прежде всего необходима комплексная медико-психологическая диагностика детей и подростков, которая выявит их проблемы. И только после этого на ее основании грамотное дозирование нагрузок, как физических, так и психических. Тогда с учетом полученных данных мы сможем создавать и реализовывать индивидуальные программы комплексного оздоровления детей и юношества.

Слава богу, на этот раз халтурный и потому опасный документ не прошел. На круглом столе при Общественном совете и на заседании президиума РАО он получил единодушный отпор. Спешу успокоить читателей: данная программа не будет внедряться в детских садах страны.

Но где гарантия, что впредь мы не столкнемся с подобными скороспелыми управленческими решениями? Так будет до тех пор, пока непрофессионализм будет оставаться нормой жизни.

Евгений ЯМБУРГ, академик РАО, директор школы №109, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте