search
main
0

Неорганическая, органическая, аналитическая

Химия на все времена

Первые химические классы в школе №171 были созданы в сентябре 1974 года по инициативе декана химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Ильи Васильевича Березина. В те годы советская школа была десятилетней, и вначале открылся 9‑й класс с углубленным изучением химии, который в наше время соответствует первому году обучения в старшей школе (10‑й класс).

Проект был поддержан на самом высоком уровне: содействие в организации оказали министр просвещения СССР Михаил Алексеевич Прокофьев, завкафедрой химии природных соединений химического факультета МГУ, а также Мосгороно. Директором школы в то время была учитель химии Галина Александровна Ростоцкая, что тоже сыграло определенную роль в появлении химических классов. Первый химический класс был набран из победителей и призеров Московской городской олимпиады по химии.

Для проведения занятий в набранном классе привлекли сотрудников химического факультета МГУ. Первым лектором и ведущим семинаров был Сергей Серафимович Бердоносов, который имел многолетний опыт работы в вечерней Школе юного химика на химическом факультете. В течение более 40 лет с того момента он проводил занятия в химическом классе и почти все это время был сотрудником факультета, ответственным за проведение занятий по химии в профильных классах школы №171 (сначала в химических, а позже и в биологических). Параллельно с этим Сергей Серафимович не прекращал заниматься в МГУ наукой и за выдающиеся достижения впоследствии получил Государственную премию СССР.

Первым лектором по органической химии был другой известный химик и педагог – Сергей Сергеевич Чуранов. Эти люди также стояли у истоков появления химических классов в СУНЦ МГУ, которые открылись полтора десятилетия спустя.

Какие же задачи ставились руководством перед сотрудниками факультета, которых привлекли для проведения занятий в этом классе?

  1. Углубить имеющийся у ребят интерес к химии.
  2. Дать больший, чем в обычной школе, объем химических знаний.
  3. Приучить к систематической работе не только по химии, но и по другим предметам, чтобы быть всесторонне развитыми людьми.
  4. Помочь подготовиться к учебе на химическом факультете МГУ.

Было решено проводить занятия по лекционно-семинарской системе: 2 урока в неделю в один день – лекция для всего класса, а в другой день 2 урока – семинарское занятие. При этом на семинаре класс делили на 3 подгруппы. Домашнее задание формулировалось во время лекции. Все домашние работы проверялись преподавателями, которые вели семинары.

Несмотря на то что с тех пор сменилось целое поколение сотрудников факультета, преподающих химию в школе №171, эта система преподавания действует и поныне. Даже в самые непростые для страны годы ни на минуту не прекращал действовать договор о сотрудничестве между школой и химическим факультетом МГУ.

Изучение химии проводится по специально разработанной преподавателями химического факультета МГУ авторской программе, одобренной методической комиссией химического факультета МГУ.

Время от времени школьники выполняли сугубо творческие задания: писали сочинения «Мой класс и я» на иностранном языке, самостоятельно придумывали задачи по химии.

В первом полугодии изучалась общая химия, во втором – неорганическая. В следующем учебном году, в 10‑м классе, три четверти ребята изучали органическую химию, а в 4‑й четверти возвращались преподаватели, которые вели занятия в 9‑м классе по общей и неорганической химии, для повторения и подготовки к устному экзамену, так как экзаменационные билеты были едиными по всей стране и публиковались заранее.

Начиная со второго набора учащиеся химических классов стали выполнять практические работы на кафедрах неорганической, органической и аналитической химии химического факультета МГУ. Эта традиция тоже сохранилась по сей день. Нужно ли говорить, что во многом благодаря этому наши школьники успешно участвовали и участвуют в химических олимпиадах высокого уровня.

Регулярно в школе работает научный лекторий. С лекциями перед учащимися выступают известные профессора Московского университета, академики и члены-корреспонденты РАН.

Углубленные занятия с учащимися проводятся не только по химии, но и по таким предметам, как математика, физика, русский язык и литература. Для проведения занятий по ним руководство школы направляет наиболее опытных учителей.

Преподавателями химии разработаны различные методические материалы: учебные пособия по химии, справочники, описания практических работ, сборники задач. Опыт работы химических классов школы №171 неоднократно освещался в научно-образовательных журналах, а также на российских и международных конференциях.

Когда в стране школа стала снова одиннадцатилетней, химическими стали 10‑е и 11‑е классы. К этому времени химические классы в московских школах перестали быть редкостью, и между школами возникла высокая конкуренция за мотивированных учеников. В связи с этим мы начали набирать предпрофильный химический 9‑й класс. Уже много лет помимо химических классов в школе работают биологические классы, имеющие статус академических, а с недавнего времени и медицинские классы, позволяющие эффективно отвечать на вызовы сегодняшнего дня.

Какие же успехи можно отметить в нашей почти пятидесятилетней работе? Среди учащихся химических классов были победители и призеры Всемирной химической олимпиады, Менделеевской химической олимпиады, Всесоюзной и Всероссийской химических олимпиад, Московской городской химической олимпиады и других интеллектуальных соревнований. Подавляющее большинство выпускников химических классов становятся студентами химических вузов Москвы, в том числе химического факультета МГУ. К настоящему времени около 200 выпускников химических классов стали докторами и кандидатами наук, успешно работают как в Москве, так и во многих зарубежных научных центрах. В химическом кабинете школы размещена папка, доверху заполненная авторефератами научных диссертаций выпускников школы, которые помнят свою школу и учителей. Среди известных выпускников школы – член президиума РАН, заведующая кафедрой химии природных соединений химического факультета МГУ Ольга Анатольевна Донцова, а также бывший ректор РХТУ имени Д.И.Менделеева, а ныне депутат Государственной Думы РФ Александр Георгиевич Мажуга.

 

Александр БАНАРУ, доцент химического факультета МГУ, учитель химии школы №171, кандидат химических наук;

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доцент химического факультета МГУ, учитель химии, ответственный от химического факультета МГУ за преподавание химии в профильных классах школы №171, кандидат химических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте