Как сделать обычную школьную программу необычной – способной дать пробиться росткам творчества, сделать творчество и радость своими верными друзьями в течение всей жизни независимо от профессии и обстоятельств? Нам, административной команде школы №1623, кажется, что для этого нужно двигаться в сторону развития системы обучения и воспитания, которая закладывала бы художественно-эстетические основы.
Уже второй год подряд в отдельный класс собираются юные художники и музыканты.Выделяются три содержательные линии: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству, обогащение эмоционального мира ребенка и развитие творческого восприятия произведений искусства.В школе ребята знакомятся с разнообразием видов и жанров, богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.Например, уроки МХК погружают их в искусство и культуру Европы, России, Ближнего и Дальнего Востока, Америки. Они знакомятся с творчеством художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Шедевры и загадки мирового искусства побуждают к исследовательским проектам.Процитирую Алевтину Тараканову, взявшуюся за проект «Тайна каменных лабиринтов»: «В прошлом году мне посчастливилось побывать в Карелии, на Большом Заяцком острове, где мое воображение поразили каменные лабиринты, выстроенные по кругу. Местные жители связывают много легенд с этими сооружениями, но никто точно не может ответить, откуда они произошли и для чего нужны. Эта загадка мучает меня с тех пор, и я решилась приоткрыть завесу тайны…»Основная цель изучения предметов «Искусство» и «Мировая художественная культура» – научить детей понимать язык художественных образов, развить способность эстетического восприятия действительности, раскрыть закономерности развития культуры.Обучающиеся осваивают мировую художественную культуру, не только получая информацию от учителя, но и в процессе собственной учебной деятельности. Благодаря этому достигаются более высокие результаты.В школе работают студии художественного слова «Радуга» (начальная школа) и «Взгляд» (две группы для подростков). Программа учит думать над словом, чувствовать его, понимать роль в тексте, помогает овладевать нормами литературного языка, формировать навыки анализа текста.Занятия проходят как в группе, так и индивидуально.Наши студийцы участвуют в школьных, окружных и городских конкурсах чтецов «Эстафета искусств» (лауреаты округа и города, призеры города), «Театральный Олимп» (дипломанты города), а также во многих других конкурсах – «Воробьевы горы», «Живая классика, «Дети читают живую классику», «Журавли памяти», где становятся лауреатами или дипломантами.В школе уже более 20 лет работает музей традиционной русской культуры. Не один десяток выставок приготовили ребята за эти годы: «Русская книжность», «История моего района», «О чем рассказывают названия московских улиц», «Солнце русской поэзии» (об А.С.Пушкине), «В.Верещагин», «М.Шолохов», «А.Барто», «Да, были люди в наше время» (выставка, посвященная Отечественной войне 1812 года) и многие другие.Сегодня юные экскурсоводы рассказывают посетителям о традиционных русских ремеслах, народных и церковных праздниках. В стенах нашего музея проходят уроки МХК, истории, литературы, окружающего мира…Современные дети и подростки не хотят оставаться на занятиях пассивными слушателями. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, чтобы быть активными, реализовать тягу к самостоятельности. Поэтому учителя стараются использовать нестандартные формы уроков: урок-встреча, урок-состязание, урок-дискуссия, урок – музыкальная викторина, комбинированный урок.Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям: изобразительное, художественно-речевое, музыкальное, хореографическое, культурно-массовое.Учебно-воспитательный план школы скорректирован для основательного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объем учебной нагрузки, конечно, не превышает нормы.Опыт показывает, что желательно охватывать все виды общения детей с искусством путем разнообразных методических форм – рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа. Поэтому в план внеурочной деятельности художественно-эстетического цикла включены кружки и секции: игра на различных музыкальных инструментах, сольфеджио, изготовление скульптурных композиций из глины. (См. таблицу.)В области музыкального образования учитель музыки строит уроки следующим образом: использует различные задания, которые развивали бы творческое мышление и способности; сообщает интересные факты из жизни композиторов и музыкантов; учит определять на слух особенности музыкальных стилей, проводить сравнительный анализ этих стилей и т. д.Дети обучаются музыке в музыкально-хоровой студии (филиал ГБУДО ЦДТ «Исток»), которая была создана на базе музыкальных классов, существовавших ранее в школе. Все занятия проходят во второй половине дня. Обучение идет по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства. Каждый обучающийся получает комплексное музыкальное образование: учится игре на одном из инструментов, изучает сольфеджио, музыкальную литературу, занимается в хоре или ансамбле русских народных инструментов.Индивидуальные формы занятий – фортепиано, флейта, домра, балалайка, аккордеон. Групповые – хор «Жаворонок» (младшие классы), хор «Орфей» (старшие классы), сольфеджио, музыкальная литература.Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие изобразительного творчества. Дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал.Каждые каникулы особой популярностью пользуются кружки лепки из глины. С каким интересом ученики работают на этих уроках! Они действуют, как волшебники, разными средствами раскрывая глубину задуманного образа.Единство урочной и внеурочной работы расширяет и углубляет знания и умения детей, развивает их интересы, возрастает творческая активность, и вся учебно-воспитательная деятельность принимает целенаправленный, комплексный характер.Татьяна УСТИНОВА, заместитель директора школы №1623
Комментарии